a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа дополнительного образования по оригами "Бумажные превращения"

Автор: Катясь Елизавета Александровна Опубликовано: 2015-11-01 19:44:22

Документы для скачивания

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Зеленогорский детский сад» Утверждаю: Заведующая МДОБУ «Зеленогорский детский сад»: Разыграева М. В. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «Бумажные превращения»( в озраст детей: 5- 7 лет, срок реализации: 2 года)   Составитель: Катясь Елизавета Александровна, в оспитатель Программа принята                                                                      на педагогическом совете,                                                                            п ротокол №_ _ _ _ _ от_ _ _ _ _ _ _ _                                                                               п. Зеленогорский 2015 г. Содержание Пояснительная зап иска……………………………………………………. . 3 Цели, задачи, направления программы…………………………………… 6 Организационно – методическое обеспечение программы……………. . . 7 Принципы программы ……………………………… ……………………10 Учебно- тематический план. Первый год обучения( старшая группа) …11 Учебно- тематический план. Второй год обучения( подготовительная группа) …………………………………………………………………………13 Тематическое планирование в старшей группе на 2015 – 2016 г. ( первый год обучения) ………………………………………………………………… 15 Тематическое планирование в подготовительной группе на 2016 – 2017 г. ( второй год обучения) ……………………………………………………. . 17 Педагогическая диагностика на начало года( первый год обучения, старшая группа) ………………. . ……………………………………………. . . 19 Справка проведения мониторинга детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………21 Педагогический мониторинг на конец года( первый год обучения, старшая группа) ………………………………………………………………. 23 Список литературы………………………………………………………. . . 2 4                 Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети.   Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим «я сам» и, вот. Он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручения. Нас поражает быстрота его успехов: вчера еще не мог, сегодня уже справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности – все это акты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть – семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью, поступать сознательно. Подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением. С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40 – 45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких. Точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза. Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к тому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ – искусство, близкое ему и доступное. Не перечислить всех достоинств оригами в развитие ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, которая в свою очередь развивает речь, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями( угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д. ) , одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов( показ приемов складывания) со словесными символами( объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность( самостоятельное выполнение действий) . Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив и из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершаю т путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами. Систематические занятия с ребенком дошкольного возраста оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.       Цели, задачи, направления программы Цель программы –   всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи программы: Обучающие: 1. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д. 2. Формировать умения следовать устным инструкциям взрослого. 3. Обучать приемам работы с бумагой в технике оригами. 5. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. 6. Учить с оздавать композиции из изделий, выполненных в технике оригами. Развивающие: 1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. 2. Ра звивать у детей способность работать руками под контролем сознания, мелкую моторику рук, точные движения пальцев, глазомер. 3. Развивать художественный вкус, т ворческие способности и фантазию детей.   Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к искусству оригами. 2. Расшир ять коммуникативные способности детей. 3. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. 4. Способствовать создан ию игровых ситуаций, содержать в по рядке рабочее место. Организационно- методическое обеспечение программы( возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп) Программа кружка «Бумажные превращения» рассчитана на 2 года( старший дошкольный возраст. ) Для успешного освоения программы оптимальная численность детей в кружке не должна превышать 10- 12 человек. Кружок посещают дети по запросам родителей и на основе отбора воспитателя по диагностическим данным. З анятия проводятся 1 раза в неделю, с октября по май, сентябрь – проведение мониторинга, январь – каникулы. Год обучения Количество занятий Количество детей в группе В месяц В год 1 4- 5 30 10 2 4- 5 29 10 Методы,   исполь зуемые на занятиях кружка- словесный метод( беседа, рассказ, сказка) ; - наг лядный метод( рассматривание иллюстраций) ; - практический метод( показ образца выполнение последовательности работы) . И нтеграция образовательных о бластей- познавательное развитие( знакомство с геометрическими понятиями угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д. ) ; - речевое развитие( обогащение словаря детей специальными терминами) ; - социально – коммуникативное развитие( формирование умения следовать устным инструкциям взрослого, р асшир ение коммуникативных способностей детей, с пособствование созданию игровых ситуаций) ; - физическое развитие( пальчиковая гимнастика, физкультминутки, массаж и т. д. ) ; - художественно – эстетическое развитие( музыка, рисование, элементы аппликации) . Форма занятий- тематическая совместная деятельность. Ожидаемые результаты В результате обучения по данной программе дети: 1. Познакомятся с основными геометрическими понятиями угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д. 2. Научаться следовать устным инструкциям взрослого. 3. Познакомятся с приемам и работы с бумагой в технике оригами. 5. Познакомятся со специальными терминами. 6. Научаться создавать композиции из изделий, выполненных в технике оригами. 7. Разовьют внимание, память, логическое и пространственное воображения. 8. Приобретут способность работать руками под контролем сознания, разовьют мелкую моторику рук, точные движения пальцев, глазомер. 9. Разовьют художественный вкус, т ворческие способности и фантазию.   1 0. Проявят стойкий интерес к искусству оригами. 11. Улучшат свои коммуникативные способности. 12. Овладеют навыками культуру труда и усовершенствуют трудовые навыки. 13. Приобретут способность создания игровых ситуаций, научатся содержать в по рядке рабочее место. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы- оформление выставок детских работ; - вручение грамот и дипломов детям; - создание тематического альбома «Бумажные превращения». Принципы програм мы- п ринцип гуманизации и демократизации- п ринцип во спитывающего характера обучения- п ринцип развивающего обучения- п ри нцип научности- п ринцип наглядности обучения- п ринцип доступности- п ринцип систематичности, последовательности и постепенности. - п ринцип связи об учения с жизнью- принцип активности сознательности- п ринцип уче та индивидуальных особенностей   Учебно- тематический план. П ервый год обучения( старшая группа)   № п. / п. Наименование темы Часы Всего Беседа Практика 1. В некотором царстве, в бумажном государстве 25 мин 7 мин 18 мин 2. К ак гном чинил свой дом 25 мин 7 мин 18 мин 3. Мишка 25 мин 7 мин 18 мин 4. Гриб 25 мин 7 мин 18 мин 5. Ветка рябины 25 мин 7 мин 18 мин 6. Превращение стрелы 25 мин 7 мин 18 мин 7. Воздушный змей 25 мин 7 мин 18 мин 8. Лист клена 25 мин 7 мин 18 мин 9. Голубая кошка 25 мин 7 мин 18 мин 10. Елочка 25 мин 7 мин 18 мин 11. Заюшкина избушка 25 мин 7 мин 18 мин 12. Дед мороз 25 мин 7 мин 18 мин 13. Новогоднее панно 25 мин 7 мин 18 мин 14. Бабочка и гусеница 25 мин 7 мин 18 мин 15. Забавные зверюшки 25 мин 7 мин 18 мин 16. Подарок папе 25 мин 7 мин 18 мин 17. Прыгающие лягушки 25 мин 7 мин 18 мин 18. Подарочная открытка к 8 марту 25 мин 7 мин 18 мин 19. Коллективное панно хризантемы 25 мин 7 мин 18 мин 20. Показ сказки теремок 25 мин 7 мин 18 мин 21. Коробочка 25 мин 7 мин 18 мин 22. Птицы нашего края 25 мин 7 мин 18 мин 23. Грач 25 мин 7 мин 18 мин 24. Про цыпленка, который не умел дружить 25 мин 7 мин 18 мин 25. Ожившая сказка 25 мин 7 мин 18 мин 26. Тюльпан 25 мин 7 мин 18 мин 27. Поздравительная открытка к 9 Маю 25 мин 7 мин 18 мин 28. Василек 25 мин 7 мин 18 мин 29. Цветик – семицветик 25 мин 7 мин 18 мин 30. Выставка поделок. Вручение грамот. 25 мин 7 мин 18 мин Всего 30 занятий 750 мин 210 мин 540мин                       Учебно- тематический план. В торой год обучения( подготовительная группа) № п. / п. Наименование темы Часы Всего Беседа Практика 1. Знакомство с базовыми формами. 30 мин 10 мин 20 мин 2. Корзинка. 30 мин 10 мин 20 мин 3. Головастик 30 мин 10 мин 20 мин 4. Слон. 30 мин 10 мин 20 мин 5. Лебедь. 30 мин 10 мин 20 мин 6. Лягушонок. 30 мин 10 мин 20 мин 7. Подарок на день Матери. 30 мин 10 мин 20 мир 8. Стакан. 30 мин 10 мин 20 мин 9. Рыбка. 30 мин 10 мин 20 мин 10. Снежинка 30 мин 10 мин 20 мин 11. Новогоднее панно. 30 мин 10 мин 20 мин 12. Куколка 30 мин 10 мин 20 мин 13. Золотая рыбка. 30 мин 10 мин 20 мин 14. Колокольчик. 30 мин 10 мин 20 мин 15. Подарок папе. 30 мин 10 мин 20 мин 16. Заяц. 30 мин 10 мин 20 мин 17. Подарочная открытка к 8 Марту. 30 мин 10 мин 20 мин 18. Бабочка. 30 мин 10 мин 20 мин 19. Василек. 30 мин 10 мин 20 мин 20. Тюльпан. 30 мин 10 мин 20 мин 21. Ворона. 30 мин 10 мин 20 мин 22. Сова. 30 мин 10 мин 20 мин 23. 24. Ракета. Воробей. 30 мин 30 мин 10 мин 10 мин 20 мирн 20 мин 25. Листья. 30 мин 10 мин 20 мин 26. Голубь мира. 30 мин 10 мин 20 мин 27. Четырехугольная звезда. 30 мин 10 мин 20 мин 28. Панно цветы. 30 мин 10 мин 20 мин 29. Выставка поделок. Вручение грамот. 30 мин 10 мин 20 мин Всего 29 занятий 870 мин 290 мин 580 мин             Тематическое пл анирование в старшей группе 2015 – 2016 г. ( первый год обучения) Месяц дата Тема Сентябрь Знакомство с оригами, рассматривание книг, иллюстраций по изготовлению поделок методом оригами, подготовка материал а. Октябрь 02. 10. 09. 10. 16. 10. 23. 10. 30. 10. 1. «В некотором царстве, в бумажном государстве». 2. «Как гном чинил свой дом». 3. «Мишка». 4. «Гриб». 5. «Ветка рябины». Ноябрь 06. 11. 13. 11. 20. 11. 27. 11. 1. «Превращение стрелы». 2. «Воздушный змей». 3. «Лист клена». 4. «Голубая кошка». Декабрь 04. 12. 11. 12. 18. 12. 25. 12. 1. «Елочка». 2. «Заюшкина избушка». 3. «Дед Мороз». 4. «Новогоднее панно. Январь Каникулы Февраль 05. 02. 12. 02. 19. 02. 26. 02. 1. «Бабочка и гусеница». 2. «Забавные зверушки». 3. «Подарок папе». 4. «Прыгающие лягушки». Март 04. 03. 11. 03. 18. 03. 25. 03. 1. «Подарочная открытка к 8 Марту». 2. Коллективное панно «Хризантемы». 3. Показ сказки «Теремок». 4. «Коробочка». Апрер ь 01. 04. 08. 04. 15. 04. 22. 04. 29. 04. 1. «Птицы нашего края». 2. «Грач». 3. «Про цыпленка, который не умел дружить». 4. «Ожившая сказка». 5. «Тюльпан». Май 06. 05. 13. 05. 20. 05. 27. 05. 1. Поздравительная открытка к 9 Маю. 2. «Василек». 3. «Цветик – семицветик». 4. Выставка поделок. Вручение грамот.     Тематическое планирова ние в подготовительной группе 2016 – 2017 г. ( второй год обучения) Месяц дата Тема Сентябрь Знакомство с видами оригами, рассматривание книг, иллюстраций по изготовлению поделок методом оригами, подготовка материал а. Октябрь 07. 10. 14. 10. 21. 10. 28. 10. 1. Знакомство с базовыми формами. 2. Корзинка. 3. Головастик 4. Слон. Ноябрь 11. 11. 18. 11. 25. 11. 1. Лебедь. 2. Лягушонок. 3. Подарок на день Матери. Декабрь 02. 12. 09. 12. 16. 12. 23. 12. 30. 12. 1. Стакан. 2. Рыбка. 3. Снежинка. 4. Новогоднее панно. 5. Куколка. Январь Каникулы Февраль 03. 02. 10. 02. 17. 02. 24. 02. 1. Золотая рыбка. 2. Колокольчик. 3. Подарок папе. 4. Заяц. Март 03. 03. 10. 03. 17. 03. 24. 03. 31. 03. 1. Подарочная открытка к 8 Марту. 2. Бабочка. 3. Василек. 4. Тюльпан. 5. Ворона. Апрель 07. 04. 14. 04. 21. 04. 28. 04. 1. Сова. 2. Ракета. 3. Воробей. 4. Листья. Май 05. 05. 12. 05. 19. 05. 26. 05. 1. Голубь мира. 2. Четырехугольная звезда. 3. Панно цветы. 4. Выставка поделок. Вручение грамот.   Педагогическая диагностика на начало года( первый год обучения, старшая группа) Сроки проведения педагогической диагностики: сентябрь – май. Мониторинг исследует следующие показатели: - развитие мелкой моторики рук; - умение складывать бумагу по инструкции педагога; - ориентировка на листе бумаги; - внимание и усидчивость. Результаты обследования детей кружка «Бумажные превращения» на начало года № п. / п. Ф. И. ребенка Моторика рук Ориентировка на листе бумаги Умение складывать бумагу по инструкции воспитателя Внимание, усидчивость Уровни развития 1. Уля Б. + + _ _ с 2. Вика В. + + _ _ с 3. Семен Ж. _ _ + + с 4. Даша З. _ _ _ + н 5. Артем К. _ + _ _ н 6. Даша Р. + _ _ + с 7. Ян Ф. + + _ _ с 8. Маша Ц. + _ + + с 9. Дима С. _ _ _ + н 10. Денис Р. _ _ _ _ н высокий 0% средний 50% 40% 20% 50% 60% низкий 50% 60% 80% 50% 40% Вывод: По всем показателям определяются два уровня выполнения заданий; средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания. Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. Низкий уровень невыполнение задания с помощью взрослого. Справка проведения мониторинга детей старшего дошкольного возраста В сентябре месяце мной был проведен мониторинг 10 воспитанников кружка оригами «Бумажные превращения». Обследовано 10 детей, из них- развитие мелкой моторики рук: - высокий уровень- 0% - средний уровень- 50% - низкий уровень- 50% - умение складывать бумаги по инструкции воспитателя: - высокий уровень- 0% - средний уровень- 40% - низкий уровень- 60% - ориентировка на листе бумаги: - высокий уровень- 0% - средний уровень- 20% - низкий уровень- 80% - внимание и усидчивость: - высокий уровень- 0% - средний уровень- 50% - низкий уровень- 50% Оценка результатов: По всем показателям определяются два уровня выполнения заданий; средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задании. Высокий уровень – предполагает выполнение всех заданий. Средний уровень ребенок справляется с задан ием с помощью взрослого. Низкий уровень – невыполнение задания с помощью взрослого. Вывод: по результатам мониторинга: - Развивать у детей моторику рук; - Научить складывать бумагу по инструкции педагога; - Учить ориентировке на листе бумаги; - Развивать у детей внимание, усидчивость; Педагогический мониторинг на конец учебного года( первый год обучения, старшая группа) Результаты обследования детей кружка «Бумажные превращения» на конец года № п. / п. Ф. И. ребенка Моторика рук Ориентировка на листе бумаги Умение складывать бумагу по инструкции воспитателя Внимание, усидчивость Уровни развития 1. Уля Б. 2. Вика В. 3. Семен Ж. 4. Даша З. 5. Артем К. 6. Даша Р. 7. Ян Ф. 8. Маша Ц. 9. Дима С. 10. Денис Р. высокий средний низкий         Список литературы 1. Афонькин С. Ю. , Афонькин Е. Ю. Оригами. Дело в шляпе. – СПб: Химия, 1998. – 56 с. 2. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996 г. – 24 с. 3. Художественно – творческая деятельность, Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5 – 7 лет/ авт. – сост. И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова. – Волгоград: Учитель. 2011. – 95 с. 4. Стейнберг М. Смастерим из бумаги. Складывание. – Таллин, 1988 – 112 с. 5. М. С. Рузина, С. Ю. Афонькин Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб. : КРИСТАЛЛ, 1997. – 336 с. 6. Гарматин А. А. Оригами. Целый мир в квадратике буаги/ А. А. Гарматин. – Ростов н/ Д: Владис, 2009. – 640 с.

Оставить комментарий: