Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром
«Экологическое воспитание и
ознакомление с окружающим миром»
(из опыта работы)
Артамонова Р.Р.- воспитатель
МБДОУ «Кадошкинский д/с комбинированного вида «Солнечный»
Природа-это единственная книга, каждая страница
которой полна глубокого содержания.
И.В.Гете
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей- это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами живой природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Мне, как и многим педагогам- практикам, при ознакомлении детей с природой и с человеком приходилось сталкиваться с проблемой экологического воспитания. Если по рисованию, чтению, математике, труду и другим предметам у детей нет исходных знаний и обучение начинается практически с нуля, то воспитатель имеет возможность просто следовать за ходом естественного развития ребенка и наращивать знания и умения в соответствии с его индивидуальным темпом обучения. Во всех отношениях педагог является более знающим, поэтому он без особых усилий передает эти знания своим воспитанникам.
В отношении природоведения ситуация иная - воспитатель может ответить на 25- 30% вопросов. Такое интересное явление заслуживает специального внимания психологов.
И поэтому в своей работе определила решение следующих задач:
- уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
- формирование знаний о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
- формирование элементарных представлений о причинно- следственных связях внутри природного комплекса;
- развитие гуманного эмоционально- доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
- формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;
- ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;
- формирование гигиенических навыков;
-формирование взглядов на здоровый образ жизни;
- формирование привычки рационально использовать воду;
- выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);
- развитие познавательного интереса к окружающему миру;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру;
- развитие продуктивной деятельности.
Решение этих задач и умение детей применять свои знания и умения в жизни, в этом я вижу актуальность и перспективность моего опыта.
Для реализации целей и задач следую принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Работу по данному направлению осуществляю на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.
Для решения задач использую такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, экологические тропы, решение кроссвордов, оформление стенгазет, альбомов.
Структура занятия-экспериментирования.
1. Постановка проблемы.
2. Тренинг памяти, внимания, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Последние пять лет особое внимание уделяю ознакомлению дошкольников с человеком и формированию взглядов на здоровый образ жизни: на специально организуемых и познавательных занятиях, в играх, в нерегламентированных видах деятельности, в свободной самостоятельной деятельности в течении дня, в виде своеобразных домашних заданиях, даваемых как детям, так и их родителям.
Ознакомление дошкольников с человеком является новым направлением в системе дошкольного образования и поэтому необходимо с осторожностью относиться к экспериментам. Все проводимые наблюдения и эксперименты должны быть безопасными и безвредными. Чтобы у детей сформировался устойчивый интерес к приобретению знаний о человеке, чтобы получаемые знания были осознанными и понятными, наблюдения и эксперименты должны проводиться планомерно, целенаправленно и систематически. Не следует перегружать детей негативной информацией.
В результате проводимых мной занятий, экспериментов, игр дети старшей группы приобретают следующие знания, умения и навыки:
- понимание назначения таких органов чувств, как язык, глаз, ухо, нос;
- умение находить сходство в строении человека и животных;
- понимание гомологичности органов;
- приобретают общие представления обо всех возрастных периодах человека;
- понятие различия людей по половым признакам;
- понятия о значении пищи, воды, воздуха для человека;
- представление о витаминах, как натуральных, так и химических;
- основных условиях необходимых для жизни человека;
- приобретают навыки бытового и обслуживающего труда;
- с удовольствием играют и разговаривают с товарищами;
- вежливо обращаются с взрослыми;
- знают, что у каждого человека и у каждого животного есть родители;
- знают свой адрес;
- активно стремятся поддерживать порядок в группе;
- самостоятельно выполняют гигиенические процедуры;
- пользуются только своими предметами личной гигиены;
- понимают, что свое здоровье надо беречь самому;
- понимают, что состояние здоровья связано с поведением и соблюдением гигиенических мероприятий;
- знают правила поведения на улице, во дворе, в общественных местах и стараются соблюдать их;
- по собственной инициативе организовывают сюжетно-ролевые игры на медицинскую тематику;
- отражают в рисунках, аппликациях, поделках ситуации, связанные с выполнением гигиенических и закаливающих процедур;
- рисуют и лепят человека, соблюдая пропорции частей тела и передавая несложные движения.