Представление собственного инновационного педагогического опыта (Наумова А.Н.)
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Педагогический опыт позволяет мне выявить возникающие противоречия между:
- Уровнем эстетического воспитания детей, фактическим уровнем художественного развития школьников и требованием программы;
- содержанием учебного материала и интересами, запросами учащихся;
- уровнем развития художественно – образного мышления школьников и уровнем сформированности осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира.
Решая эти проблемы, необходимо создать педагогические условия и систему работы через организацию творческой деятельности на уроках и внеурочной деятельности по предмету.
В результате применения методов, средств и форм эффективной организации урока, использования современных технологий на уроке удается активизировать учебный процесс и сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету.
Закономерен вопрос: что же такое активность? Активностью принято считать отношение учащихся к учению, в изобразительной деятельности этот принцип рассматривается как один из основных. Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками. Если ребёнок не овладел знаниями, умениями, как правило, нет творчества и индивидуальности в рисунке.
Уроки изобразительного искусства требуют постоянной активной работы учителя на уроке. От активности учителя зависит творческой активности и самих учащихся. На формирование активности детей к изобразительной деятельности влияет разнообразие форм, методов и средств обучения.
Урок начинается с объяснительно – иллюстративного метода, который состоит в предъявлении учащимся информации разными способами – словесными, наглядным, практическим. Возможные формы этого метода – сообщение информации по разным темам и проблемам (рассказ, беседа, лекции, учебный диалог), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Дети учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, составлять опорные схемы. Используются на уроке диалогические основы общения, в которые включаются игровые моменты, элементы драматизации. Таким образом, можно организовать восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею.
Объяснительно – иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо репродуктивный метод, который заключается в многократном воспроизведении
(репродуцировании) действий.
Объяснительно – иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей учащихся. В учебном процессе для активизации используются методы проблемного изложения: исследовательский, эвристический; их реализация стимулирует школьников к творческому добыванию знаний и умений, помогает освоить способы научного познания.
Использование игровых ситуаций, творческих, импровизированных и проблемных задач, приемов «Теории решения изобразительных задач» (ТРИЗ) помогает активизировать наблюдения. Особая разновидность учебных задач – задачи на импровизацию, это высшая степень проявления творчества. От копирования лучших образцов произведения живописи, графики, народного и декоративно – прикладного искусства, дизайна учащиеся постепенно переходят к созданию собственных вариаций и импровизации.
Включение содержание занятий по изобразительному искусству проблемного изложения, использование проблемных ситуаций, проблемного метода обучения создает очень хорошие условия для развития творчества. При объяснении используется также простейшая форма решения проблемных задач – постановка перед школьниками вопросов.
Ставить проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяются и образ, и практический показ действий. Для решения проблемной задачи создаются новые условия, требования, подходы к решению практической работы, новая техника и художественные материалы, более широкий круг ранее усвоенных знаний и личный опыт ученика. Суть всех этих приемов состоит в том, что детям предлагаются проблемные вопросы, содержащие противоречия и требующие решения, самостоятельного нахождения выхода.
Рассматривая разнообразные формы проблемных задач, следует отметить группу задач, развивающую у школьников видение новых функций уже знакомых объектов: например, превратить отпечаток ладони в образы, найти образ в отпечатке красок, превратить кляксу в образ, при этом, используя разную технику, можно рисовать не вопросом кисти, а ее черенком, использовать рисование нитками, технику выдувания или «мыльные пузыри». Другие проблемные задачи направлены на формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый, способ. Эти задачи могут быть решены, например, в процессе выполнения заданий по конструированию архитектурных построек, животных, машин и других объектов на основе цилиндра, конуса, куба из «бросовых» материалов. На занятиях изобразительном искусством всегда выступает для учащихся проблемной задачей поиск оригинального композиционного решения рисунка, выразительности образа, способов передачи движения в рисунке и т.п.
Одно из главных требований при этом – предоставление детям возможно большей самостоятельности, что не исключает оказания им по мере необходимости педагогической помощи. Эта помощь естественна и необходима и не приводит к пассивности детей в изобразительном творчестве. От ограничений в выборе темы и сюжета ученик постепенно подводится к их самостоятельному выбору. Дети решают проблемную задачу с помощью учителя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу. Таким образом, дети привлекаются к соучастию, обмену мнениями, рассуждению.
Поощрять различные точки зрения важно: каждый ребенок должен быть уверен, что его мнение обязательно будет услышано, а маленькие творческие победы не останутся незамеченными. Необходимо при этом, чтобы через весь урок проходила установка на успех. Таким образом, дети обучаются анализировать свое эмоциональное состояние, контролировать его, ведь отрицательные эмоции мешают достижению успеха в обучении. На уроках изобразительного искусства используются приемы развития критического мышления.
При запуске темы урока и активизации опорных знаний учащихся можно использовать такие приемы, как: «Ситуация порождения сомнения» и «Вопросительные слова». Например, при изучении темы «Черное и белое – основа языка графики. Силуэт как выразительное средство графики» в 6 классе в начале урока необходимо задать вопрос «Тень – это силуэт?», таким образом, создается проблема: любая ли тень может быть силуэтом? Учащиеся высказывают свои мнения и, обсуждая проблему, приходят к правильному ответу: не всякая тень может быть силуэтом, а лишь та, которая правдиво и выразительно характеризует объект в зависимости от освещения, что в ходе урока при выполнении практического задания и подтверждается. В начале урока, приглашая учащихся к диалогу, рекомендуется использовать прием «Вопросительные слова». Например, на уроке в 8 классе по теме «Введению в искусство архитектуры» учащиеся составляют вопросы, на которые затем совместно с учителем отвечают. Для закрепления темы уроков хорошо себя зарекомендовал такой прием, как синквейн. Синквейн очень любят сочинять и сами учащиеся. Например, в 6 классе при изучении темы «Черное и белое – основа языка графики. Силуэт как выразительное средство графики» в конце урока учащиеся сочиняют синквейн «Силуэт». Эффективность воспитания художественно –творчество активности повышается , когда к проведению такого контроля на уроках изобразительного искусства привлекаются сами дети и в урок включаются элементы взаимоконтроля. Это дает детям возможность видеть результаты своей деятельности и товарищей, достижения и недостатки, находить пути их исправления, развить критическое мышление. На уроках изобразительного искусства наибольшие трудности для детей представляют композиционные поиски, передача образной выразительности формы, пропорций, объема, цвета, колорита и пространства в тематическом рисовании.
Наиболее характерной ошибкой учащихся в процессе изображения является то, что они обходят решение изобразительной задачи в целом и сразу приступают к изображению отдельных деталей, элементов. Созданная тематическая композиция не имеет цельности, невыразительна без живого действия и ощущения жизни. Эта ошибка связана с незнанием учениками законов композиции. В работе над созданием тематической композиции от учащихся требуется создание с начала общего схематического наброска, который затем они насыщают деталями.
В создании сюжетного рисунка можно выделить следующие этапы:
Нахождение образа;
Выражение идейного замысла;
Передача смысловой связи между изображаемыми объектами. Одно из основных условий развития художественного творчества учащихся связано с их обучением языку изобразительного, народного, декоративно – прикладного искусства и дизайна, с освоением средств художественной выразительности пластических искусств. Эта работа ведется поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в репродукциях художников и других произведениях изобразительного искусства к формированию умений применять эти средства в практической работе. Причем проявление того или иного средства художественной выразительности следует проследить со школьниками на многих примерах, с тем чтобы избежать простого копирования увиденного у художников. Надо добиваться осознания учащимися средств художественной выразительности.
Важным условием развития художественного творчества учащихся на уроках изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, особенно видео – и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. На уроках необходимо демонстрировать диафильмы, слайды, наглядные динамические пособия, использовать эпидиаскоп, ПК, включать музыкальные записи. Эмоциональное воздействие зрительных образов на развитие художественного образа учащихся трудно переоценить. Одним из самых эффективных современных средств обучения является использование на уроке мультимедийных презентаций, например: «Декоративно - прикладное искусство», «Городецкая вазопись», «Искусство гжели», «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Конструкция головы человека», «Пропорции фигуры человека». Это позволяет оптимизировать образовательный процесс на уроке, включить в урок всех детей, на протяжении всего урока поддерживать высокий эмоциональный и познавательный тонус. Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц, пособий, в репродукций, открыток, иллюстраций. В целях активизации мыслительной деятельности учащихся большую роль играет использование на уроках карточек – заданий, карточек – упражнений.
Наряду с оказанием такой педагогической целесообразной помощи необходимо стремиться к созданию на уроках изобразительного искусства условий, которые помогут детям правильно решить ту или иную практическую задачу. Например, чтобы избежать сильного нажима на карандаш, учащимся можно предложить поработать хрупкими мелками, а одним из примеров, позволяющих избежать фризового построения композиции. Еще одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности художественных материалов и техник.
Учащимся для выполнения заданий предлагаются различные материалы и техники: карандаш, акварель. Гуашь, цветные мелки, уголь, черная тушь, цветная или тонированная бумага, рисование белой гуашью по черному фону. Использование различных мазков, точек, применение акварели, туши, сочетание угля и мела, позволяет учащимся добиваться большой образной выразительности.
Сочетание на уроках коллективных и индивидуальных форм работы – важное условие развития творчества. Оно может осуществляться по – разному, в зависимости от темы урока и педагогических задач.
Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других.
В основе коллективной изобразительной деятельности лежат три основных формы организации совместной деятельности: совместно – индивидуальная, совместно – последовательная и совместно – взаимодействующая. Совместно – индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции.
Опыт работы был представлен на районных секционных занятиях учителей ИЗО и технологии по темам : «Эстетическое воспитание в школе средствами изобразительного искусства», « Компьютеризация на уроках технологии».