Влияние игры на физическое здоровье. (Консультация для воспитателей)
Общеизвестно, что игра представляет особую деятельность, которая с детских лет сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Для ребенка дошкольного возраста игра- ведущий вид деятельности и, несомненно, эффективное средство оздоровительной физической культуры.
Подвижные игры оказывают благотворное влияние на общее состояние здоровья детей, улучшая аппетит, укрепляя нервную систему, повышая сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Наиболее эффективное проведение подвижных игр на свежем воздухе, в результате которых усиливается работа сердца и легких , а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Поэтому работники ДОУ должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.
Разнообразие игр позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста и подготовленности детей и в соответствии с поставленными воспитателем задачами.
Укрепление и оздоровление организма, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развития речи и обогащение словаря - вот те основные задачи, которые воспитатель может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.
Для детей третьего года жизни в дни проведения физкультурных занятий длительность подвижных игр может быть 6-8 мин; в другое время (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10-15 мин.
С детьми четвертого года жизни длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке в дни физкультурных занятий должна составлять 6-10 мин. В остальные дни, когда занятия по физической культуре не проводятся, время для организации подвижных игр увеличивается до 15-20 мин.
На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности- с текстом, пением, хороводные - длительностью 5-10 мин.
Наиболее благоприятные сезоны для подвижных игр на воздухе - поздняя весна, лето и ранняя осень. Для этого времени характерна игровая деятельность с самыми разнообразными двигательными заданиями. Однако и летом , в прохладную погоду, проводятся игры , в которых дети должны быть активны; в жаркие , душные дни желательны игры более спокойные, так как малыши быстро перегреваются, потеют, устают у них пропадает желание играть.
Значительные затруднения вызывает проведения подвижных игр с детьми на участке в зимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняют их движения, делают неповоротливыми, неловкими. Даже четырех летним дошкольникам, имеющим несколько больший двигательный опыт, чем трех летний, играть в такой одежде трудно. В этот период возможны самые простые игры с несложными движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом. Большое количество снега на участке ограничивает свободное пространство, поэтому детям удобнее играть небольшими подгруппами.
Поскольку многие игры в зимнее время не могут быть проведены на воздухе с достаточной эффективностью, необходимо во второй половине дня, в свободное от занятий время, организовать их в помещении - в групповой комнате, освободив для этого побольше места. По возможности нужно стремиться выйти с детьми в зал, где больше простора и имеются разные пособия, которые целесообразно использовать в игре.
Подвижные игры - обязательная часть занятий физической культурой. Для этого подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно . В связи с тем что время их проведения несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий.
Подвижные игры, включенные в занятия оздоровительной физической культуры, несомненно влияют на развитие и совершенствование функциональных возможностей детского организма.