a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Профилактика речевых нарушений.

Автор: Исаева Ольга Васильевна Опубликовано: 2015-11-05 17:34:00

Документы для скачивания

Характеристика речи детей 5- 6 лет. Профилактика речевых нарушений. МБДОУ Сосновский детский сад «Аленушка» Воспитатель I квалификационной категории Исаева О. В. Начиная с пяти лет, дети переходят в старший до школьный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ре бенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм. Это лучшая пора детства. Пятилетние дети хорошо ориентируются в знакомой обстановке детского сада. Они уверены в себе, научились общаться с ровесниками, включаться в совместные игры. В этом возра сте все дети трудолюбивы: охотно дежурят, накрывают на стол, поли вают цветы, подметают дорожки. А какие они стали разговорчивые! И про мультфильм расскажут, и о поездке с мамой на дачу, и о гос тях, которые приходили к ним на праздник. Характеристику речевого развития детей от пяти до шести лет стоит начать с описания состояния звуковой стороны речи, потому что к данному возрасту звукопроизношение пришло в норму. Звуковая сторона речи К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произ носить все звуки в составе слов и предложений. Внимание родителям! Срочно обращай тесь к специалистам- логопедам, чтобы они установили причину непра вильного звукопроизношения и составили программу исправления нару шенных звуков. Время теперь работает против вас: искаженный звук только закрепится, и исправить его с возрастом будет все труднее. Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонации — просодемах( силе голоса, высоте тона, темпе речи, тем бре голоса) , так как они, как и звуки, являются «строительным мате риалом» устной речи. Дети легко воспринимают все просодемы и еще в раннем возрасте различают в интонациях голоса взрослых ласку, строгость и т. д. К пяти годам большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания, то есть пользоваться просодемами осознанно, а не только понимать их. К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Как известно, темп речи зависит от того, как проговариваются ударные слоги в словах( безударные слоги всегда проговариваются очень быстро) . Нежелате лен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряш ливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедлен ный, создающий трудности в общении. Старшие дошкольники уже должны уметь выражать голосом неза конченные интонации смысловых отрезков распространенного предло жения, так как они пользуются в речи не только простыми, но и слож носочиненными и сложноподчиненными предложениями. Таких интона ций шесть: интонация перечисления; интонация противопоставления; интонация звательности; интонация предупреждения, или интонация двоеточия; интонация вводности; интонация обособления. Лучшим материалом для показа таких интонаций являются стихи и рассказы классиков русской литературы. Формирование навыков звукового анализа и синтеза После пяти лет у большинства детей начинает форми роваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Рань ше речь выступала лишь как средство общения, сейчас она становится объектом осознания и изучения. По отношению к младшим дошколь никам Л. С. Выготский говорил: «Первоначально мы встречаем у ребен ка неосознанность словесных форм и словесных значений и недифференцированность тех и других. Слово и его звуковое строение воспри нимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств». Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По дан ным В. К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового ана лиза нужно обучать специально. В возрасте от пяти до шести лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове — начало, середина, конец сло ва, — но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное ме сто звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС Старшие дошкольники располагают гораздо большим словарем, чем дети четырехлетнего возраста. После пяти лет сло варный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Эту способность схватывать все на лету надо использовать, организуя с детьми игры, читая книги и просматривая телепередачи. Пятилетние дети любознательны и любопытны. Познавательная потребность их должна реализовываться. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ Согласно периодизации А. Н. Гвоздева, в возрасте пяти- шести лет продолжается третий период формирования грамматическо го строя русского языка. В данном возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключе ния из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставать ся ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков( хочу — хочут) , в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах( дерево — дерева, каранда ши — нет карандашов) и так далее. В речи пятилетних детей нет или почти нет причастий. Если же эти формы появляются в речи, то часто употребляются неправильно( порезатый, порватый) . Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением: с ме шиваются близкие по значению морфемы, например, вошел — зашел, пришел — подошел. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Все условия для развития связной речи к пяти годам созданы: звукопроизношение и грамматический строй сформировались, накоплен необходимый словарный запас, дающий возможность облечь в словесную форму мысль. К концу до школьного возраста сосуществуют две формы речи: ситуативная и контекстная. Ситуативная речь используется в рассказах на темы своего быта, при пересказах текстов с использованием картинок. У ченые( А. М. Леушина, Л. А. Пеньевская) отмеча ют огромную роль обучения рассказыванию в развитии связных форм высказываний детей дошкольного возраста. Детей надо специально учить монологической речи, так как в речи взрослых в повседневной жизни эта форма речи используется редко, и по подражанию обучения не произойдет. Рекомендации для воспитателей: Развитие мелкой моторики рук; Ежедневное проведение пальчиковой гимнастики с качественным и точным выполнением. Автоматизация поставленных логопедом звуков в речи ребенка. Задания и упражнения на развитие фонематического слуха, формирование и закрепление навыков звукового анализа и синтеза. Пополнение словарного запаса ребенка. Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи. Продолжение формирования связной речи( рассказы, пересказы, составление рассказа по сюжетной картине и т. д. ) .

Оставить комментарий: