Приложение к защите (Наумова А.Н.)
"Красота в природе рождается и руками сотворяется"
«Издавна у нас в Мордовии бытует поговорка: «Кто мало говорит, тот много делает», да и русскую пословицу «Семь раз отмерь, а один отрежь» тоже своей считаем. Оттого, прежде чем любое дело начать, испокон веку долго и сообща думали. «Кто хорошо думает, тот хорошо работает», -- говаривали старики-поморы. Потому спустя много веков радуют глаз и согревают душу рук прадедов наших.
Об этом я рассказываю детям на своих уроках. Учу работать так, как деды работали: опираясь на опыт прадедов своих, дарили радость себе и ближним, думая о тех, кто будет жить после них.
Как загораются глаза ребятишек на уроке, когда на моем столе появляется расписная коробушка, как светлеют лица оттого, что снова начинается урок,- дети знают, что на урок пришла сказка, настоящая красота и большая-большая доброта.
В новой программе «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» нашла я три родниковых ключика. Напившись из первого ключика, дети узнают, как жили на земле нашей Мордовской прадеды наши. Радостно вскидываются их маленькие головки и загораются глаза от гордости за жизнь и дела их добрые, за древний край наш, богатый славными добрыми обычаями.
Напившись из второго родникового ключа, дети начинают понимать законы красоты нашей матушки-природы.
Припав к третьему роднику, они познают секреты мастерства прадедов своих. А применив дедовские секреты в деле своем, расправляют плечи, чувствуют, как крепнут их маленькие руки. Любой инструмент становится их помощником. А смелый да умелый злым никогда не будет, он радость и добро несет другим делами рук своих.
Стала я и другие роднички-помощники искать. Первым делом окунулась в книжный родник старины глубокой. Нашла там целый кладезь жемчужин бесценных для питания первых трех родничков.
Нашла и другой родничок. По силе и красоте не хуже книжного-музейный родник. Низкий поклон и большое спасибо мы с ребятами посылаем хранителям этого родника за их доброту, приветливость за наши прекрасные встречи. Очень любят дети музейные уроки. Они у нас по-разному проходят: то мы в гостях у музея, то музей у нас в гостях.
Очень хочется мне, чтобы таких родничков на пути наших детей больше встречалось. Чтобы сливались они в добрые реки знаний и умений, чтобы дети не только напиться могли, но и с головой окунулись. Тогда, может, и не вырастут из наших детей «Иваны, родства не помнящие», а вырастут добрые мастера и хозяева земли нашей, у которых слово с делом не расходится!
Не верите – попробуйте глотнуть из каждого родникового ключика, дайте глотнуть и ученикам своим – вы увидите светлые перемены в себе и детях. А жизнь вам покажется не такой мрачной, как нам ее рисуют. Мастерство, которое придет к вам в руки, станет надежным хлебом в любую непогодь и теплым солнышком в светлый праздник».