a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Литература 5 класс

Автор: Хомутецкая Оксана Эриевна Опубликовано: 2015-10-29 12:51:38

Документы для скачивания

Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 5 класс а составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы( Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы М. : «Просвещение», 2011 год) ; с авторской программой В. Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2011 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил ожением на электрон ном носителе в 2- х частях/ Авт. - сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, М: Просвещение, 201 5. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Главными целями изучения предмета «Литература» являются: • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; • развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте( или любом другом речевом высказывании) , и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями( формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др. ) ; • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Общая характеристика учебного предмета Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки( литературоведения) , которая изучает это искусство. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями( русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи) . Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии( эмоционально) , но и в интеллектуальном понимании( рационально) . Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко- культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5- 6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя( вертикаль) . Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов( горизонталь) . Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5- 6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Курс литературы в 5- 8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко- хронологического и проблемно- тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко- литературной основе( древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в. ) . Результаты изучения предмета «Литература» Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации( словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и др. ) . Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе: умени е понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; умени е работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в. , русских писателей XIX—XX вв. , литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения( элементы филологического анализа) ; • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно- ориентационной сфере: • приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация( в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ВВЕДЕНИЕ Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги( обложка. , титул, форзац, сноски, оглавление) ; создатели книги( автор, художник, редактор, корректор, наборщик) . Учебник литературы и работа с ним. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор( колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество( развитие представлений) . РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна- лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты- волшебницы… Иван- царевич – победитель житейских невзгод. Животные- помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы- яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван- крестьянский сын и чудо- юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. герои сказки в оценке автора- народа. Особенности жанра. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»- народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок( закрепление представлений) . Постоянные эпитеты. Гипербола( начальное представление) . Сказочные формулы. Вариативность народных сказок( начальное представление) . Сравнение. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись( начальное представление) . ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…»- научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы( начальное представление) . ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра( Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) . Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне»- отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен( инсценирование) . Теория литературы. Басня( развитие представления) , аллегория( начальное представление) , понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада( начальное представление) . Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта( детство, годы учения) . Стихотворение «Няне»- поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»- её истоки( сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты») . Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Лирическое послание( начальные представления) . Пролог( начальные представления) . РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА Х I Х ВЕКА Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно- условное, фантастическое и достоверно- реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Петр Павлович Ершов. «Конек- Горбунок». ( Для внеклассного чтения) . Соединение сказочно- фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. Всеволод Михайлович Гаршин. « AttaleaPrinceps ». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка( начальные представления) . Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино»- отклик на 25- летнюю годовщину Бородинского сражения( 1837) . Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет( развитие представлений) , метафора, звукопись, аллитерация( начальное представление) . Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место»- повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». ( Для внеклассного чтения) . Поэтические картины народной жизни( праздники, обряды, гулянья) . Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика( развитие представлений) . Юмор( развитие представлений) . Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. ( Для внеклассного чтения) . «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет( развитие представлений) . Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе( детство и начало литературной деятельности) . «Муму»- повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж( начальное представление) . Литературный герой( начальное представление) . Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»- радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение( развитие представлений) . Сюжет( начальное представление) . Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия»- осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор( развитие представлений) . речевая характеристика персонажей( начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации. ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А. Н. Плещеев «Весна», И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А. Н. Майков «Ласточки»; И. З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений( по выбору учителя и учащихся) . Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». ( Для внеклассного чтения. ) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет( развитие представлений) . Композиция литературного произведения( начальное представление) . Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»- поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА( обзор) Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы( начальное представление) . Сказ и сказка( общее и различное) . Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев»- пьеса- сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы- сказки. Теория литературы. Драма как род литературы( начальное представление) . Пьеса- сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении( развитие представлений) . Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения( начальное представление) . «Ради жизни на Земле…» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ И. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор( развитие понятия) . ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада( развитие представлений) . Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды( цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др. ) . снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Теория литературы. Художественная деталь( начальные представления) . Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория( иносказание) в повествовательной литературе. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»- сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе В результате изучения литературы ученик должен знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению( по выбору) ; основные факты жизненного и творческого пути писателей- классиков; основные теоретико- литературные понятия; уметь: работать с книгой определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения( или фрагменты) , в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Перечень учебно- методического обеспечения Для учащихся: 1. Коровина В. Я. и др. Литература: Учебник- хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М. : Просвещение, 2013. 2. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на С D- P ОМ/ Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - М. : Просвещение, 2012. 3. Репродукции картин художников 4. Словарь литературных терминов/ Сост. И. В. Клюхина. – 2- е изд. , перераб. – М. : ВАКО, 2011. – 96 с. –( Школьный словарик) . Для учителя: 1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5- 9 классы. – 2- е изд. , дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. –( Стандарты второго поколения) . 2. Программа общеобразовательных учреждений 5- 9 классы( базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. М. , «Просвещение», 2011 г. 3. И. В. Карасёва, В. Н. Пташкина «Система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина». Волгоград, Изд. «Учитель», 2013 г. 4. Золотарева И. В. , Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3- е изд. , перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007. 5. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим. . . : Дидактический материал по литературе: 5 класс/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 7- е изд. – М. : Просвещение, 2011. 6. Контрольно- измерительные материалы. Литература: 5 класс/ Сост. Л. В. Антонова. – М. : ВАКО, 2011. – 96 с. –( Контрольно- измерительные материалы) . 7. Литература. 5- 9 классы: диалоговые формы обучения/ авт. - сост. Л. В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с. 8. Литература в таблицах: 5- 11 кл. : справ. материалы/ Н. А. Миронова. – М. : АСТ: Астрель, 2011. 9. Литература в таблицах и схемах/ Марина Мещерякова. – 10 изд. – М. : Айрис- пресс, 2010. – 224 с. –( Домашний репетитор) . 10. Репин А. В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с. 11. Словарь литературных терминов/ Сост. И. В. Клюхина. – 2- е изд. , перераб. – М. : ВАКО, 2011. – 96 с. –( Школьный словарик) . 12. Учебно- методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5- 8 классы: В помощь учителю. Сборник/ И. Бурж, К. Сухарев- Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев. – М. : МККК – 160 с. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей Раздаточный материал по темам курса Репродукции картин художников Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на С D- P ОМ/ Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - М. : Просвещение, 2013. Экранные пособия Интернет- ресурсы: Художественная литература: http: / / www. rusfolk. chat. ru – Русский фольклор http: / / www. pogovorka. com. – Пословицы и поговорки http: / / old- russian. chat. ru – Древнерусская литература http: / / www. klassika. ru – Библиотека классической русской литературы http: / / www. ruthenia. ru – Русская поэзия 60- х годов Справочно- информационные и методические материалы: http: / / www. rol. ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы» http: / / www. 1 september. ru – Электронные версии газеты «Литература»( Приложение к «Первому сентября») http: / / center. fio. ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Учебно- тематическое планирование по литературе Класс- 5 Учитель Хомутецкая О. Э. Количество часов Всего 105 час; в неделю 3 час. Плановых контрольных уроков- , сочинений –, изложений – Административных контрольных уроков_ _ _ ч. Планирование составлено на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы( Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы М. : «Просвещение», 2011 год) ; с авторской программой В. Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2011 Учебник. для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2- х частях/ Авт. - сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, М: Просвещение, 2015. название, автор, издательство, год издания № п/ п Наименование разделов и тем Кол- во часов Дата Контроль, л/ р, п/ р, и т. д. Технические средства Тип урока Примечание План. Факт 1. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества 1 Презентация Урок открытия нового знания 2. Русский фольклор. Малые жанры фольклора. 1 Урок открытия нового знания 3. Детский фольклор 1 Урок открытия нового знания 4. Сказка как особый жанр фольклора 1 Презентация Урок открытия нового знания 5. «Царевна- лягушка»- встреча с волшебной сказкой 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 6. Народная мораль в характерах и поступках героев. 1 Урок открытия нового знания 7. Иван- царевич – победитель житейских невзгод. Животные- помощники. 1 Урок открытия нового знания 8. Изобразительный характер формул волшебной сказки. 1 Урок открытия нового знания 9. «Иван – крестьянский сын и чудо- юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержа- ния 1 Презентация Урок открытия нового знания 10. Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. 1 Урок открытия нового знания 11. Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 12 ПРОЕКТ Электронный альбом «Художники – иллюстраторы сказок» 1 Развитие речи Презентация Урок развития речи 13. Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича» 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 14. «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича». ПРОЕКТ Электронный альбом «Сюжеты и герои русских летописей». 1 Развитие речи Презентация Урок развития речи 15. Русские басни. Басня как литературный жанр 1 Презентация Урок открытия нового знания 16. И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 1 7. И. А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 18. Р/ р Басни Крылова. Анализ и исполнение ПРОЕКТ Электронный альбом «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях» 1 Развитие речи Презентация Урок развития речи 19. В/ ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова 1 Развитие речи Урок развития речи 20. В. А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 21. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. 1 Урок открытия нового знания 22. Баллада В. А. Жуковского «Кубок» 1 Урок открытия нового знания 23. Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» 1 Урок открытия нового знания 24. А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» 1 Презентация Урок открытия нового знания 25. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 26. Р/ р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. 1 Развитие речи Урок развития речи 27. Помощники царевны. Народная мораль, нравственность 1 Урок открытия нового знания 28. Р/ р Королевич Елисей. Победа добра над злом. Развитие речи Презентация Урок развития речи 29. В/ ч Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» 1 Развитие речи Фонохрестоматия Урок развития речи 30. Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» 1 Презентация Урок открытия нового знания 3 1. Фантастическое и достоверно- реальное в сказке Нравоучительное содержание 1 Урок открытия нового знания 32. М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 3 3. Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» 1 Урок открытия нового знания 34. Н. В. Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место» 1 Презентация Урок открытия нового знания 35. Реальное и фантастическое в сюжете повести 1 Урок открытия нового знания 36. Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» ПРОЕКТ Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях». 1 Развитие речи Презентация Урок развития речи 37. Контрольная работа № 1по произведениям 1- ой половины 19 века 1 К. работа Онлайн тест. Урок развивающего контроля 38. «Есть женщины в русских селеньях…»- отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» 1 Урок открытия нового знания 39. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 40. И. С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». 1 Презентация Урок открытия нового знания 41. История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение 1 Урок открытия нового знания 4 2. Ге расим и Муму. Счастливый год. 1 Урок открытия нового знания 43. Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. 1 Урок открытия нового знания 44. Р/ р Духовные и нравственные качества Герасим а – сила, достоинство, сострадание, великодушие, тру долюбие. 1 Развитие речи Урок развития речи 45. Р/ р Анализ сочинений. Работа над ошибками. ПРОЕКТ Электронный альбом «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков» 1 Развитие речи Презентация Урок развития речи 46. А. А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». «Чудные картины» А. А. Фета 1 Презентация Урок открытия нового знания 47. Л. Н. Толстой. Рассказ- быль «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 48. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы 1 Урок открытия нового знания 49. Странная дружба Жилина и Дины. 1 Урок открытия нового знания 50. Р/ р Краткость и выразительность языка рассказа. 1 Развитие речи Презентация Урок развития речи 51. Р/ р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» ПРОЕКТ Электронная презентация «Жилин и Костылин: два характера – две разных судьбы» 1 Развитие речи Урок развития речи 52. А. П. Чехов. Слово о писателе. Юмористический рассказ. «Хирургия» 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 53. В/ ч Юмор и сатира в творчестве А. П. Чехова 1 Развитие речи Урок развития речи 54. Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеев. Образ лета. И. С. Никитин, Ф. И. Тютчев 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 55. Р/ р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения 1 Развитие речи Презентация Урок развития речи 56. И. А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 57. В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» 1 Презентация Урок открытия нового знания 58. Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» 1 Урок открытия нового знания 59. Путь Васи к правде и добру 1 Урок открытия нового знания 60. Глава «Кукла»- кульминация повести. Простота и выразительность языка повести 1 Урок открытия нового знания 61. Р/ р Подготовка к сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» 1 Развитие речи Презентация Урок развития речи 62. С. А. Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 63. Р/ р Стихотворение «С добрым утром! ». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» 1 Развитие речи Презентация Урок развития речи 64. П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» 1 Презентация Урок открытия нового знания 65. Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. 1 Урок открытия нового знания 66. В/ ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова 1 Развитие речи Урок развития речи 67. К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 68. Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». 1 Урок открытия нового знания 69. К. Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» 1 Урок открытия нового знания 70. Р/ р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» 1 Развитие речи Презентация Урок развития речи 71. С. Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса- сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 72. Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы- сказки 1 Урок открытия нового знания 73. Роды и жанры литературы. Герои пьесы- сказки. 1 Урок открытия нового знания 74. А. П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 75. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». 1 Урок открытия нового знания 76. В. П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои 1 Презентация Урок открытия нового знания 77. Человек и природа в рассказе 1 Урок открытия нового знания 78. Р/ р Подготовка к сочинению по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». 1 Развитие речи Презентация Урок развития речи 79 Р. р. Написание сочинения по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». 1 Развитие речи Урок развития речи 80. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 81 Подвиг бойцов крепости- героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 8 2. Р/ р h Великая Отечественная война в жизни моей семьи 1 Развитие речи Презентация Урок развития речи 8 3. Стихотворения И. А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 84. Картина В. М. Васнецо ва «Аленушка». А. А. Прокофьев «Аленушка»( «Пруд заглохший весь в зеленой ряске…») . Д. Б. Кедрин «Аленушка»( «Стойбище осеннего тумана. . ») 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 85. Н. М. Рубцов. «Родная деревня». Дон- Амина- до. «Города и годы» 1 Урок открытия нового знания 8 6. Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». Юмор 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 8 7. В/ ч Стихотворения- шутки. Ю. Ч. Ким. «Рыба- кит». 1 Развитие речи Урок развития речи 88 Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 89 Даниэль Дефо«Робинзон Крузо» Анализ произведения 1 Урок открытия нового знания 90. Х. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» 1 Презентация Урок открытия нового знания 91. Два мира сказки «Снежная королева» 1 Урок открытия нового знания 9 2. В/ ч Писатели- сказочники и их герои 1 Развитие речи Урок развития речи 9 3. Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера 1 Фонохрестоматия Урок открытия нового знания 9 4. Том Сойер и его друзья 1 Урок открытия нового знания 9 5. Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь( слово о писателе) . «Сказание о Кише» 1 Урок открытия нового знания 9 6. Обобщение изученного материале за курс 5 кл. 1 Урок открытия нового знания 9 7. Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века 1 К. работа Онлайн тестир. Урок развивающего контроля 98 Вн. чт. Жорж Санд «О чем говорят цветы» 1 Развитие речи Урок развития речи 99 ПРОЕКТ Электронная презентация «Памятники литературным героям» 1 Развитие речи Презентация Урок развития речи 100- 101 Итоговый урок( творческий отчёт) ПРОЕКТ Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» 1 Развитие речи Презентация Урок развития речи 102 Подведение итогов года. Рекомендации на лето. 1 Урок общеметодологической направленности 103- 105 Резервное время 3 Урок общеметодологической направленности

Оставить комментарий: