a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа - Русский язык - 4 класс

Автор: Матвеева Минира Хасановна Опубликовано: 2015-10-26 20:36:52

Документы для скачивания

Муниципальное казенное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Алзамай» Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: На заседании МО зам дир. по УВР директор Г. В. Серова Протокол № 1 О. В. Тебенькова_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ от 29. 08. 20_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ приказ №_ _ _ _ _ _ от_ _ _ _ _ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 4 « б» класс УМК «Школа России» Составила: Матвеева М. Х. , учитель начальных классов I квалификационная категория Алзамай, 2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, требований Примерной образовательной программы начального общего образования ОУ, на основе авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьевой, Н. Ф. Стефаненко «Русский язык ». – М. : Просвещение, 2011. Место предмета в учебном плане Региональный учебный план для общеобразовательных учреждений Иркутской области, РАСПОРЯЖЕНИЕ 164, отводит 170 часов федерального компонента для обязательного изучения предмета русский язык из расчёта 5 часов в неделю. Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов. Общая характеристика предмета Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Основные содержательные линии Цели: - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического воспитания и логического мышления учащихся; - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Содержание программы представлено следующими содержательными линиями: - система языка( основы лингвистических знаний) : фонетика и орфоэпия, графика, состав слова( морфемика) , грамматика( морфология и синтаксис) ; - орфография и пунктуация; - развитие речи. Задачи: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - развитие коммуникативных умений; - развитие нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой деятельности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; - овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- описания и повествования небольшого объема; - воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. В четвертом классе ведущее направление работы по русскому языку функционально синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи( склонением имён существитель ных, изменением их по падежам, склонением имён прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и чис лам) , с новой частью речи- наречием. Требования к уровню подготовленности обучающихся Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурн о- исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения; 4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности; 7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 5) использование знаково- символических сре дств пр едставления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 6) использование различных способов поиска( в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях) , обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; 7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей; 11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 12) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык». Предметные результат ы: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка( орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; 6) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания( в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; 7) способность проверять написанное. Обучающиеся должны знать:        - названия изученных частей, их значение, вопросы к словам и особенности изменения; - названия главных членов предложения и способ их нахождения; - изученные орфографические правила( способы действия при встрече с орфограммами) : Ь после шипящих в начальной форме имен существительных; Ь в неопределенной форме глагола; не с глаголами. у меть: – принимать и сохранять учебную задачу; – планировать( в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе  во внутренней речи) свои действия для решения задачи; – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник и т. д. – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; – контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; –  оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления; адекватно воспринимать оценку учителя. Учебно- тематическо е планирование № п/ п Тема( раздел) Количество часов 1 Повторение 11 2 Предложение. 9 3 Слово в языке и речи 21 4 Имя существительное 43 5 Имя прилагательное 30 6 Личные местоимения 7 7 Глагол 3 4 8 Повторение 15 Итого 170 Изменений и дополнений в авторскую программу нет. С одержание программы учебного курса( 170 ч. ) Повторение( 11 ч) Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение( компози ция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста( повествование, описание, рас суждение, смешанный текст) . Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения( общее представление) . Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Р азбор предложения по членам предложения. Предложение( 9 ч) Однородные члены предложения( общее представление) . Предложения с однородны ми членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и( без перечисления) , а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однород ными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения( общее представление) . Знаки препинания в слож ных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами. Слово в языке и речи( 21 ч) Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и перенос ное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимство ванные слова. Устойчивые сочетания слов( фразеологизмы) . ' Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Работа с лингвистическими словарями( толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов) . Наблюдение над изобразительно- выразительными средствами языка. Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова. Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков. Обобщение знаний о частях речи( имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог) , деление частей речи на самостоятельные и слу жебные. Наречие как часть речи( общее представление) , значение, вопросы. Роль наречий в предложении( второстепенный член предложения) . Имя существительное( 43 ч) Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существитель ных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные тины склонения имён существительных( общее представление) . Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен суще ствительных 1- го склонения. Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен сущест вительных 2- го склонения. Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен сущест вительных 3- го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3- го склонения в единственном числе( кроме имен существительных на- м я, - ий, - ие, - ия) . Озна комление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных. Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3- го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении па дежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи( пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке) . Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка право писания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа( инже неры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное( 30 ч) Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существи тельным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому зна чению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных( кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на- ь я, - ье, - ов, - ин) . Способы проверки правописания безударных падеж ных окончаний имен прилагательных( общее представление) . Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и сред него рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навы ка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Личные местоимения( 7 ч) . Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3- го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями( к тебе, у тебя, к ним) . Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных па дежах( тебя, меня, его, её, у него, с нею) . Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование место имений как одного из сре дств св язи предложений в тексте. Гл агол( 34 ч) Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола( особенности дан ной формы) . Образование времен ных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы( общее представление) . Правописание возвратных глаголов в не определенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени( спряжение) . Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака( ь) в окончаниях глаголов 2- го лица единственного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения( общее представление) . Глаголы- исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3- м лице и в неопределенной форме по вопро сам( что делает? что делать? ) . Правописание буквосочетаний- т ся в возвратных глаголах в 3- м лице и- ться в воз вратных глаголах неопределенной формы( общее представление) . Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний гла голов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени( видеть — видел, слышать — слышал) Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов- синонимов, глаголов- антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нуж ных падежах с предлогами и без предлогов( тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат) . Развитие речи Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст, основная мысль, заголовок. Построение( композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению( коллективно и самостоя тельно) . Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста- повество- вания, текста- описания, текста- рассуждения. Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи( о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др. ) . Изложение( подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составлен ному плану. Использование при создании текста изобразительно- выразительных средств( эпите тов, сравнений, олицетворений) , глаголов- синонимов, прилагательных- синонимов, сущест вительных- синонимов и др. Сочинения( устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюже. т ных рисун ков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с пред варительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учи теля. Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, исполь зуемые при извинении и отказе. Повторение( 15 ч) С редства контроля Комплексом оценки достижений являются материалы текущих, тематических и итоговых работ по русскому языку. Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме проверочной работы. Словарные диктанты проводятся один раз в две недели. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. На выполнение такого задания отводится от 5- 10 минут. Проекты, выполненные индивидуально или группой, учащиеся защищают перед классом на уроке, материалы проектов хранятся в личных портфолио. Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме: контрольные диктанты, проверочные работы тестового характера. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты повседневной работы учеников, устного опроса, текущих, ито говых контрольных работ, а также комплексной работы, которая проводится в конце учебного года. Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, поэтому неудовлетворительные оценки не выставляются. Предусмотрено проведение: Входной диктант- 1 Контрольные диктанты – 7 Проверо чные работы( тестовая форма) – 7 Проекты- 4 Сочинения – 13 Изложения- 9 Итоговый контрольный диктант – 1 Учебно- методически е средства обучения 1. Рабочая программа «Школа России» 1- 4классы. В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьевой, Н. Ф. Стефаненко «Русский язык». Москва «Просвещение» 2011г. 2. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 частях/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2014 3. Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса: в 2 частях/ В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 201 4 4. Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» 4 класс. М. : Просвещение. 5. Электронное приложение. Учебно- методический комплект «Начальная школа». Уроки и медиотеки Кирилла и Мефодия.

Оставить комментарий: