a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Народный фольклор . Ранний возраст.

Опубликовано: 2015-11-03 13:37:15

Документы для скачивания

            

   

Мы живем в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по – новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное.

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, обычаям, которые долгое время были в забвении.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Прежде всего, занятия с использованием народного фольклора следует рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т.д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства – вот в чем приоритет фольклорных занятий.

Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклорных занятий – это вершина педагогического мастерства.

Следует подчеркнуть: на фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста.

 

Принцип активности и посильной самостоятельности.

 

Его суть – активное соучастие и сотворчество и педагога и ребенка.

 

Воспитатель должен :

Во – первых – приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.

Во – вторых – расширяя понимаемую речь ребенка, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии со взрослым. Поэтому на занятии создаются все условия, чтобы у малышей  возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения – что – то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: «да», «нет», «так», «вот» и т.д.), но эта речевая активность возникает только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников.

В – третьих – педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное воздействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением.

В – четвертых – необходимо активное, действенное соучастие ребенка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например: попоить цыплят из ведерочек (у каждого ребенка должно быть маленькое ведерко, показать, как цыплята ходят и клюют зернышки  и т. п.).

 

Принцип познавательной активности.

 

Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер. Ориентировочное подкрепление выступает как метод, реализуемый приемами во внесение занятия. И в этом аспекте эмоциональные воздействия поддерживают ориентировочную активность на основе введения ориентировочных подкреплений различной модальности (зрительных, слуховых стимулов).

Остановимся на этом положении более подробно. Ситуации внезапного появления  или исчезновения персонажей связаны с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей. Этот прием, очень сильный по своему воздействию, нецелесообразно слишком часто использовать в процесс занятия, т.к. дети привыкают взаимодействовать со взрослым только при условии сильного ориентировочного подкрепления. А это не способствует развитию произвольности произведения. И, тем не менее, ориентировочные подкрепления необходимы, поэтому разумнее их строить с частичной заменой, например: кукла поменяла платье, у нее появился бант другого цвета; котик ушел, затем пришел и лакает молоко, спит, т.е. проделывает самые разнообразные действия, оставаясь в том же виде; а вот он уже в другом виде:

 

Пошел котик во лесок,

Нашел котик поясок,

Нарядился, воротился.

 

Воспитатель пользуется ориентировочным подкреплением на основе слуховых ориентировочных реакций на голос: звучит то тихо, то громко, то медленно, то быстро; иногда он говорит нараспев, растягивая гласные, пользуется речитативом, употребляя соразмерные паузы и т.д. Это приемы, рассчитанные на подкрепление на основе слуховых ориентировочных реакций, которые и обеспечиваются эмоциональностью педагога.

Вместе с тем дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты.

Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информативную роль.

 

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста

Принцип наглядности, т.е. используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ – основной метод принципа наглядности – может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения), с использованием наглядных средств. Использовать можно как плоскостные, так и объемные игрушки.

Какими же приемами можно пользоваться, используя принцип наглядности?

Один из главных – прием инсценирования произведения с помощью вышеперечисленных и специально отобранных средств (картинки, ширмы, игрушки). С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно – следственные отношения, вытекающие из содержания текста.

Прием инсценирования сочетается синхронно с чтением, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы.

Прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Прием действенного соучастия помогает ребенку стать как бы соучастником событий, о которых идет речь.

Еще один прием – динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, ее перемещением, приведением в движение частей игрушки и т.д. например, говоря о петушке – «масляна головушка», желательно привести в действие именно часть игрушки; при чтении строки «что ты рано встаешь, голосисто поешь?» следует привести игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подать голос» (петушок кукарекает, поет). Этот прием помогает понять смысл прочитанной строчки. Не случайно при прочтении потешки « вот и люди спят» вначале действенно разыгрывается первая строчка (воспитатель предлагает выполнить игровое действие имитационного характера, дети кладут под щечку сложенные ладошки и на секунду закрывают глаза – спят). От понимания первой строки зависит постижение последующего текста. Поэтому так важно добиваться двухсторонней связи в понимании.

Прием усиления зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами: изменением (или в самой игрушке или ее местоположения), исчезновением или внезапным появлением в несколько измененном виде. Например: чтобы привлечь внимание малыша к петушку, педагог показывает игрушку вначале близко, затем петушок взлетает на спицу. Дети видят игрушку под другим углом зрения, с дальнего расстояния. Спица вращается – петушок кружится.

Как говорилось выше, потешка, присказка, песенки и др. весьма динамичны; каждая строка несет определенное смысловое содержание, смысловая фраза рисует целую картину. И если кто- либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом, в этом и заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах раннего возраста должна предусматривать обратную связь с детьми.

Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого – либо навыка. Воспитатель задерживается на каждой части столько, сколько необходимо для активного освоения смыслового содержания  текста. При этом часть текста читается синхронно инсценировке.

Отработав какую – то содержательную  часть текста, педагог переходит ко второй, третьей частям занятия. От чего зависит этот переход? От степени усвоения. Если дети не отреагировали на какую – то часть текста, воспитатель прокручивает ее еще раз, прибегая к вышеперечисленным приемам.

Неоднократное повторение какой – либо части занятия обеспечивается принципом цикличности, т.е. поэтапностью обучения и необходимостью прокручивания (неоднократным повторением, т.е. циклом) какой – либо части занятия в зависимости от возникшей необходимости. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей.

Эксперименты показали, что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока,  что они не слышат взрослого. Возникает так называемое доминантное торможение. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем, сороки – воровки, яркого петушка, красивой куклы. Что же должен предпринять воспитатель в этой ситуации? Несколько отыграть назад: спрятать куклу (ляля ушла), увести петушка (петушок спрятался). Если это ширма, то в ней предусматривается одна пустая сторона, которая и поворачивается к малышам, скрывая на некоторое время красочное изображение.

Доказано: наибольшая степень активного освоения в течение одного занятия проявляется не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках. Вот почему необходимо соблюдение принципа цикличности. Детей вначале вводят в русло соответствующей деятельности, а затем удерживают внимание в диапазоне поставленных задач. Это особенно необходимо для детей второго года жизни. На третьем году постепенно формируется способность сразу включаться в «рабочую» ситуацию, осваивая новую информацию на высоком уровне ориентировочной активности с первых моментов.

Таким образом, принципы поэтапности и цикличности в методике фольклорных занятий позволяют педагогу осуществить живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия и индивидуального реагирования. При этом рекомендуется при повторном и последующих повторениях не ставить задачу копировать фразы и действия. Сохраняя их общую направленность, а так же точность фольклорного изложения, педагог эмоционально изменяет ситуацию, применяя разные формы наглядности, привлекая внимание детей и вводя в русло планируемой деятельности.

Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время.

Принцип вариативности поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение занятий в несколько измененном варианте). Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому свертывается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст.

В какой же момент осуществляется целостное прочтение?

Принцип художественного фольклорного исполнения произведения, соблюдаемый в методике, позволит педагогу создать у детей целостное восприятие. И это вполне понятно: малыши эмоционально откликнулись, проиграли и зрительно восприняли фольклорный сюжет. Вот теперь воспитатель выразительно, неторопливо, а главное, непрерывно читает произведение в целом, от начала до конца.

По принципу цикличности воспитатель повторяет 2 – 3  раза чтение произведения в целом. Каждое повторное чтение должно проходить также увлекательно, как и все занятие. При повторном прочтении меняется и характер исполнения. Например: воспитатель читает текст речитативом, а в следующий момент как бы пропевает весь текст, побуждая малышей действовать вместе.

Интерес и внимание к народному творчеству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более вырос.

Народный фольклор – душа русского искусства, русской музыки. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями обогащает и облагораживает. Ребенку доступно и понятно народное творчество. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку.

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем степеням его эмоционального и нравственного развития.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Первое знакомство ребенка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных.

Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они ее перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы, слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребенку имеет большое значение в его музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребенку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним, например:

Котик серый, хвостик белый.

Приди, котик, ночевать,

Мою Ирочку качать,

А уж я, тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

А вот для того, чтобы вызвать у ребенка радость, двигательное возбуждение, веселый лепет, используются пестушки. Пестушки – это значит нянчить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Когда малыш просыпается, его гладят по животу и приговаривают:

Потягушеньки, потягушеньки,

Поперек толстушушеньки.

А в ножки ходунушки,

А в ручки хвотушушки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно – эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле, к своему народу. Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. От того, что слышит и видит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, необходимо использовать народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Все это богатство народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

С народными песнями и мелодиями необходимо знакомить уже с раннего детства. Это такие песенки, как «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока – сорока» . Мелодии у них просты и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребенка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребенка. Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания.

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребенка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей  к режимным моментам. Умывая малыша, напевать ему ласково:

Чистая водичка моет Жене личико,

Настеньке ладошки, а пальчики – Антошке.

Ребенок с удовольствием выполняет действия. Так же воспитывается чувство доброты, заботы, например:

 

Кисонька – мурысонька, ты где была?....

Не ешь одна (оставь ребяткам).

Когда дети собираются на улицу:

Вот они, сапожки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Вот так, хорошо.

Основываясь на своем опыте, могу сказать, что  знакомство с народным творчеством, в том числе и с музыкальным фольклором, развивает интерес, внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

Оставить комментарий: