a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа - Литературное чтение - 3 класс

Автор: Матвеева Минира Хасановна Опубликовано: 2015-10-26 20:35:51

Документы для скачивания

Рабочая программа по литературному чтению курса УМК «Школа России» на 2013 – 2014 уч. г. 3 «б» класс Срок реализации программы: 1год Составила: учитель начальных классов I квалификационной категории Матвеева М. Х. Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа пре дмета «Литературное чтение » составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, требованиями Примерной образовательной программы начального общего образования ОУ, на основе авторской программы Л. В. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой. « Литературное чтение. 1- 4 классы». – М, : Просвещение, 2011. Место предмета в учебном плане Региональный учебный план для общеобразовательных учреждений Иркутской област и, распоряжение 164, отводит 2 часа федерального компонента и 2 часа регионального компонента для обязательного изучения предмета изобра зительное искусство из расчёта 4 час а в неделю. Раб очая программа рассчитана на 136 учебных часов. Общая характеристика предмета «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения. Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы. Основные содержательные линии В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – оп ределяет основное содержание формирования процесса чтения( способ, скорость, правильность и др. ) . Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая об еспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии. Цели: • развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Задачи:        — развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;       — учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;       — формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;       —  развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;       — формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;       — обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;       — формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;       —  обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;       — расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно- эстетический и познавательный опыт ребенка;       — обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;       — работать с различными типами текстов;       — создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».       Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы. Требования к уровню подготовленности обучающихся Л ичностные результаты: - осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; обучающиеся научатся: полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; получат возможность: познакомиться с культурно- историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д. , на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно- нравственных ценностей; начнут понимать: значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно- этическими нормами; освоят: восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства; полюбят: чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор; приобретут: первичные умения работы с учебной и научно- популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы. Обучающиеся овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного( прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении( героях, событиях) , устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать( читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией( сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд( плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др. ) . Метапредметные результаты: - освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений( деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др. ) , - умение высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Обучающиеся овладеют основами коммуникативной деятельности( в том числе с использованием средств телекоммуникации) , на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы. Предметными результатами являются: виды речевой и читательской деятельности. Обучающиеся научатся: - осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации) ; - осознанно воспринимать( при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику( художественный, научно- популярный, учебный, справочный) , определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно- популярному и художественному тексту; - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма( повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения; - работать со словом( распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту) , целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; - читать( вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать( понимать) смысл прочитанного; - читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения; - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; - ориентироваться в построении научно- популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности; - использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности( сравнение, олицетворение, метафора) , определяющие отношение автора к герою, событию; - использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять( пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; - передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно- популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа( полного или выборочного) ; - коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; - ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; - составлять краткую аннотацию( автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу; - самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Обучающиеся получат возможность научиться: - воспринимать художественную литературу как вид искусства; - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; - осознанно выбирать виды чтения( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; - определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; - доказывать и подтверждать фактами( из текста) собственное суждение; - на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи( повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя) ; - писать отзыв о прочитанной книге; - работать с тематическим каталогом; - работать с детской периодикой. Творческая деятельность Обучающиеся научатся: - читать по ролям литературное произведение; - использовать различные способы работы с деформированным текстом( устанавливать причинно- следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана) ; - создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Обучающиеся получат возможность научиться: - творчески пересказывать текст( от лица героя, от автора) , дополнять текст; - создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; - работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; способам написания изложения. Учебно – тематическое планирование № п/ п Тема( раздел) Всего часов 1 Вводный урок по курсу литературного чтения 1 2 Самое великое чудо на свете 4 3 Устное народное творчество 14 4 Поэтическая тетрадь 1 11 5 Великие русские писатели 24 6 Поэтическая тетрадь 2 6 7 Литературные сказки 8 8 Были- небылицы 10 9 Поэтическая тетрадь 1 6 10 Люби живое 16 11 Поэтическая тетрадь 2 8 12 Собирай по ягодке- наберёшь кузовок 12 13 По страницам детских журналов 8 14 Зарубежная литература 8 Итого 136 часов Изменений и дополнений в авторскую программу нет. Содержание программы учебного курса( 136 ч. ) Круг произведений для чтения   В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.        Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово- тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира. В водный урок по курсу литературного чтения( 1ч. ) Вступительная статья. Самое великое чудо на свете( 4ч. ) Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. Устное народное творчество( 14ч. ) Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван- царевич и Серый Волк», «Сивка- Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Поэтическая тетрадь 1( 11ч. ) Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно- популярной статьи Я. Смоленского. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». A. A. Фет. «Мама! Глянь- ка из окошка. . . », «Зреет рожь над жаркой нивой. . . ». И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно. . . », «Встреча зимы». И. З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег». Великие русские писатели( 24ч. ) Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина», A. C. Пушкин. «За весной, красой природы. . . », «Уж небо осенью дышало. . . », «В тот год осенняя погода. . . », «Опрятней модного паркета. . . », «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане. . . »; Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В. Воскобойникова о М. Ю. Лермонтове. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком. . . », «Утес», «Осень». Л. Н. Толстой. «Детство Л. Н. Толстого»( из воспоминаний писателя) , «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Поэтическая тетрадь 2( 6ч. ) Н. А. Некрасов. «Славная осень! . . », «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги. . . ». Литературные сказки( 8ч. ) Д. Н. Мамин- Сибиряк. « Аленушкины сказки», « Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница»; В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Были- небылицы( 10ч. ) М. Горький «Случай с Евсейкой »; К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»; А. И. Куприн «Слон». Поэтическая тетрадь 1( 6ч. ) С. Черный «Что ты тискаешь утенка. . . », «Воробей», «Слон»; А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. А. Есенин «Черемуха». Люби живое( 16ч. ) М. М. Пришвин «Моя Родина»; И. С. Соколов- Микитов « Листопадничек »; В. И. Белов «Малька провинилась», «Еще проМальку »; В. В. Бианки «Мышонок Пик»; Б. С. Житков «Про обезьянку»; В. Л. Дуров «Наша Жучка»; В. П. Астафьев « Капалуха »; В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Поэтическая тетрадь 2( 8ч. ) С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А. Л. Барто «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков «Если. . . »; Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии». Собирай по ягодке- наберёшь кузовок( 12ч. ) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А. П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства». По страницам детских журналов( 8ч. ) Вступительная статья. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Веселые стихи». Зарубежная литература( 8ч. ) Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике. Средства контроля В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости пони- мать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы( таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т. д. ) ; на развитие способности к самооценке и к самоконтролю. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения( полно, кратко, выборочно) , выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на мате- риале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы- небольшие по объему( ответы на вопросы, описание героя или события) , а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т. п. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляет подсчет количества слов( слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами) . Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно- измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10- 25 минут( в зависимости от уровня подготовленности класса) . Третьеклассники должны уметь: - бегло, выразительно читать текст; - ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слов, быстроты понимания прочитанног о( скорость чтения не менее 80- 90 слов в минуту) ; - улавливать главную мысль произведения, логику поведения, смысловые и интонационные связи в тексте; - составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания; - устно рисовать картины к прочитанным произведениям; - описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами; - самостоятельно знакомиться с книгой, опираясь на фамилию автора, название книги и иллюстрации к ней; - научатся ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку. При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу: «3»- если сделано не менее 50% объёма работы; «4»- если сделано не менее 75% объёма работы; «5»- если работа не содержит ошибок. К концу второго полугодия в третьем классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений. Способами оценивания результативности обучения чтению являются: - замер скорости чтения( в скрытой для детей форме) ; - ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений; - выразительность чтения( умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств- мелодики, темпо ритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса) ; - выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания; - выполнение заданий по ориентировке в книгах; - наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности( в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т. п. ) ; - наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы; - наблюдения за читательской деятельностью учащихся; - анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций; - анализ творческих работ учащихся( в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии) . Характеристика цифровой оценки( отметки) «5»( «отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4»( «хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 1- 3 ошибок или 4- 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3»( «удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4- 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3- 5 ошибок или не более 8 недочетов по пройден- ному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2»( «плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Характеристика словесной оценки( оценочное суждение) Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Учебно- методически е средства об учения Рабочая программа «Литературное чтение» 1- 4классы/ Под редакцией Климановой Л. Ф. , Горецкого В. Г. - М. : Просвещение, 2011 г. Климанова Л. Ф. , Горецкий В. Г. , Голованова М. В. и др. «Литературное чтение». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2- х частях 3 класс. - М. : Просвещение, 2013. 3. М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений – М. : Просвещение, 2013. Календарно – тематическое планирование по литературному чтению 3класс № п/ п Раздел, тема урока Дата проведения План Изменения( причина) 1четверть – 35ч 1 Введение. Знакомство с учебником. 01. 09 2 Знакомство с названием раздела. 02. 09 3 Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. 04. 09 4 Первопечатник Иван Фёдоров. 07. 09 5 Урок- путешествие в прошлое. Оценка достижений. Тест №1 08. 09 6 Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. Проверка техники чтения. 0 9. 09 7 Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. 11. 09 8 Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. 14. 09 9 Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 15. 09 10 Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 16. 09 11 Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый Волк». 18. 09 12 Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый Волк». 21. 09 13 Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый Волк» 22. 09 14 Русская народная сказка «Сивка- бурка». 23. 09 15 Русская народная сказка «Сивка- бурка». 25. 09 16 Русская народная сказка «Сивка- бурка». 28. 09 17 Художники- иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. 29. 09 18 КВН( обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество») . 30. 0 9 19 Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. Тест №2 02. 10 20 Знакомство с названием раздела. 05. 10 21 Проект «Как научиться читать стихи»( на основе научно- популярной статьи Я. Смоленского) . 06. 10 22 Ф. Тютчев «Весенняя гроза». 07. 10 23 Ф. Тютчев «Листья». Сочинение- миниатюра «О чём расскажут осенние листья». 09. 10 24 А. Фет «Мама! Глянь- ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». 12. 10 25 И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…». 13. 10 26 И. Никитин «Встреча зимы». 14. 10 27 И. Суриков «Детство». 16. 10 28 И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. 19. 10 29 Путешествие в Литературную страну( обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1») 20. 10 30 Оценка достижений. Тест №3 21. 10 31 Знакомство с названием раздела. 23. 10 32 А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». 26. 10 33 А. Пушкин. Лирические стихотворения. 27. 10 34 А. Пушкин. «Зимнее утро». 28. 10 35 А. Пушкин. «Зимний вечер». 30. 10 2 четверть – 28ч 36 А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …». 09. 1 1 37 А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …». 10. 11 38 А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …». 11. 11 39 А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …». 13. 11 40 Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. 16. 11 41 И. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. 17. 11 42 И. Крылов «Мартышка и Очки». 18. 11 43 И. Крылов «Зеркало и Обезьяна». 20. 11 44 И. Крылов «Ворона и Лисица». 23. 11 45 М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. 24. 11 46 М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». 25. 11 47 М. Лермонтов «Утёс», «Осень». 27. 11 48 Детство Л. Толстого( из воспоминаний писателя) . Подготовка сообщения. 30. 11 49 Л. Толстой «Акула». 01. 12 50 Л. Толстой «Прыжок». 02. 12 51 Л. Толстой «Лев и собачка». 04. 12 52 Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря? ». Сравнение текстов. 07. 12 53 Оценка достижений. Тест №4 08. 12 54 Литературный праздник( обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели») . 0 9. 12 55 Знакомство с названием раздела. 11. 12 56 Н. Некрасов «Славная осень! . . », «Не ветер бушует над бором…» 14. 12 57 Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». 15. 12 58 К. Бальмонт «Золотое слово». 16. 12 59 И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. 18. 12 60 Развивающий урок( урок- обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2») . Оценка достижений. Тест №5 21. 12 61 Знакомство с названием раздела. 22. 12 62 Д. Мамин- Сибиряк « Алёнушкины сказки»( присказка) . 23. 12 63 Д. Мамин- Сибиряк «сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». 25. 1 2 3четверть – 42ч 64 В. Гаршин «Лягушка- путешественница». 11. 01 65 В. Гаршин «Лягушка- путешественница». 12. 01 66 В. Одоевский «Мороз Иванович». 13. 01 67 В. Одоевский «Мороз Иванович». 15. 01 68 Оценка достижений. К ВН( обобщающий урок по I части учебника) . 18. 01 69 Знакомство с названием раздела. 19. 01 70 М. Горький «Случай с Евсейкой ». 20. 01 71 М. Горький «Случай с Евсейкой ». 22. 01 72 К. Паустовский «Растрёпанный воробей». 25. 01 73 К. Паустовский «Растрёпанный воробей». 26. 01 74 К. Паустовский «Растрёпанный воробей». 27. 01 75 А. Куприн «Слон». 29. 0 1 76 А. Куприн «Слон». 01. 0 2 77 А. Куприн «Слон». 02. 02 78 Урок- путешествие по разделу «Были- небылицы». Оценка достижений. Тест №6 03. 02 79 Знакомство с названием раздела. C. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка? . . » 05. 02 80 C. Чёрный «Воробей», «Слон». 08. 02 81 А. Блок «Ветхая избушка». 09. 02 82 А. Блок «Сны», «Ворона». 10. 02 83 С. Есенин «Черёмуха». 12. 02 84 Урок- викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. Тест №7 15. 02 85 Знакомство с названием раздела. 16. 02 86 М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. 17. 02 87 И. Соколов- Микитов « Листопадничек ». 19. 02 88 И. Соколов- Микитов « Листопадничек ». 22. 02 89 В. Белов «Малька провинилась». 2 4. 02 90 В. Белов «Ещё раз про Мальку». 26. 02 91 В. Бианки «Мышонок Пик». 29. 0 2 92 В. Бианки «Мышонок Пик». 01. 03 93 Б. Житков «Про обезьянку». 02. 03 94 Б. Житков «Про обезьянку». 04. 03 95 Б. Житков «Про обезьянку». 07. 03 96 В. Дуров «Наша Жучка». 09. 03 97 В. Астафьев « Капалуха ». 1 1. 03 98 В. Драгунский «Он живой и светится…» 14. 03 99 Урок- конференция «Земля- наш дом родной»( обобщающий урок по разделу «Люби живое». 15. 03 100 Оценка достижений. Тест №8 16. 03 101 Знакомство с названием раздела. 1 8. 03 102 С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» 21. 03 103 А. Барто «Разлука». 2 2. 03 104 А. Барто «В театре». 23. 03 105 С. Михалков «Если», «Рисунок». 25. 03 4четверть – 27ч 106 Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». 04. 04 107 «Крестики- нолики»( обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». 05. 04 108 Оценка достижений. Тест №9 06. 04 109 Знакомство с названием раздела. 08. 04 110 Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. 11. 04 111 А. Платонов «Цветок на земле». 12. 04 112 А. Платонов «Цветок на земле». 13. 04 113 А. Платонов «Ещё мама». 15. 04 114 А. Платонов «Ещё мама». 18. 04 115 М. Зощенко «Золотые слова». 19. 04 116 М. Зощенко «Великие путешественники». 20. 04 117 Н. Носов «Федина задача». 22. 04 118 Н. Носов «Телефон». 25. 04 119 В. Драгунский «Друг детства». 26. 04 120 Урок – конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений. 27. 04 121 Знакомство с названием раздела. 29. 0 4 122 Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». 0 2. 05 123 Ю. Ермолаев «Проговорился». 03. 05 124 Ю. Ермолаев «Воспитатели». 04. 05 125 Г. Остер «Вредные советы». 0 6. 05 126 Г. Остер «Как получаются легенды». 10. 05 127 Р. Сеф «Весёлые стихи». 11. 05 128 Читательская конференция «По страницам детских журналов»( обобщающий урок) . Оценка достижений. 13. 05 129 Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции «Храбрый Персей». 16. 05 130 Мифы Древней Греции «Храбрый Персей». 17. 05 131 Мифы Древней Греции. 18. 05 132 Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». 20. 05 133 Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». 23. 05 134 Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Оценка достижений. Тест №10 24. 05 135 Развивающий час по теме «Зарубежная литература». « Брейн- ринг »( обобщающий урок за курс 3класса) . Проверка техники чтения. 25. 05 136 Итоговая контрольная работа 27. 05

Оставить комментарий: