Инновационный опыт (Ларихина Ольга Дмитриевна)
Всё чаще ответственность за воспитание детей, лежит на школе. Больше других достаётся детским домам и школам-интернатам, потому как дети из - за непростительной беспечности родителей рано стали взрослыми. В разных вариантах повторяется одна и та же трагедия: дети перестают верить в добро и человечность, сердца их грубеют и ожесточаются… И тут встаёт извечный вопрос: что делать?
Едва ли найдется хотя одна педагогическая мера, в которой нельзя было бы найти вредных и полезных сторон, и которая не могла бы дать в одном случае полезных результатов, в другом – вредных, в третьих – никаких. Вот почему необходимо тщательней изучать физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства, изучать историю различных педагогических мер, которые не всегда могут прийти на мысль, выработать себе ясную положительную цель воспитания и идти неуклонно к достижению этой цели, руководствуясь приобретенным знанием и своими собственными.
Какими бы прекрасными не были наши учреждения, самыми главными «мастерами» формирующими разум, мысли детей, является мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто.
Зачастую ребенок, поступающий в наши учреждения уже сложившаяся личность, со своими идеалами и со своим внутренним миром, и как показывает опыт, этот мир далек от идеала. Поэтому вся ответственность по реанимации данного ребёнка, его души, его человеческих качеств лежит на педагогическом коллективе: учителе, воспитателе.
Воспитатель должен стремиться узнать ребёнка, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и недостатками, с семи его будничными и мелкими нуждами. Воспитатель должен знать ребёнка в семье, в обществе, среди детского коллектива. Он должен научиться чувствовать ребёнка, найти с ним общий язык, только тогда он может стать помощником, другом, наставником.
Наше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что мы воспитываем ребенка только тогда, когда с ним разговариваем. Мы воспитываем его в каждый момент нашей жизни.
Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить. Таким образом, от нас требуется только постоянный корректив к жизни ребёнка.
Так как личность должна быть всесторонне развитой то очевидно, что воспитание не должно быть односторонним, а, напротив воспитание должно быть равномерное как в физическом, так и в нравственном и умственном отношении. Оно должно дать в результате гармоничное развитие всех сторон будущей личности, не заглушая, а, наоборот поощряя тот или другой талант в ребёнке.
Ввиду этого воспитание не должно быть шаблонным, а должно учитывать индивидуальные особенности ребенка.
За многолетний опыт работы я убедилась, что выявить все положительные и отрицательные стороны ребенка можно заразив его игрой. Совместные игры взрослого и ребёнка имеют особое значение для установления тесного дружеского контакта, близости и взаимопонимания.
Ребенок в игре проявляет себя таким, каков он есть: один может показать себя коллективистом, хорошим, отзывчивым товарищем, уступать и считаться с замыслом большинства; другой, напротив эгоистом, задирой не желающим уступать.
Чтобы заразить ребёнка добротой мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы заразить детей светлым, бодрым настроением, мы должны сами чувствовать себя бодрыми. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова.
« Игра есть высшая степень детского развития, развитие человека этого периода. Игра самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени, и в тоже время она является прообразом и копией всей человеческой жизни. Поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себе, мир с миром». (Фребель ФР. «Воспитание человека»).
Главным направлением в работе школы-интернат является комплексная оптимизация учебно-воспитательной и оздоровительной работы.
В работе уделяю большое внимание организации свободного времени учащихся. Так как занятия с детьми во внеурочное время способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Исходя из опыта работы с детьми уверена, что дети лучше усваивают знания и приобретают навыки , когда задания преподносятся в форме игры. Так у ребёнка возникает желание участвовать в общественной деятельности, уходят все его страхи и комплексы. Главная задача воспитателя - вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, доставить радость и научить делиться этой радостью с другими.