a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Психолого-педагогическая и речевая коррекция для детей, имеющих проблемы в развитии»

Опубликовано: 2015-10-28 12:04:12

 

 

ИННОВАЦИОННЫЙ     ПРОЕКТ

 

«Психолого-педагогическая и речевая коррекция для детей, имеющих проблемы в развитии»

  

МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 84

«Золотое зернышко»

с. Кудиново  Ногинского района

 Московской области

 

                                  2013 год

  

Авторы:

 

        Творческая группа педагогов МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 84 «Золотое зернышко»

с. Кудиново Ногинского  района Московской области.

 

 

Содержание.

 

  1. Актуальность и новизна проекта.

 

  1. Организация деятельности семейного клуба.

 

  1. Система коррекционного воздействия  для детей 4-7 лет совместно с родителями.

 

  1. Этапы деятельности по проекту.

 

  1. Приложения.

 

 

        Психика – это системное качество головного мозга, реализуемое через

 многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в

процессе жизни через собственную активную деятельность. Она не дана человеку в

готовом виде с рождения и не формируется сама по себе. Специальные человеческие

качества (сознание, речь, продуктивная деятельность), человеческая психика формируется

у каждого из нас в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими

поколениями.

 

        Субъективная реальность, внутренний мир человека многообразен и сложен: это познавательные процессы от ощущений до мышления,  с помощью которых создается объективная картина окружающего мира.

 

         Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, явилось речевое общение, которое развилось на основе продуктивной деятельности.

 

         Речь – это язык в действии. Психо-речевая коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление имеющихся у детей речевых трудностей.

 

         Успех этой работы возможен только при систематическом и своевременном их применении с учетом:

  • дифференцированного подхода в зависимости от исходного состояния ребенка;
  • индивидуальных особенностей ребенка, его способностей;
  • от взаимодействия специалистов с родителями.

 

 3-7 лет в психо-речевом развитии ребенка – это этап развития в ходе активной речевой практики, особое качество приобретают такие процессы как познавательная функция, произвольность и управляемость.

 

Особую значимость организация семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой» приобретает в из-за тех трудностей, которые встречаются в обучении детей-дошкольников, имеющих речевую патологию:

 

  • плохо контролируют движения частей тела;
  • недостаточно ориентируются в пространстве;
  • путают цвета спектра, не называют оттенки;
  • из памяти на линейный ряд выпадают формы среднего размера и, как следствие, предметы, находящиеся в середине линейного ряда.
  • недостаточно сформирован тактильный гнозис – дети не узнают предметы наощупь;
  • длинные мышцы рук развиты недостаточно, короткие мышцы кисти развиты плохо и при графо-моторной деятельности ребенок работает не кистью, а локтем;
  • предметный словарь беден, слов больше в пассиве, чем в активен;
  • словарь признаков ограничен только названием цветов и т.д.
  • звукопроизношение и фонематическое восприятие не сформированы;
  • связная речь не сформирована.

 

         Исходя из  проведенного анализа и отдаленного расположения от города, отсутствия детских центров развития, было проведено анкетирование родителей  и принято решение о создании на базе  ДОУ  семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой».

    

          В занятиях клуба принимают участие мама, папа, бабушка и  при необходимости другие родственники. Начинаются занятия после комплектации группы в октябре и проводятся 1 раз в неделю. Система посещения  гибкая (по мере занятости родителей). На занятии мама сидит вместе с ребенком, работает и играет вместе с ним.

 

          При создании  семейного  клуба творческим коллективом ДОУ были поставлены следующие задачи                                       

                                                                    для детей:

 

  • оказание психолого-педагогической помощи детям в условиях сельского детского сада при подготовке к школе;
  • профилактика дисграфии у дошкольников;
  • формирование  умений и навыков связной речи  в соответствии с возрастными нормами;
  • раннее интенсивное обучение грамоте по технологии  Н.А.Зайцева;
  • развитие наглядно-образного мышления, внимания, памяти, работоспособности,   произвольности и управляемости, умения  работать в коллективе;

 

                                                            для родителей:

 

  • обучение навыкам работы со звуко-буквенным составом слова;
  • обучение приемам работы со структурой предложений разного типа;
  • обучение приемам работы графического моделирования рассказов, структурой повествовательного рассказа;
  • обучение приемам использования дополнительных  анализаторов (зрительного, слухового, моторно-двигательного);
  • обучение приемам работы с кубиками Н.А.Зайцева;
  • обучение представлению о физических и психических возможностях ребенка данного возраста;
  • обучение  приемам обучения психогимнастики и релаксации;
  • о сочетании учебных  занятий и игровых упражнений, способствующих более эффективному усвоению знаний, предупреждающих переутомление, нарушение осанки и зрения,  развивающих движения кисти и пальцев, которые улучшают внимание и память, совершенствуют мышление ребенка.
  • обучение взрослого приемам сотрудничества с ребенком как с равноправным партнером;
  • создание благоприятного психологического климата при сотрудничестве взрослого и ребенка,  умения радоваться успехам ребенка вместе с ним.

 

       В ходе решения всех поставленных задач педагоги-специалисты ставят целью добиться  правильного коррекционного воздействия  на детей- дошкольников совместно с родителями.

 

       Для этого творческим коллективом  ДОУ  было составлено перспективное планирование с учетом деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога, методиста. При планировании учитывался принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей

  

        На основе перспективного планирования разработана система коррекционных 

занятий для детей  4-5 лет  и для детей 5 – 7 лет. В коррекционные занятия входят разделы:

  • развитие мелкой моторики кисти;
  • релаксационные и мобилизующие виды упражнений;
  • развитие фонематического восприятия;
  • формирование связной речи;
  • развитие графо-моторных навыков;
  • совместные подвижные игры;
  • элементы психогимнастики;

 

       В зависимости от целей и задач  разделы занятий  могут варьироваться.

Методологической основой  нашей работы послужили теоретические труды:

 

- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение детей 5-ти летнего возраста с  общим недоразвитием речи»;

- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии»;

-  Каше  Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи»;

- Левченко И.Ю., Ткачева В.В. «Психологическая помощь семье, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии»;

- Кушнерова Л.Е. «Новые формы дошкольного образования»;

- Зайцев Н.В. «Раннее интенсивное обучение чтению»

 

Проект осуществляется  в  3  ЭТАПА:

 

      1 ЭТАП – полная диагностика, создание банка  данных  по детскому саду, разработка

                        планов,  конспектов, методических рекомендаций.

 

     2 ЭТАП -   реализация разработанного планирования и системы коррекционной работы 

                     на практике, проведение мониторинга, выявление уровня готовности к школе.   

 

3 ЭТАП  - обобщение и распространение опыта работы,      

                - проведения Дня открытых   дверей для родителей и жителей микрорайона;

                - Проведение семинара-практикума для  специалистов ДОУ  по теме:

                  «Психолого-педагогическая и речевая коррекция для детей, имеющих

                  проблемы в развитии в условиях сельского детского сада».

                                             

 

 

 

 

 

 

 АНКЕТА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

 

  1. Фамилия, имя, ребенка _______________________________________________

 

  1. Год и месяц рождения ________________________________________________

 

  1. Родители ________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Полный состав семьи ________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Когда сформировались навыки самообслуживания у ребенка ____________________________________________________________________

 

  1. Наблюдались ли трудности в поведении в 3 года ____________________________________________________________________

 

  1. Каковы любимые занятия ребенка ____________________________________________________________________

 

  1. В какие игры любит играть дома ________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1.  в детском саду, во дворе____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Занимается ли рисованием _____________конструктивными играми _________

 

  1. Любит ли задавать вопросы ___________________________________________

 

  1. С кем из членов семьи ребенок больше общается, к кому более привязан ____________________________________________________________________

 

  1. Как вы поощряете и наказываете вашего ребенка ____________________________________________________________________

 

  1. Как вы оцениваете поведение вашего ребенка (добрый, послушный, дерзкий, упрямый, внимательный к другим членам семьи, обидчивый и др.) ________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Что вас беспокоит в вашем ребенке ________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Что бы Вы хотели изменить в нынешней ситуации ____________________________________________________________________

 

      Анкеты заполнял(а)______________  «______» _____________ 20____ года

Оставить комментарий: