a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Единый урок об информационной безопасности

Опубликовано: 2015-10-29 13:51:40

Информационная безопасность детей и подростков в сети Интернет В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию. Тема: Информационная безопасность в сети Интернет Класс:  9- 11. Правовая база. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа- услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436- ФЗ от 29 декабря 2010 года" О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа- безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно- телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией( в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252- ФЗ" О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона" О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" , направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио- , виде о- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях. 30. 05. 2011 на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. А. Астахов предложил провести в школах уроки медиа- безопасности. Данная инициатива поддержана Президентом России Д. А. Медведевым. Цель:   сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им. Задачи:  ознакомить учащихся: – с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет; – как критически относиться к сообщениям в СМИ( в т. ч. электронных) , как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет; – как общаться в социальных сетях( сетевой этикет) , не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т. д. Оборудование:  плакаты по данной тематике( на доске) , медиапроектор, экран, презентация Microsoft Power Point “Проблемы информационной безопасности в сети Ин тернет Ход занятия 1. Вступительная часть — сообщение цели занятия, основные правила, продолжительность и режим предстоящей работы. 2. Проведение экспресс- опроса участников об их ожиданиях от предстоящей работы. 3. Беседа учителя и учащихся строится на основе работы с материалами презентации “Проблемы информационной безопасности”  Справочная информация. По последним данным, в России: средний возраст начала самостоятельной работы в Сети- 10 лет( в 2009 году- 11 лет) ; и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет; 30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день( при норме 2 часа в неделю! ) . Ежедневная детская аудитория Рунета: 46% ( 13- 14 лет) , 54% ( 15- 16 лет) ; самые" любимые" детьми ресурсы – социальные сети( 78% ) ; в них проводится до 60 минут в день. Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн- развлечений: сетевые игры; просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ; обмен файлами; использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов; ведение блогов и пр. 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией 40% получают непосредственные предложения о встречах" в реале" . 4. Давайте вместе подумаем. Вопросы для коллективного обсуждения: – Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти вопросы должны обсуждаться в школе? – Из возможных причин, какие можно выделите аспекты, связанные с сущностью Интернета и его значимостью как средства общения. 5. Работа в группах: задание для групповой работы — подготовка коллективного ответа на вопрос: “Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить? ”, “Какими правилами отбора( пользования) информации вы рекомендуете сверстникам пользоваться? ”, “Как оградить себя от кибер- преступлений? ”. ( Возможные варианты работы: группы обсуждают все три вопроса. Каждая группа обсуждает только один из вопросов. ) . 6. Обсуждение результатов работы. 7. Продолжение работы с презентацией “Проблемы информационной безопасности”. Три основных правила безопасного поведения в сети. Защитите свой компьютер. Регулярно обновляйте операционную систему. Используйте антивирусную программу. Применяйте брандмауэр. Создавайте резервные копии важных файлов. Будьте осторожны при загрузке содержимого Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию. Защитите себя в Интернете. Думайте о том, с кем разговариваете. Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб- сайте всегда просматривайте разделы “Условия использования” или “Политика защиты конфиденциальной информации”, чтобы убедиться в предоставлении оператором веб- сайта сведений о целях использования получаемой информац ии и ее передаче другим лицам. Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться. Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны. Думай о других пользователях. Закону необходимо подчиняться даже в Интернете. При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети. Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб- сайте без их согласия или согласия их родителей. Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено. Передача и использование незаконных материалов( например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т. д. ) является противозаконным. Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования. Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет. Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна — это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X( обычно располагается в правом верхнем углу) . Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки “Нет”. Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение( например, в дискуссионных группах) . Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних. .  Подведение итогов работы. Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы. 8. Размещение в дневниках правил безопасного поведения в сети. Используемая литература и интернет- ресурсы 1. В. В. Гафнер. Информационная безопасность: учебное пособие: ГОУ ВПО “Уральский государственный педагогический университет”, Екатеринбург, 2009, ч. 1, 2. 2. " Основы безопасности детей и молодежи в интернете" — интерактивный курс по интернет- безопасности. 3. Портал Сети творческих учителей. http: / / www. it- n. ru/ communities. aspx? cat_ no= 71586& amp; tmpl= com 4. Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании Microsoft http: / / www. microsoft. com/ rus/ protect/ default. mspx# 5. Вопросы безопасности- сайт от компании Semantec http: / / www. symantec. com/ ru/ ru/ norton/ clubsymantec/ library/ article. jsp? aid= cs_ teach_ kids 6. Ребенок в сети. Сайт от компании Panda http: / / www. detionline. ru/ 7. Специальный портал созданный по вопросам безопасного использования сети интернет. Безопасный интернет http: / / www. saferinternet. ru/ . 2

Оставить комментарий: