Занятия по развитию речи на тему «Весна. Признаки весны.» в средней группе
Цель: развитие связной речи по теме «Весна.Признаки весны».
Программное содержание:
-учить подбирать слова-определения к существительному
-учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки
-учить детей составлять рассказ по опорным картинкам
-развивать речь — доказательство
-развивать слуховое внимание, мелкую моторику;
-упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;
-уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных;
-упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи;
-уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;
-обогащать словарный запас по теме «Приметы весны»;
-воспитывать умение слушать друг друга;
-воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней
Предварительная работа:
- Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей, работа дворников….за работой техники);
- опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;
- рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
- чтение худ.литературы, заучивание стихотворений (мнемотехника), отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;
- разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры
- худ.творчесво: рисование на тему весна(трафареты, печатки, штампики), аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала, оригами.
НОД
Дети, кто из вас знает какое сейчас время года? (весна)
Дети, у меня есть изображение «тучки» и «солнышка». О каком настроении
«говорит солнышко »? (веселом, радостным) .
О каком настроении «говорит тучка »? (грустном)
А какое настроение сегодня у вас? (веселое)
Сейчас весна. Это красавица- весна привела нам тёплое, лучистое солнышко. Посмотрите, как ярко оно светит. Вот поэтому у вас сегодня и настроение хорошее.
А чтобы солнышко еще больше грело и светило, давайте его позовем. Дети зовут солнышко и делают движения руками.
Солнышко – вёдрышко,
Выгляни в окошко,
Посвети немножко.
А вот уже солнышко стало светить ярче. Солнышко проснулось, потянулось и побежали во все стороны солнечные лучики.
Я хочу пригласить вас в сказку. «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА» : Дети вместе с воспитателем садятся на стулья, просматривая презентацию «Весна». На экране появляются картинки, демонстрирующие события сказки. Воспитатель: «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? Дети: Зима, Весна, Лето, Осень. Воспитатель продолжает рассказывать сказку: Времена года жили дружно и по очереди правили миром. На смену Зиме приходила красавица Весна, дальше теплое Лето, потом разноцветная Осень.Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Дети устали от морозов и холода, им хотелось тепла,чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!» На экране появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ. Воспитатель: Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей –«Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
Загадка
Молодое, новое,
К радости готовое.
Встанет рано поутру —
Я глаза скорей протру,
А оно — всё ярче, ярче,
За окном — всё жарче, жарче…
Что это такое? —Дети:Солнце!
Игра ''Сравни и назови''
Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают
Солнце желтое, как… (одуванчик)
Солнце круглое, как… (мячик)
Солнце ласковое, как (мама, бабушка)
Солнце румяное, как (колобок)
Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю. Ещё недавно все вокруг былобелым-бело. Новдруг! Чтотакое? Снегначинаеттаять…Видишь, егостановитсявсеменьше?( с сопровождением демонстрационных слайдов.)
Воспитатель: А что же в это время происходит ввесеннем лесу? Лес оживает, с юга возвращаются перелетные птицы. Прилетевшие из теплых стран соловьи наполняют весенний лес своими трелями, дятел стучит словно молоточком тук-тук,тук-тук. Просыпаются насекомые: жуки ,пауки,комары,мухи.
Игра '' Продолжи звук"
Зашумел ветер около уха ( ш-ш-ш-ш )
Летала оса около носа (с-с-с-с )
Летел, жук жужжал ( ж-ж-ж-ж )
Поймали комара, послушаем ( з-з-з-з )
Отпустили, сильно подуем ( у-у-у-у).
Воспитатель: Ой, дети, мы с вами забыли главное правило, в лесу шуметь нельзя, а мы расшумелись. Давайте возьмем бинокли, никого не видите вокруг? Лес густой, может там звери бродят. Дети, тихо, я кажется, заметила медведей. Посмотрите в бинокли вот туда, в просвет между деревьями. Правда ли, что там семья бурых медведей? Давайте, притаимся, присядем на корточки и понаблюдаем за ними. Шепотом говорите мне, какие там медведи и что они там делают. Правильно, там медведица с медвежатами. А почему мы их не встретили зимой? (Они спали в берлоге) Дети! Где родились медвежата? (в берлоге) Когда? (зимой) Чем кормит их мама (молоком) Что медведи едят весной (свежую травку, улиток, муравьев из муравейника).
Сейчас я вам расскажу, как медведь встретил весну.
Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге
Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны
Вдруг, проснулся косолапый, слышит, каплет – вот беда!
В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода.
Заспешил медведь наружу: заливает – не до сна!
Вылез он и видит лужи, тает снег… Пришла весна!
Воспитатель: Что делает медведица весной в лесу? (трется спиной о деревья, спина у нее чешется) Зачем она это делает? (Она линяет, старая густая шерсть у нее выпадает, к лету вырастет редкая шерсть, чтобы ей не было жарко) Куда мама привела детенышей? (к реке) Что она там будет делает? (рыбу ловит) Как она ловит рыбу?
Воспитатель: Дети! Я знаю, что в этом лесу есть белки, но не вижу их. Посмотрите вокруг себя в бинокли, поищите их на деревьях. Только тихо, не спугните! (Демонстрация слайда.) Ребята! Я заметила их! Какие они? (рыжие) А были какие? (серые) Что у них произошло? (линька) Что белки делают в лесу? (устраивают гнезда в дупле дерева).А кто из зверей еще линяет? Скажите, какие изменения происходят со зверями весной? (звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую) Почему в лесу появляется так много маленьких зверей? (Звери выводят потомство, взрослые звери кормят малышей, учат их охотиться, спасаться от врагов).
Воспитатель: Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных.
Игра «Мамы и малыши» «Один-много».
-медведь - медвежата - медвежонок;
- белка-бельчата-бельчонок;
- волк-волчата-волчонок;
- лиса-лисята-лисенок
Воспитатель: Демонстрация слайдов.
Этимедвежатавеснойвпервыйразвышлиизсвоейберлоги. Онидаженезнают, чтотакоевесна. Давайте им расскажем,что происходит весной:
- Веснойначинаетсильнейпригреватьсолнышко. Искаждымднемстановитсявсетеплей.
- Оттепласнегначинаеттаять.
- Растаявшийснегпревращаетсявводу, маленькиевеселыеручейкижурчатнакаждомшагу.
- Детиобожаютпускатьвеснойкораблики!
- Таетледнаречкахиозерах! Начинаетсяледоход!
- Веснойпросыпаютсяидеревья! Наихветкахнабухаютпочки…
- Веснойулюдеймногоработывсадах, поляхиогородах!
- Веснойприродаоживаетотзимнегосна! Появляютсяперваятравкаицветы
Воспитатель: Этицветыназываютсяподснежники. Онипоявляютсяраннейвесной, кактольконачинаеттаятьснег. Иногдакажется, чтоонипророслипрямоиз-подснега. Поэтомуихиназывают–подснежники!
МАТЬ-И–МАЧЕХАнарадостьвсемвапрелесияетяркозолотомцветовипорецептамдедовиотцовоткашлянасспасаетвсамомделе.
А скажите, подснежники можно рвать? (Дети: Нет.)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут.
Воспитатель :Посмотрите сколько разнообразных первоцветов,первых весенних цветов,какие они красивые( Демонстрация слайдов: гиацинт,примула,тюльпаны,нарцисс,пролеска,весенник,медуница,крокусы)
Пальчиковая гимнастика "Цветок"
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.)
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)
Игра ''Доскажи словечко''
Плачет- заливается -
Солнце ей не нравится.
Изо льда бабулька,
Капает... (сосулька)
Солнцем радует погода,
Просыпается природа,
Соловьи разводят трель,
С крыши капает... (капель)
Солнце лучиком играет,
А снежок всё тает, тает!
Птичкам стало не до сна,
В гости к нам пришла ... (весна)
Воспитатель: Демонстрация слайдов.
Какие вы Молодцы! Как много знаете про весну. Теперь Зима обязательно уступит место Весне.
Еслиснегповсюдутает, деньстановитсядлинней,
Есливсезазеленелоивполяхзвенитручей,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит к нам пришла весна!