Исследовательская деятельность
Документы для скачивания
Конспект поисково- исследовательской деятельности «Воздух- невидимка» Цель: углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле. Образовательные задачи: Дать основы знаний о природной стихии – воздухе. Расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире. Показать, где и в каком виде существует воздух в окружающей среде. Развивающие задачи: Развивать мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями; развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы. Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; бережное отношение к природным ресурсам и к своему здоровью. Методы и приемы: Беседа, рассказ персонажей и воспитателя, игры- исследования, подвижная игра «Самолеты», игра с бумажными самолетиками. Развивающая среда – «Мини- лаборатория»: Воздушные шары, банка с водой, стаканчик с водой и соломинка на каждого ребенка, трубочка для выдувания мыльных пузырей, бумажные самолетики, изготовленные заранее. Ход непосредственно образовательной деятельности Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто спорит за дверью? Давайте посмотрим! ( Открывают дверь и видят, что там спорят Незнайка и Знайка) Воспитатель. Здравствуйте! Что случилось, Незнайка? О чем вы спорите, Знайка? Знайка. Незнайка говорит, что воздуха нет, потому что его никто не видит. А я говорю, что я тоже не видел воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воспитатель. Ребята, а как вы думаете? Ребята. Ответы детей. ( Я тоже не вижу воздух) Воспитатель. Ребята, кто согласен с Незнайкой и думает, что воздуха нет, встаньте рядом с ним, а кто согласен с Знайкой – рядом с ним. Незнайка. ( о бращается к Знайке) . Знаю, знаю( передразнивая его) – это твое любимое слово. А я тебе не верю. Ты докажи, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате. Знайка. Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все- таки есть. Воспитатель. Чтобы доказать, что вокруг нас есть воздух, нужно перейти в нашу лабораторию и делать опыты. ( Переходят в лабораторию) ( В лаборатории дети занимают места, где приготовлено все оборудование для опытов) Знайка. ( Берет в руки стакан) . Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что- нибудь? ( Показывает стакан по очереди всем детям, выслушивает ответы, но не оценивает их) . Незнайка. Ну что ты пристал к нам со своим стаканом! Каждому ясно, что в нем ничего нет. Знайка. ( Загадочно улыбается) . Говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас проверим. Воспитатель. Возьмите каждый свой стакан и, держа его вертикально вверх дном, медленно опускайте в воду. Но стакан следует держать точно вертикально. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Ребята. ( Пытаются ответить на вопрос) . Потому что там что- то есть, что не пускает воду в стакан. Воспитатель. Да, ребята, в стакане есть воздух, он не пускает воду в стакан. Знайка. Ребята, а теперь повторим опыт: опустим стакан в воду и немножко его наклоним. Что увидели? Ребята. ( Ответы детей) . В воде видны пузырьки. Воспитатель. Откуда они взялись? Ребята. ( Ответы детей) . Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Воспитатель. А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет? Ребята. ( Ответы детей) . Потому что воздух нельзя увидеть, он невидимый. Воспитатель. Да, правильно. Он прозрачный и бесцветный. Знайка. Незнайка, ты теперь убедился в существовании воздуха? Незнайка. Эка, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел тебя подразнить. Я, например, знаю, как можно увидеть воздух. Теперь я буду вами руководить. ( Берет стакан с водой и опускает в него соломку, в это время воспитатель раздает детям такие же стаканы с водой и соломинки) . Незнайка. Однажды в гостях меня угостили вкусной водой и дали трубочку- соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! ( Обращается к детям) . Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакан е воды. ( Дети выполняют) Знайка. Молодец, Незнайка, это интересный опыт. Незнайка. А я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать. Они такие красивые, разноцветные и летают! Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри? ( Ответы детей) . Знайка. И я люблю мыльные пузыри пускать. Ребята, возьмите трубочки для мыльных пузырей и пустите в воздух мыльные пузыри. Что с ними происходит? ( Ответы детей) . А что находится внутри пузырька, как ты думаешь, Незнайка? Незнайка. Ну что ты глупые вопросы задаешь? Каждому ясно, что внутри мыльных пузырей должно быть мыло. Знайка. Неужели, ребята, и вы так думаете? Ребята. ( Ответы детей) . Нет, в пузырях воздух. Знайка. А что было бы, если бы внутри пузырей оказалось мыло? Ребята. ( Ответы детей) . Они не смогли бы летать. Знайка. Правильно. Потому что мыло тяжелее, чем воздух. Незнайка. Воздух, мыло – какая разница. Вот ты мне лучше скажи – и я, и ребята, и все люди дышат через нос. Правильно? Ну- ка, ребята, подышите своими носиками. Отлично. И у медведя, зайца, лисы тоже есть нос. А как дышат растения? Куда они свои носы спрятали? Знайка. А у растений нет никаких носов. Зато на листьях есть маленькие дырочки – отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик. Незнайка. Значит, и колокольчику, и березе, и всем- всем нужен воздух? А я об этом не знал. А вот как узнать, что я дышу? Может, я просто рот открываю? Знайка. А это очень просто. Ребята, и ты, Незнайка, поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? ( Ответы детей: ладошкам становится тепло от дыхания) Знайка. А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте ладошкой закрыть рот и нос и не дышать. Что почувствовали? ( Ответы детей: долго не дышать невозможно) . Знайка. Правильно, без дыхания невозможна жизнь. Воспитатель. Для дыхания воздух должен быть свежим, богатым кислородом. А обогащать воздух кислородом помогают зеленые растения. Вот почему важно охранять природу, озеленять сады, улицы, парки. И бережно относиться к растительному миру! Незнайка. Так, теперь все понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу – в шарике. Он так и называется – воздушный шарик. Давайте, ребята, надуем шарики. ( У каждого ребенка шар, каждый пробует надуть его) . Воспитатель. А теперь попробуйте нажать на воздушный шар: вы чувствуете, как воздух внутри сжимается. А если сильнее нажать, что произойдет с шариком? Ребята. ( Ответы детей) . Он лопнет. Воспитатель. Это сжатый воздух резко вырывается наружу. Знайка. Ну что, Незнайка, понял, что есть воздух? Незнайка. Да, теперь понял, что воздух вокруг нас. Просто я считал, раз я воздух не вижу, значит, его нет. А ты меня убедил, что он есть. Воспитатель. Спасибо вам, Знайка и Незнайка, за то, что показали нам, что воздух всегда вокруг нас. Он дает возможность жить всему живому на земле. А сейчас я приглашаю всех поиграть в подвижную игру «Самолет» Руки в стороны – в полет Отправляем самолет, Правое крыло вперед, Левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолет. Воспитатель. Полетали самолеты и приземлились на аэродроме. ( В свободном от мебели пространстве) Воспитатель. Ребята, воздух нужен не только для дыхания, но и помогает летать птицам, самолетам. Воздух помогает им удержаться наверху. У нас есть самолетики, которые мы смастерили заранее. Сейчас мы их будем запускать и увидим, как воздух, обтекая их крылья, некоторое время удерживает их наверху. ( Игры с самолетиками) Воспитатель. Ребята, давайте скажем Знайке и Незнайке спасибо и попрощаемся с ними. ( Прощаются) . Воспитатель. Ребята, вам понравилась сегодня встреча с Знайкой и Незнайкой? Почему? Ребята. ( Возможные ответы детей) . Потому что они были смешные. Знайка очень много знает. С ними проделали интересные опыты. Итог. Воспитатель. Ребята, что вы узнали сегодня о воздухе, о его свойствах? Ребята. ( Ответы детей) . Воздух есть везде. Он прозрачный, бесцветный, поэтому мы его не видим. Он нужен всему живому на земле. Воспитатель. Теперь вы знаете, что без воздуха невозможна жизнь на планете Земля. И нужно следить, чтобы он был всегда свежий и богатый кислородом. Использованная литература: 1. Л. С. Выготский «Педагогическая психология». М. , 1991г. 2. В. В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения». М. , 1986г. 3. Л. Ф. Тихомирова «Познавательные способности детей 5- 7 лет. М. , 2000г 4. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Веракся, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010 5. С. Н. Николаева «Юный эколог» 6. З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом» 7. Н. А. Рыжова « Наш дом – природа» 8. Д. С. Златопольский «Удивительные превращения». Детям о секретах вещества. И зд. Центр « Вентана- Граф », 2006 г. Интернет- ресурсы: http: / / www. maam. ru/ detskijsad/ zanjatie- razvlechenie- po- yekologi- vozduh- nevidimka- dlja- detei- starshei- grupy. html http: / / www. maam. ru/ detskijsad/ - kak- chelovek- ispolzuet- svoistva- vozduha- konspekt- razvivayuschego- zanjatija- po- oznakomleniyu- s- okruzhayuschim- mirom- sredstvami- oyed. html