СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА Учим ребенка правильно дышать
Документы для скачивания
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА Учим ребенка правильно дышать Мы дышим без остановки: вдох- выдох, вдох- выдох. Кислород, который мы вдыхаем, необходим для питания каждой клеточк е нашего организма, поэтому от правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. От правильного дыхания зависит развитие речи детей, так как источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань. Совершенное дыхание приобретается. Ребенка необходимо как можно раньше научить дышать правильно. Как проверить правильность дыхания? Попросите ребенка подышать через нос на зеркало, сначала одной ноздрей, потом другой. Пятно большое- значит, дыхание хорошее. Пятно- маленькое, дыхание слабое. На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим видом дыхания. Сначала нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох. Приведем несколько примеров таки х игровых упражнений. Игры- упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха: «Греем ручки»( выд ыхание струи воздуха на ладони) : «Снежинки»( сдувание со стола комочков ваты) , «Листья падают и кружатся»( сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев) , «Ц веточный магазин »( нюхание воображаемого цветка) : «Цветной фонтанчик»( поддувание дождика, прикрепленного к палочке) , «Свечка»( задувание свечи) , «Ветряная мельница»( вращение ветряных игру шек) : «Лети, лети, лепесток»( приведение в движение изготовленного из цветной бума ги «цветика- с е мицветика ») и т. д. : Игры- упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу: пускание мыльных пузырей: поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок и др. : После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитее правильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого ма териала. Вот несколько примеров: • Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать»( А- а- а) , «Дует сильный ветер»( У- у- у) и др. • Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше»( «Па- па- па») , «Зайка прыгает»( «Оп- оп- оп») , «Мишка топает»( «Топ- топ- топ») и т. д. ; • Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер. »; • Проговаривание скороговорок и чистоговорок; • Выразительное чтение стихотворений. Контролируя правильность речевого дыхания малыша, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца( не начинал задыхаться) . Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, плавность и выразительность речи. Играйте и развивайте!