Игровой массаж
Рекомендации для родителей
Игровой массаж
(интерпретация и адаптированный вариант методик
спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки)
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей 2-7 лет. Проводится 2-3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
- Организационный момент
а) «Найди и покажи носик».
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
Старшим детям можно предложить правой (левой рукой) показать нос.
- Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
б) «Помоги носику собраться на прогулку».
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого;
в) «Носик гуляет».
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос;
г) «Носик балуется».
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа;
д) «Носик нюхает приятный запах».
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
е) «Носик поет песенку».
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «ба-бо-бу»;
ж) «Погреем носик».
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.
- Заключительный этап
з) «Носик возвращается домой».
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
- Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла.
- Основная часть
а) Большим и указательным пальцем одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
в) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
- Заключительный этап
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Массаж волшебных точек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
- Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
- Основная часть
Упражнения с ушками.
а) «Найдем и покажем ушки».
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху);
б) «Похлопаем ушками».
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинце, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок;
в) «Потянем ушки».
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает;
г) «Покрутим козелком».
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд;
д) «Погреем ушки».
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
- Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 4-5 раз.
Рекомендации для родителей
Закаливающий массаж подошв
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять 1 раз в неделю.
«Поиграем с ножками»
- Подготовительный этап
а) Удобно сесть и расслабиться.
б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).
- Основная часть
а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
в) Погладить стопу граблеобразными движениями руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на неё.
ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
- Заключительный этап
а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
б) Посидеть спокойно, расслабившись.
Рекомендации для родителей
Обширное умывание
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром тепе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
«Умывайка»
«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» - обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев руки до локтя.
«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» - ополаскивает руки.
«Девять» - отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять» - вытирает руки насухо.
«Босохождение»
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Группа |
Виды ходьбы и дозировка |
|||
Теплый период |
Время |
Холодный период |
Время |
|
Ранний возраст |
Ходьба и бег по одеялу и полу навеса |
5-30 мин |
Ходьба и бег по ковру в носках |
5-30 мин |
Младшая группа |
Ходьба и бег по теплому песку, траве |
5-45 мин |
Ходьба по ковру босиком |
5-30 мин |
Средняя группа |
Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту |
5-60 мин |
Ходьба босиком по ковру и в носках по полу |
5-30 мин |
Старшая группа |
Ходьба и бег по земле, воде, асфальту |
5-90 мин |
Ходьба и бег босиком по комнатному полу |
5-30 мин |
Подготовительная группа |
Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли |
От 5 мин и неограниченно |
Свободный бег и ходьба в группе |
5-30 мин |
Рекомендации для родителей
Профилактические мероприятия
в условиях дома
Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. В образовательном учреждении созданы все условия для систематического профилактического влияния на организм растущего ребенка.
Задачи оздоровительно-профилактических мероприятий:
- поддержание оптимального двигательного режима;
- укрепление мышечного корсета в целом;
- профилактика хронических заболеваний и травматизма.
Указанные задачи эффективно решаются:
- применением общеразвивающих упражнений, укрепляющих, в частности, и нижние конечности;
- ежедневным использованием утренней гимнастики, теплых ванн (35-36 градусов, при этом ноги опущены до колена), массажа;
- ношением обуви на каблуке не более 1-2 см. При такой высоте каблука уравновешивается нагрузка на передний и задний отделы стопы. Если высота каблука возрастает, происходит смещение нагрузки на передний отдел стопы, икроножные мышцы находятся в состоянии постоянного напряжения, изменяется угол наклона таза, деформируется осанка;
- ношением обуви на 1см больше самого длинного пальца (чаще первого, но может быть, второго, третьего);
- обязательным выполнением требования: не донашивать обувь старших детей, так как в этом случае портится индивидуальная форма стопы;
- ношением обуви, которая не должна быть узкой или слишком просторной, а ее подошва – толстой, поскольку снижается естественная гибкость стопы;
- постоянным вниманием за правильной установкой стоп при ходьбе. Носки следует держать незначительно разведенными.