a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Открытый урок по литературному чтению, 3 класс Платонов А.П. "Ещё мама"

Автор: Бутова Вера Николаевна Опубликовано: 2015-10-28 14:04:02

Документы для скачивания

Технологическая карта урока Ф. И. О. учителя: Бутова Вера Николаевна, учитель 1 категории. Учебный предмет: литературное чтение. Класс: 3 класс Автор УМК Плешаков А. А. : Литературное чтение 3 класс( «Школа России») Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий- М. : Просвещение( Учебник, 2013 г) Тема урока А. П. . Платонов «Еще мама» Тип урока: урок освоения новых знаний. Цель: Формирование способности понимания – переход от первичной смысловой версии текста к обобщенной с помощью выявления авторской позиции. Учебные задачи: 1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов: 1) формировать у обучающихся позитивную самооценку, самоуважение; 2) развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 3) развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость. 2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД) : 1) формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 2) формировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога. 3) развивать способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий( ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций. 3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: 1) формировать навык чтения: целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение; 2) Формировать умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, уча ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 3) фор мировать первоначальные этические представления, по нятия о добре, милосер дии, дружбе, любви; формировать потреб ность в систематическом чтении; Средства( оборудование) : 1) учебник по литературному чтению( УМК «Школа России») ; 2) текст 3) электронная доска № Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты: формируемые УУД 1. Эмоциональное начало урока. - Добрый день, дорогие друзья! Я приглашаю вас на урок доброты и любви. Мне всегда приятно с вами работать, приятная работа всегда поднимает настроение. Сегодня у нас много гостей. Поприветствуем их! - Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия. Учащиеся посылают приветствие друг другу. Приветствуют гостей. Эмоциональный настрой на работу Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. 2. Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися а) вопросы б) диалог, основанный на предположениях детей- Что или кто может повысить н астроение человеку, вам? Доброе слово, как лекарство, ободрит, придаст силы, поддержит. - Организация диалог а с учащимися: - Можно ли слова, ( записанные на доске) внимание, милосердие, ласка, назвать добрыми. - Определите значение этих слов. - Кому присущи эти качества? - Не каждый человек наделен такими качествами, хотя каждый стремится быть добрым, заботливым, человечным. - Кто помогает развить эти качества в человеке? - Мама – главный воспитатель, учитель и друг. Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого дорого, близкого человека. Материнство воспевали во все времена: художники, поэты, писатели. У Расула Гамзатова есть такое стихотворение. Послушайте его. - Учащиеся высказывают свои предположения. Вспоминают, систематизируют, осмысливают понятия. - Добрые отношения. - Хорошая оценка. - Похвала. - Подарки близких людей. - Улыбка мамы, доброе слово. - Учащиеся читают слова по слогам, затем целыми словами. - Высказывание учащихся. - Учащиеся дают определения данных слов. ( качества характера человека) . - Эти качества присущи человеку. - Высказывание учащихся: родители, воспитатели, учителя, мама. - В исполнении учащегося звучит стихотворение Р. Гамзатова. «Воспеваю то, что вечно ново…» Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах. Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен ного задания. 3. 4. 5. 6. Проверка домашнего задания. Работа над новым материалом. Физкультминутка( слайд) Физмину тка( слайд со словами) Рефлексия. Контрольно- оценочный этап. Формировать умение оценивать себя. Выбор домашнего задания. - Как называется раздел, по которому мы работаем? - Литературные произведения какого жанра включены в этот раздел? - Какая тема объединяет эти рассказы? - Какие это рассказы? - Какой рассказ читали дома? - Кто его главные герои? - Понравился ли вам Афоня? Выберите слова, характеризующие Афоню: добрый внимательный вдумчивый капризный упорный ленивый любознательный настойчивый- Проверка: Почему настойчивый? Что же он так упорно хотел узнать у дедушки? - Определите главную мысль рассказа. - Труд делает жизнь, создаёт её. Дедушка Тит всю свою жизнь растил хлеб. Он как бы передаёт эстафету своему внуку, чтобы Афоня своим трудом делал богаче нашу Родину. - Почему Афоня оставался с дедушкой Титом? - На какой войне был его отец? - Сколько лет со дня Победы исполняется в этом году? - Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Андрея Платонова. Расскажите что вы узнали об этом авторе. ( Слайд – портрет писателя) - Вспомните день, когда вы впервые пришли в школу. Какие чувства вы испытывали? Кто вам помог справиться с о всеми переживаниями? - Сегодня мы познакомимся с мальчиком, который тоже испытывал такие чувства. - Прочитайте название рассказа( Слайд – название рассказа) . - Прогнозирование: значение слова мама вы все знаете. А почему «ещё»? «Ещё мама»- так называется произведение А. П. Платонова, которое сегодня на уроке поможет нам понять значимость близкого человека в жизни маленького ребёнка, научит нас бережно относит ь ся к близким людям с любовью и вниманием. - « Ещё мама»- почему так назвал своё произведение А. П. Платонов? На этот вопрос м ы должны ответить к концу урока. - Словарная работа( слайд – словарные слова) - Чтение слов по слогам и целыми словами. Объяснение лексического значения каждого слова. - Чтение рассказа учащимися и учителем. - Проверка эмоционального восприятия: Что скажете? Что почувствовали? Созвучны ли ваши переживания с переживаниями Артёма? - Вы прочитали произведением. К какому жанру его можно отнести? - Почему? - Назовите героев этого рассказа. - О каком важном событии повествуется в рассказе? - Почему мальчик сначала твердо решил для себя, что в школу он ходить не будет? - С какой интонацией нужно читать слова Артёма. Почему? - Можно ли по этому отрывку определить, какие отношения были между мамой и мальчиком? - С каким чувством Артём расставался с мамой? Почему? - Артёму хотелось заплакать, вернуться к маме. Но почему он этого не сделал? - Сила любви выше его желаний, он не мог обидеть свою маму, возникает новый страх. Мальчик шёл с плохим настроением в школу после расставания с мамой. - Чувство страха в нём преобладало, кто усилил этот страх? - Как Артём называет гусей? - Что он сказал собаке? - За кого Артём испугался? Как преодолевает этот страх? - Артём на пороге школы. Сразу ли он вошёл в школу? - Кто помог справиться со страхом перед школой? - Про читайте эпизод встречи Артёма и учительницы. - Кого напоминала Апполинария Николаевна? - Заинтересовал ли Артёма его первый урок? Какие думы были о маме. - Чему научился мальчик в первый школьный день? - Учительница поняла, что страхи Артёма связаны с мамой. Она разгадала тайну его переживаний. Мама для Артёма главный человек в жизни. Учительница воспользовалась любовью мальчика к маме в его же благо. - Каким образом? Найдите эти строки и про читайте. - С кем были связаны страхи Артёма? - Кто помогал преодолевать их до школы? В школе? - Почему на следующее утро Артём спозаранку начал собираться в школу? - Что можете сказать об Артёме? - Составление кластера( слайд) - Полюбил ли Артём учительницу и за что? - Кем стала учительница для Артёма? - Почему Платонов назвал своё произведение « Ещё мама»- Первый учитель был, есть и будет в жизни каждого человека. У читель, как мама радуется успехам и переживает неудачи вместе с вами. Ему небезразлична ваша судьба. Она помнит глаза каждого своего ученика. Она как мама. Когда Андрей Платонович Платонов учился в школе, его учительницу звали Аполлинария Николаевна. Своим рассказом он отдал дань уважения учительнице, которая поступает как мама. - Теперь вы можете объяснить, почему в названии рассказа есть слово «ещё »? - Вот и подошёл наш урок к концу. Узнали ли что- то новое? Удалось ли нам достичь поставленных целей? О чём бы вы хотели ещё узнать и поговорить? Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа, что бы ты ответил? - Дайте, пожалуйста, самооценку своей работы на уроке. - Заполните таблицу самооценки, которая находится на ваших столах. Варианты: - подробный пересказ; - творческая работа: написать сочинение о маме; - задания в рабочей тетради- Слайд – Спасибо за урок! - «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок»- Рассказы- Необходимость учиться труду, взаимоотношениям с другими людьми, доброте. - Поучительные, добрые, заставляют размышлять- «Цветок на земле» А. Платонова- Мальчик Афоня, дедушка Тит- Учащиеся выбирают слова для характеристики Афони. - Что есть всё? Что такое белый свет? Как жить на этой земле? Как найти себя в эт ой жизни и чем заниматься? - Самое главное дело на свете – из смерти работать жизнь. Дедушка Тит на примере голубого цветка показал Афоне, что из праха можно делать жизнь. Что цветок «мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него чистым воздухом. - Мама с утра до ночи была на работе, а папа был на войне. - Великая Отечественная война. - 70 лет- Сообщения учащихся: 1) Платонов – это псевдоним. Настоящая фамилия Платонова – Климентов. Родился он в 1899 году в Воронеже, в семье слесаря. Учился в церковно- приходской школе, затем в училище. Окончил Воронежский политехнический институт. В своих произведениях писатель пишет о людях труда, о взаимосвязи человека и природы. 2) Внешне писатель похож на рабочего человека. Глаза полны грусти и тепла, озабоченности и доверчивости. Мягкое и доброе лицо. Был он мягок и прост в обращении с людьми, умел найти своё слово для каждого – будь то солдат, генерал, старуха или ребёнок. 3) Говорил он глуховатым, низким голосом, спокойно и ровно. Но порою бывал резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Цепкий, острый взгляд его насквозь видел собеседника. 4) Во время Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему. Андрей Платонович о себе никогда не думал, жил для людей. Всегда был с простыми людьми. Страшно беспокоился за землю. Он её воспринимал как живую. Умер Андрей Платонович Платонов 5 января 1951 года. - Воспоминания детей. - Предположения детей. Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока. - Высказывания учащихся. - Это рассказ. Небольшое по объёму произведение- - - - Рассказывается о важном событии в жизни маленького мальчика. - Высказывание учащихся- Высказывание учащ ихся( с интонацией грусти, плаксивости, жалости, он не хотел расставаться с мамой) - Артём очень любил свою маму, беспокоился о ней. - Артём боялся, что мама будет скучать и плакать без него. Боялся остаться один. - Мальчик сильно любил свою маму, он не может её огорчить и поэтому принимает решение идти в школу. Он через любовь к маме преодолевает чувство собственного страха) - Встреча усилилась с гусём и собакой. - Страшные дикие птицы. - Артем пригрозил собаке, сказал, что он идет в школу, он будущий школьник. - Испугался за свою маму, он огляделся и убедился, что её уже не видно и «волк» маму не съест. - Артём остался во дворе. У него появился страх перед школой. - Учительница подошла к Артёму и пригласила его в школу. - Она сказала, что в школе для Артёма она мама. - Пахло от неё так же, как от мамы тёплым хлебом и травою. - Артём не слушал, что говорит учительница. - Мальчик постоянно думал о маме. - Апполинария Николаевна старалась отвлечь мысли ребёнка, она позаботилась о нём, успокоила. - Страхи Артёма были связаны с мамой, он всегда боялся и переживал. - Учительница научила писать мальчика слово « Мама». Нельзя обманывать надежд мамы. Нужно учиться – это понял Артём, тогда и мама не будет огорча ться. - Ему понравилось учиться, узнавать новое. - Артём преодолел все свои страхи через любовь к маме. Он понимал. Что несёт за неё ответственность. - Артём боялся за маму. - До школы мальчик сам преодолевал страхи, чувствуя любовь мамы и поддержку. - В школе ему помогала учительница. - Коллективная работа по заполнению кластера. - Для Артёма она стала второй мамой, школьной мамой. - Учительница Апполинария Николаевна напоминала Артёму его родную маму, проявляла заботу, внимание, сохраняла чувство любви к матери. Поэтому она стала для Артёма ещё одной мамой. - Высказывания детей. - Самооценка- всё получилось, доволен своей работой- не всё получилось, но могу работать лучше- ещё есть затруднения в работе Познавательные: Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. Коммуникативные: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,    осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона. Познавательные: Формирование умения работать с информацией, текстами( отбирать, анализировать) , моделировать. Регулятивные: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно, готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. . Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения Ф ормировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её. Познавательные: Формирование умения работать с информацией, текстами( отбирать, анализировать) , моделировать, прогнозировать. Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Познавательные: Развитие навыка чтения, умения соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией. воспроизводить по памяти информацию. Личностные: Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Познавательные: развитие операций мышления. Регулятивные: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Познавательные: Осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением последовательности развития сюжета. Личностные: Знание основных моральных норм( справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности) , развитие доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия Познавательные: Формирование умения работать с информацией, текстами( отбирать, анализировать) , моделировать. Регулятивные: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно, готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. Личностные: Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Познавательные: Осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением последовательности развития сюжета. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль. Личностные: формирование нравственных ценностей учащихся: честности, отзывчивости, доброжелательности, готовности к дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. познавательные: Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Личностные: Формирование адекватной п озитивной осознанной самооценки. Личностные( способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности)

Оставить комментарий: