Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС. Основы её построения.
Документы для скачивания
МКДОУ Митрофановский детский сад Сообщение к педсовету Предметно- развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС. Основы её построения. Подготовила: Гладько О. И. 2015г. И деальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха. Предметная развивающая среда- это: - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - это комплекс эстетических, психолого- педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности. Вопрос организации предметно- развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта( ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 1. Теоретические аспекты организации предметно- развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС Компоненты развивающей среды. Исходя из анализа работ ученых психологов, можно выделить несколько компонентов развивающей среды, среди которых предметно- пространственный компонент занимает центральное место: 1. Социальный компонент. На основе исследований социальных психологов( Е. А. Кузьмин. И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды: - Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями; - Преобладающее позитивное настроение; - Авторитетность руководителей; - Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; - Сплоченность; - Продуктивность взаимоотношений. 2. Пространственно- предметный компонент В работе В. В. Давыдова и Л. Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»: - Среда должна состоять из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; - Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты; - Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого. 3. Психодидактический компонент. Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития. 1. 3. Основные проблемы в организации предметно- развивающей среды. На основе анализа современных разработок и исследований, выделим ряд проблем, которые присутствуют при организации предметно- развивающей среды в ДОУ: 1. Сохранение и иногда доминирование традиционного( с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального( девиз" Куплено – красиво оформлено – расставлено" ) подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса. 2. Некоторая стихийность( иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно- методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами( недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению( например, художественной деятельности, краеведению и т. п. ) . 3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий( в продуманном и целесообразном сочетании) , что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов( печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, " устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды( наполненности большим числом однообразных материалов) . 4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости. 5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению. 6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды. 7. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий( конструктора" Лего" , трансформеров, коллекционных кукол) , технических приспособлений и компьютерных приложений( электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр) , а также изменение способов представления информации в средствах масс- медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры. 1. 4. Нормативно- правовая база. При отборе оборудования, учебно- методического и игрового материала для детского сада необходимо руководствоваться нормативно- правовой базой: - Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29. 12. 2012 г. ; - Приказ Минобразования России от 17. 10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Письмо Минобразования России от 17. 05. 1995г. № 61/ 19- 12 «О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»; - Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования( проект) ; - Концепция содержания непрерывного образования( дошкольное и начальное звено) , утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17. 06. 2003. - Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении( авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г. ) ; - Концепция дошкольного воспитания( авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский, 1989г. - Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15. 05. 2013 № 26. Развивающая предметно- пространственная среда дошкольной организации должна быть: ( 3. 3. 4 с. 19. ) • содержательно- насыщенной, развивающей; • трансформируемой; • полифункциональной; • вариативной; • доступной; • безопасной; • здоровьесберегающей; • эстетически- привлекательной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство Организации( группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения( в том числе техническими) , соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём( в соответствии со спецификой Программы) . Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря( в здании и на участке) должны обеспечивать: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами( в том числе с песком и водой) ; - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; - возможность самовыражения детей. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; - наличие в Организации( группе) полифункциональных( не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре. 4) Вариативность среды предполагает: - наличие в Организации( группе) различных пространств( для игры, конструирования, уединения и пр. ) , а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; Вариативность, определяющаяся содержанием регионального воспитания, национально- культурными и художественными традициями региона периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс; - свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, посещающих Организацию( группу) , к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. 6) Безопасность предметно- пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 7) Здоровьесберегающей; Здоровьесберегающее воспитательное пространство рассматривается как комплекс социально- гигиенических, психолого- педагогических, морально- этических, экологических, физкультурно- оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально- нравственную и бытовую среду в семье и детском саду. К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести: - морально- психологический климат; - экологию и гигиену; - современный дизайн; - рациональный режим жизни, труда и отдыха; - современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения. 8) эстетически- привлекательной. Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Здесь очень важно наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению. Цвет стен, гармоничность цветового решения, освещение, мебель – всё должно быть подчинено функции данного пространства и соответствовать потребностям детей В последнее время в группах детских садов стало всё больше декоративных элементов – картин, статуэток, сухих или искусственных цветов, кружевных штор и т. п. Однако нередко эти украшения не имеют никакого отношения к детям и к их жизни в детском саду. Это могут быть гламурные рисунки принцев и принцесс сомнительного художественного качества или фотографии известных актеров, репродукции картин и т. п. Наличие таких декоративных элементов никак не связано с жизнью детей, а порой портит их вкус. Лучшим украшением помещений могут быть творческие работы и поделки самих детей, выставки авторских работ сотрудников ДОУ, фотографии детей и их родителей, выставки хороших игрушек и т. п. 2. 2 Принципы построения предметно- развивающей среды в ДОУ: - принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога; Одно из условий, которое дает такое общение– это разновозрастная мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднения мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя, а иногда посмотреть на него сверху. - принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения. По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в ДОУ должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Одну из стен- рисовальную предоставляют в полное распоряжение детей. Например: «Стена творчества»- полоска обоев, на которых дети могут по желанию рисовать что угодно. Пустые рамки для рисунков детей. Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников. В ДОУ желательно иметь записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение. Иметь материалы активизирующие познавательную деятельность. - принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»; Очень важно ребенку дать возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями. Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменения. В цветовом и объемно- пространственном построении интерьера при сохранении общей смысловой целостности должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые формы. Можно менять «фоны» и изменять обстановку до неузнаваемости( «мягкая комната» по желанию играющих может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею» и т. д. ) . - принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу в тематических зонах- центрах; ( физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т. д. ) . Для групповых занятий и для работы с подгруппами детей по интересам оборудованы: физкультурный зал, музыкальный зал. - принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отклик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий; Этот принцип реализуется с помощью использования в детской группе определенных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, они получают возможность его эстетического завершения в зависимости от личных вкусов. В групповой ячейке, особенно в ее семейной части, в интерьере необходимо выделить места, где могут размещаться репродукции картин, фотографии, в том числе детей, их братьев, сестер, родителей. - принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды эстетическая организация среды- следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды: использование больших ярких игрушек из искусственной кожи, ткани, пластика, необычных элементов образного декора; - принцип открытости – закрытости – представлен в нескольких аспектах: а) Открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических зонах, оформленных в соответствии с возрастом детей, постепенно приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. б) Открытость своего «Я». Педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества( стихи, рассказы, сказки) . Коллективные детские работы широко используются при оформлении групп. Развешиваются фотографии детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику( альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте) . в) Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители. Создание предметно- развивающей среды невозможно без участия родителей. - принцип учета половых и возрастных различий детей( Гендорный) - реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, т. е. содержание должно отражать в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков, в настоящее время наблюдается дисбаланс в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, поэтому, зачатки работы с детьми с учетом их полоролевой специфики нужно начинать уже с 2- 3 лет. Среда групповых помещений должна быть оснащена как общими материалами для формировании гендерной принадлежности , так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. С 2 до 7 лет решение данной задачи предполагает разный подход к работе с детьми. А, следовательно, и разную предметно- развивающую среду: 1. Младший возраст. В возрасте от двух до четырех лет основной задачей в работе с детьми по формированию гендерной принадлежности является гендерная идентичность( я знаю, что я девочка и со мной не произойдет изменений, если я переоденусь) . При решении данной задачи в предметную среду вводятся маркеры пространства, которые подчеркивают присутствие детей разного пола( например: покрывала в спальне двух любых цветов; маркировка стульев двух цветов: красная для девочек, зеленая –для мальчиков; полотенца двух цветов) . Педагог должен употреблять в речи слова «девочки», «мальчики». 2. Средний возраст. С четырех до пяти лет основной задачей в работе с детьми по формированию гендерной принадлежности является привлекательность гендерной роли. ( Я- девочка, и мне это очень нравиться. Я- мальчик, и мне это очень нравиться) Следовательно, важной задачей при создании предметно- развивающей среды группы является поддержание у детей привлекательности гендерной роли яркими атрибутами, которые имеют выраженные особенности мужского и женского начала( уголок ряженья, где присутствуют как платья для девочек, так и костюмы для мальчиков) 3. Старший возраст. Важной задачей является формирование у детей умения взаимодействовать с представителями противоположного пола( мальчик с девочкой) . В результате проведенных исследований было установлено, что в старшем дошкольном возрасте 71% контактов между детьми- это однополые контакты. Надо организовать среду так чтобы девочки играли с мальчиками. 1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: • провоцируют ребенка на агрессивные действия; • вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры- людям и животным) , роли которых исполняют играющие партнеры( сверстник и взрослый) ; • вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки( куклы, мишки, зайчики и др. ) ; • провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; • вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста. 2. Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто- возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с ГОСТ 19301. 2- 94. 3. Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка. Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды. Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально- эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света( длина волны) Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек. Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка 4. Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса( если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям) , так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально- личностному; - познавательно- речевому и художественно- эстетическому развитию. Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. 2. 4 Общие принципы размещения материалов в групповом помещении Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства( игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально- художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня) , а также с целью активизации двигательной активности ребенка. ( Приложение 1- 4) . Приложение 1 Общие принципы размещения материалов в групповом помещении( вторая младшая группа) Материалы и оборудование Общие принципы размещения материалов в групповом помещении Игровая деятельность Для игры детей 3- 4 лет, все еще значительно зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы( комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек( персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства) . В пространстве группового помещения достаточно иметь 3- 4 таких целостных комплекса( традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами) . Это комплексы материалов( и часть пространства) для развертывания бытовой тематики: 1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола; 2) пара кукольных кроватей, шкафчик с" постельными принадлежностями" , диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети. Еще один тематический комплекс: домик- теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где могут" жить" мягкие игрушки- звери, прятаться и устраивать свой" дом" дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок. И наконец, тематический комплекс для разнообразных" поездок" : автобус- каркас с модулями- сидениями внутри и рулем на фасадной секции. Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т. п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям. По мере взросления детей, т. е. к концу года можно делать наборы сюжетообразующего материала более мобильными, Воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства( чтобы не мешать другим играющим) , соединять их по смыслу сюжета, т. е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки. Продуктивная деятельность Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны детям Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку. Все материалы и пособия должны иметь постоянное место. Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы. Напольный строительный материал требует много места, поэтому его лучше поместить отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом постелить ковер, дорожку. Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки. Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках и деревянных ящиках. По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме. Познавательно- исследовательская деятельность Размещение материала для познавательно- исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе( или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели) . Остальные объекты для исследования и образно- символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного" подзабытым" материалам. Двигательная активность Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки- двигатели( машины, тележки) . Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль одной свободной стены. Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться. Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка" Физкультурный уголок" . У детей второй младшей группы быстро падает интерес к одному и тому же пособию, поэтому советуем постоянно его обновлять( перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия и т. д. ) . Крупное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль стен. Мелкое физкультурное оборудование( массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др. ) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться. Приложение 2 Общие принципы размещения материалов в групповом помещении( подготовительная к школе группа) Материалы и оборудование Общие принципы размещения материалов в групповом помещении Игровая деятельность В связи с тем, что игровые замыслы детей 5- 7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их" под замыслы" . Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки- персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами- сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам- персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами. В известном смысле мелкие фигурки- персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры. Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб — это игровые макеты с" насельниками" ( тематическими наборами фигурок- персонажей) и сомасштабными им предметами оперирования( " прикладом" ) . Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными( чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте) . Тематические наборы мелких фигурок- персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов( так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро" населен" , по желанию играющих) . " Полные" сюжетообразующие наборы — макеты типа" лего" ( замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть предоставлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развертыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые" населяются" и достраиваются по собственным замыслам детей. Продуктивная деятельность Педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста организуется по 2- м основным направлениям: создание условий в группе для самостоятельной работы; факультативная, кружковая работа с детьми. Создание условий для самостоятельной работы включает: наличие различных материалов, удобное их расположение, подготовка места для работы( стол, застеленный клеенкой для работы с бумагой, место, оборудованное для шитья, стол- верстак для работы с деревом) , подготовка необходимых инструментов, соответствующих размеру детской руки. Это, прежде всего, относится к молоткам, стамескам, ножам, ножницам и т. п. Они должны быть настоящими, со всеми рабочими качествами, чтобы ими можно было что- то действительно делать, а не имитировать труд. Плохой инструмент, не дает возможности ребенку получить результат и приносит только разочарование и раздражение. Все острые предметы( иглы, ножницы, ножи, крючки) должны убираться в закрывающиеся ящики. Во время работы детей с ними необходимо особое внимание педагога, обеспечение определенной техники безопасности. Так, если сформировать у детей правильный навык шитья — иголка идет вверх и от себя — можно предоставить детям больше самостоятельности при работе с иглой. Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1, 5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены( находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением) . Для развития творчества детей в самостоятельной работе необходимо позаботится о подборе различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу, без которого невозможна трудовая деятельность. На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок( народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др. ) . На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном( различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, казеиновый, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др. ) . Затем — все для работы с использованным материалом( различные коробки из- под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат, проволока в полихлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др. ) . Далее на полке располагается все необходимое для шитья( только в подготовительных к школе группах) : одна — две швейные детские машинки; коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др. Для работы с деревом в группе может быть оборудован уголок труда или выделено специальное помещение. Для конструирования в старших группах специального места не выделяют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные Мелкий строительный материал хранят в коробках. Крупный — убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины, как для настольного, так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий материал складывают в коробки. Познавательно- исследовательская деятельность Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования( с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом) . Наборы образно- символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно- знаковый материал целесообразно расположить поблизости от магнитной или обычной доски, большого фланелеграфа. Необходимо широко использовать стены группового помещения для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т. п. Двигательная активность Основной набор оборудования и пособий находится в физкультурном зале, так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нем. Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках Обручи, скакалки, шнуры советуем разместить на крюках одной свободной стены в группе. Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им. Приложение 3 Общие принципы размещения материалов в групповом помещении( старшая группа) Материалы и оборудование Общие принципы размещения материалов в групповом помещении Игровая деятельность В связи с тем, что игровые замыслы детей 5- 7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их" под замыслы" . Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки- персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами- сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам- персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами. В известном смысле мелкие фигурки- персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры. Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб — это игровые макеты с" насельниками" ( тематическими наборами фигурок- персонажей) и сомасштабными им предметами оперирования( " прикладом" ) . Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными( чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте) . Тематические наборы мелких фигурок- персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов( так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро" населен" , по желанию играющих) . " Полные" сюжетообразующие наборы — макеты типа" лего" ( замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть предоставлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развертыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые" населяются" и достраиваются по собственным замыслам детей. Продуктивная деятельность Педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста организуется по 2- м основным направлениям: создание условий в группе для самостоятельной работы; факультативная, кружковая работа с детьми. Создание условий для самостоятельной работы включает: наличие различных материалов, удобное их расположение, подготовка места для работы( стол, застеленный клеенкой для работы с бумагой, место, оборудованное для шитья, стол- верстак для работы с деревом) , подготовка необходимых инструментов, соответствующих размеру детской руки. Это, прежде всего, относится к молоткам, стамескам, ножам, ножницам и т. п. Они должны быть настоящими, со всеми рабочими качествами, чтобы ими можно было что- то действительно делать, а не имитировать труд. Плохой инструмент, не дает возможности ребенку получить результат и приносит только разочарование и раздражение. Все острые предметы( иглы, ножницы, ножи, крючки) должны убираться в закрывающиеся ящики. Во время работы детей с ними необходимо особое внимание педагога, обеспечение определенной техники безопасности. Так, если сформировать у детей правильный навык шитья — иголка идет вверх и от себя — можно предоставить детям больше самостоятельности при работе с иглой. Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1, 5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены( находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением) . Для развития творчества детей в самостоятельной работе необходимо позаботится о подборе различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу, без которого невозможна трудовая деятельность. На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок( народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др. ) . На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном( различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, казеиновый, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др. ) . Затем — все для работы с использованным материалом( различные коробки из- под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат, проволока в полихлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др. ) . Далее на полке располагается все необходимое для шитья( только в подготовительных к школе группах) : одна — две швейные детские машинки; коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др. Для работы с деревом в группе может быть оборудован уголок труда или выделено специальное помещение. Для конструирования в старших группах специального места не выделяют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные Мелкий строительный материал хранят в коробках. Крупный — убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины, как для настольного, так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий материал складывают в коробки. Познавательно- исследовательская деятельность Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования( с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом) . Наборы образно- символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно- знаковый материал целесообразно расположить поблизости от магнитной или обычной доски, большого фланелеграфа. Необходимо широко использовать стены группового помещения для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т. п. Двигательная активность Основной набор оборудования и пособий находится в физкультурном зале, так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нем. Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках Обручи, скакалки, шнуры советуем разместить на крюках одной свободной стены в группе. Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им. Приложение 4 Общие принципы размещения материалов в групповом помещении( средняя группа) Материалы и оборудование Общие принципы размещения материалов в групповом помещении Игровая деятельность В средней группе предметная игровая среда должна быть существенным образом( если не сказать — радикально) изменена, по сравнению с младшими группами. Постоянные сюжетообразующие наборы( тематические зоны) уступают место более гибким сочетаниям сюжетообразующих игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел. Тематические" зоны" редуцируются до ключевого маркера условного пространства, а" начинка" этого пространства( подходящие предметы оперирования, игрушки- персонажи) располагаются в стеллажах, полках, в непосредственной близости. Так, довольно подробно обставленная в младших группах" кухня" для крупных кукол, в этой возрастной группе уже должна быть представлена мобильной плитой/ шкафчиком на колесах; кукольная" спальня" и" столовая" — одной кукольной кроватью, столиком и диванчиком, которые легко перемещаются; все остальное может быть достроено детьми из крупных полифункциональных материалов. Универсальная" водительская" зона также становится мобильной и представлена штурвалом или рулем на подставке, который легко переносится с места на место, или скамеечкой на колесах со съемным рулем. Пара низких( 30- 50 см. ) пятичастных ширм( рам) обеспечивает" огораживание" любого условного игрового пространства( дома, корабля и пр. ) . Трехчастная ширма с раздвигающейся шторкой служит подвижным и универсальным заместителем" магазина" , " кукольного театра" и т. п. Продуктивная деятельность Строительный материал для свободной самостоятельной деятельности хранится в коробках, в которых он приобретен. Мелкие игрушки для игр со строительным материалом уже можно не расставлять на полках, а тоже убрать в коробки. Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках( в открытом виде) . Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя. Мы считаем, что такая подготовка рабочих мест отвечает особенностям возраста. Дети 4—5 лет еще остро нуждаются в своевременном участии взрослого( поддержка, помощь, совет) . А школьный тип расстановки мебели психологически разъединяет детей друг с другом и ставит педагога в позицию учителя, а не доброго наставника, готового в любую минуту прийти на помощь ребенку. Столы накрываются клеенками, на них размещаются все имеющиеся ножницы, клей ПВА, бумага( белая, цветная, в клетку, в линейку, оберточная и т. п. ) . В начале года вместе с родителями дети изготавливают сумочку- пенал( на молнии, кнопках и т. п. ) . Эти сумочки раздаются детям, а кисти маркируются родителями. Баночки для промывания кистей( большая — 0, 5 л — для промывания" по- черному" и маленькая — 0, 25 л — для ополаскивания) могут быть общими и вместе с наборами гуаши храниться в нижней части шкафа воспитателя, чтобы по окончании занятий дети могли убирать их на место. Наши наблюдения показали, что такой подход к хранению и использованию изобразительных материалов оказался чрезвычайно полезным, так как способствует организованности и формированию у каждого ребенка бережного отношения к материалам и чувства личной ответственности за их состояние. Детские работы вначале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать домой или оставить в группе. Познавательно- исследовательская деятельность Размещение материала должно быть принципиально иным, нежели в младших группах. Для объектов исследования в действии должен быть выделен рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей( в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками) ; рядом следует расположить полку( низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно- символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками- ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно брать и располагаться с ним в удобных, спокойных местах группового помещения( индивидуально или со сверстниками) . Двигательная активность В этой возрастной группе необходимо иметь" Физкультурный уголок" — тележку на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. " Физкультурный уголок" располагается в углу комнаты. Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи- утяжелители, наборы( серсо, кегли, кольцеброс, шнуры) , следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены. Гимнастические модули и мячи важно расположить у стен, где нет батарей. В средней группе хорошо иметь деревянную стенку( высота 150 см) для формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы. С целью развития интереса у детей к разным видам упражнений с использованием пособий следует некоторые предметы и пособия хранить в кладовой комнате, что позволяет обновлять материал в группе.