a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дидактические игры и их роль в процессе воспитания дошкольников.

Опубликовано: 2015-11-06 14:26:41

Дидактические игры являются эффективным средством в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активной, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Таким образом, активное участие тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачи. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой и непринужденной форме. Дидактические игры, упражнения по формированию грамматически правильной речи детей, разработанные для детей старшего и подготовительного возраста объединены в три группы:

*для обогащения грамматического строя;

*для работы над предложением;

*для словообразования

 

Дидактические упражнения и игры в средней группе

Упражнения по грамматическому строю речи в сочетании с пересказом

«Храбрый ёж»

Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами, согласовывать существительные с прилагательными в числе.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением лесных обитателей.

Текст: Ветер елками шумит, Ёжик наш домой спешит, А на встречу ему волк, На ежа зубами – щёлк! Ёж иголки показал, Волк со страху убежал.

 

Вопросы к тексту: Куда спешил ёжик? Кого он повстречал в лесу? Почему волк убежал от ежа?

Ребята пересказывают содержание текста своими словами, из предметных картинок отбирают те, на которых изображены действующие лица, и отвечают :

В лесу живёт злой (кто?) волк. В лесу живёт много злых (кого?) волков. По ночам в лесу воют злые (кто?) волки. Бабушка рассказала сказку о злом (о ком?) волке.

И так далее.

 

«Зайчик и дождь»

Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами; правильно употреблять существительные множественного и единственного числа в творительном падеже.

Наглядный материал: настольный театр.

Текст: Сидит зайчик на полянке, Греется на солнце (лес, полянка, зайчик, солнце). Но вот туча набежала, Туча солнышко закрыло (закрыть солнце тучей). Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайца шубка.

Вопросы к детям: Где сидел зайчик? Почему зайчик спрятался под кустик?

Ребята пересказывают текст своими словами.

«Лето»

Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; учить образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по аналогии); закрепить правильно использование существительных в косвенных падежах с предлогом.

Текст: Таня и Оля гуляли по лугу. Они цветы собирали, венки плели. А недалеко текла речка. Побежали Таня и Оля к речке. Водичка в ней чистая, тёплая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они будут раздеваться и купаться.

 

Вопросы к детям: Что делали девочки на лугу? Куда побежали Таня и Оля?

Ребята делают пересказ близко к тексту; сопоставить противоположные действия (по демонстрируемым действиям):

Таня одевается.- Оля раздевается. Таня обувается.- Оля разувается. Таня завязывает. – Оля развязывает.

Затем дети называют действия по аналогии:

Оля купается, и я купаюсь. Оля одевается, и я одеваюсь. Оля умывается, и я умываюсь.

Говорят правильно:

Дети пошли купаться (куда?) на речку. Дети купаются (где?) в реке. Дети переплывают (что?) реку. Лодки плывут (где?) по реке.

Работа с предложением

Дидактическая игра «Почемучки»

Цель: научить детей составлять сложные предложения, использовать союз потому что.

Ход игры. Текст сказки А.Рыбакова «Про Потому и Почему»:

Жили- были Потому и Почему? Видят они –катится бревно. - Почему оно катится? – спросил Почему. - Оно катится потому, что оно круглое, - ответил Потому. - А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросил Почему.

Стали тогда Почему и потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица. - Почему она лети? – спросил Почему. - Птица летит потому, что у неё крылья есть, - ответил Потому.

Сделали тогда Потому и почему крылья, и получился у них самолёт. И полетели они дальше удивляться. Вот, ребята, потому всё и делается на свете, что есть почему.

Вопросы к детям: Какие вопросы задавал Почему? Как отвечал Потому?

 

Дети составляют предложения по вопросам:

Почему пришёл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему зимой нельзя купаться? Почему летом не носят шубу? Почему зимой носят варежки?

 

Дидактическое упражнение «Про Мишутку»

Цель: использование в речи глаголов с приставками по демонстрируемым действиям.

Наглядный материал: настольный театр – домик, лес, Мишутка.

Текст:

Сейчас мы с вами придумаем сказку про Мишутку. Я начну эту сказку, а вы будите помогать. «Жил был Мишутка в лесу. однажды шёл он по лесу и увидел на полянке домик. Мишутка к домику (что сделал?) подошёл.. Мишутка вокруг домика (что сделал?) обошёл. А потом в домик (что сделал?) зашёл. Он там мёду нашёл. А потом он из домика (что сделал?) вышел. С крылечка (что сделал?) сошёл. Через полянку (что сделал?) перешёл и ушёл к себе домой. А сейчас мы сами будете составлять сказку про Мишутку. Сказку рассказывайте выразительно.

 

Дидактическое упражнение «Что делают дети?»

Цель: ввести в речь детей глаголы с приставками.

Наглядный материал: парные сюжетные картинки.

Вопросы к детям: Что делает мальчик? (Рисует.) Что сделал мальчик? (Нарисовал.)

Пары глаголов: лепит - слепил, моет - вымыл, пел - спел, играет – поиграл, гулял – погулял.

 

Словообразование

Дидактическое упражнение «Спортсмены»

Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.

Наглядный материал: картинки с изображением спортсменов.

 

Дети заканчивают предложение.

Спортсмен, который ходит на лыжах, - …(лыжник). Спортсменка, которая ходит на лыжах, - …(лыжница). Прыгает в воду… (прыгун, прыгунья).

 

Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха.

 

Дидактическое упражнение «Кто служит в нашей армии»

Цель: учить детей словообразованию при помощи суффиксов.

Наглядный материал: картинки с изображением воинов разных родов войск.

Словарный материал: - чик - ист ракетчик танкист миномётчик связист лётчик артиллерист зенитчик

 

Дидактическое упражнение «Сложные слова»

Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Наглядный материал: картинки.

Словарный материал: рыбу ловит …(рыболов), пчёл разводит … (пчеловод), сам летает …(самолёт), лес рубит …(лесоруб).

 

Дидактические игры и упражнения в подготовительной к школе группе.

Словообразование

 

 

 

Дидактическая игра «У кого какая мама»

 

Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов (- иц, - их, - ок).

 

Наглядный материал: картинки с изображением животных.

Словарный материал:

 

львица зайчиха теленок (корова)

тигрица олениха ягнёнок (овца)

лисица ежиха жеребенок (лошадь)

волчица поросенок (свинья)

медведица цыпленок (курица)

верблюдица

 

 

Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов - щик, - тель, - ист.

часовщик строитель пианист крановщик учитель бульдозерист каменщик тракторист стекольщик

 

Дидактические упражнение «Назови машину одним именем»

Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов.

Ход игры:

Рассказать детям: «Машина, которая чистит картофель, - картофелечистка».

Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.

 

Дидактические упражнения «Скажи одним словом»

Словарный материал: длинное ухо – длинноухий, короткий хвост – короткохвостый, длинные рога – длиннорогий, рыжий хвост – рыжехвостая, любит труд – трудолюбивый, ходит быстро – быстроходный. И так далее.

 

Дидактическое упражнение «Скажи, что они делают»

Цель: Учить детей образовывать слова по объяснению.

Ход игры:

Спросить детей:

Кто выращивает хлеб? (Хлеборобы.)

Кто выращивает виноград? (Виноградари.)

Кто выращивает чай? (Чаеводы.)

Кто выращивает свеклу? (Свекловоды.)

Кто выращивает хлопок? (Хлопкоробы.)

 

Упражнения в пересказе текста

Дидактическое упражнение «Зима»

Цель: Учить детей пересказывать текст, распространяя каждое простое предложение уже знакомыми словами – прилагательными. Учить подбирать прилагательные к словам снег, звери, деревья, зима, коньки. Продолжать учить детей образовывать учить детей образовывать однокоренные слова (медведь, лиса, белка, заяц). Подбирать эпитеты к словам:

- Снег какой? – белый, мягкий, пушистый, легкий…

 

- Коньки какие? – железные, острые, блестящие, детские…

 

Текст: Наступила зима. Кругом лежит снег. Деревья стоят голые. Звери попрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и коньках.

Вопросы к тексту: Какое наступило время года?

Что лежит на земле?

Куда спрятались звери?

 

 

Дидактическое упражнение «Скворечник»

Цель: Учить детей пересказывать текст от первого лица.

Текст: Саша решил сделать скворечник. Он взял носки, пилу, напилил дощечек. Из них сколотил скворечник. Скворечник повесил на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

Задание: пересказать текст от первого лица; вспомнить, кто, где живет (скворец в скворечнике, лиса в норе, медведь в берлоге и т. д.).

 

Рассказ К. Ушинского «Четыре желания»

Цель: продолжай учить детей образовывать прилагательные сравнительной степени.

Ход игры: Рассказать детям:

 

Каждое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень – лучше. Сейчас будем сравнивать. Весна теплая, а лето теплее или очень теплое. Трава зеленая. Поздней осенью солнце холодное, а зимой холодное или более холодное.

- Веселый – веселее – более веселый.

 

- Высокий – выше – очень высокий.

 

- Стройный – стройнее – более стройный.

 

- Легкий – легче – очень легкий.

 

Употребление в речи причастия

Дидактическое упражнение «Придумай предложение»

Ход игры: Показать детям картинку, на которой изображена зеленая сосна, и предложить составить предложения по следующим словосочетаниям:

молодая сосна (На опушке леса росла молодая сосна) ; у высокой молодой сосны (У высокой молодой сосны красивые длинные иголки) ; к зеленой сосне (Ребята подошли к зеленой сосне) ; зеленеющей сосной (Они любовались зеленеющий сосной) ; о зеленеющей сосне (Воспитательница прочитала стихотворение о зеленеющей сосне).

Игра проводится только после того, как все дети осознали смысл грамматических форм, образующих причастие.

 

Дидактические упражнение «Прыгающие зайцы»

Ход игры: Сказать детям о том, что у Нины есть очень интересная игрушка – прыгающие зайцы, и предлагает на основе названных словосочетаний составить предложения об этой игрушке.

 

- Прыгающие зайцы (У Нины есть прыгающие зайцы).

 

- У прыгающих зайцев (У прыгающих зайцев есть мягкая шерстка).

 

- Прыгающим зайцам (Нина приносит прыгающим зайцам морковку).

 

- С прыгающими зайцами (Нина часто играет со своими прыгающими зайцами).

 

  • О прыгающих зайцах (Она всегда заботится о прыгающих зайцах).

 

 

 

Составление предложений

Дидактическое упражнение «Скажи по-другому»

Цель: упражнять детей в выражении одной и той же мысли разными синтаксическими конструкциями.

Ход игры: Сказать детям предложение, например: «В лесу мы увидели расцветшую черемуху», - и предлагает сказать по-другому. Возможные ответы детей:

- В лесу мы увидели черемуху, которая расцвела.

 

- В лесу мы увидели цветущую черемуху.

 

Чтобы вызвать у детей интерес, в предложениях можно использовать слова, обозначающие название зверей, которых дети видели в лесу или зоопарке.

- В лесу мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку.

 

- В лесу мы видели белку, она прыгала с ветки на ветку.

 

- В лесу мы видели белочку, которая прыгала с ветки на ветку.

 

Дидактическая игра «Светофор»

Цель: В доступной форме поставить перед детьми задание по конструированию сложных предложений, помочь им соотносить слова в предложении с демонстрируемыми игрушками и действиями, побуждать ребят к самостоятельному обороту отбору словесного материала для включения его в предложение.

Наглядный материал: транспорт – игрушки, настольный светофор.

Ход игры: Создать на столе игровую ситуацию: движение транспорта по улице и остановка его на перекрестке по сигналу светофора. Когда на светофоре «загорается» красный свет, сказать: «На светофоре загорелся красный свет, и машины остановились». «Когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился». «Автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет». Дети проговаривают предложения, практически осваивая эти конструкции.

Показать новый эпизод: на светофоре зеленый свет. Задать детям вопрос: «О чем и как вы скажете?» Дети высказываются, строя предложения по усвоенным моделям.

 

Дидактическая игра «Телефон»

Цель: Совершенствовать умение детей составлять сложноподчиненные предложения.

Ход игры: Дети друг другу говорят что- то, спрашивают о чем-то, а потом о сказанном составляют предложения:

- Петя сказал, что сегодня плохая погода.

 

- Ирина попросила, чтобы я дал ей краски.

 

- Толя ответил, что у него нет книги.

 

 

Дидактическое управление «Скажите правильно»

Цель: учить детей на слух определять правильно составленные предложения.

Ход игры: Прочитать пары предложений и предложить детям выбрать правильную по смыслу фразу:

- Кате подарили книгу, потому что у нее был день рождения.

 

- У Кати был день рождения, потому что ей подарили книгу.

 

- Взошло солнце, потому что стало тепло.

 

- Стало тепло, потому что взошло солнце.

 

- Грачи прилетели, потому что пришла весна.

 

- Пришла весна, потому что прилетели грачи.

 

- Ребята пошли купаться, потому что день был жаркий.

 

- День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

 

 

Дидактическая игра «Наоборот»

Цель: Учить детей строить высказывания, используя предложенный сюжет.

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры: Создать игровую ситуацию, изображая сюжет . (Белка везёт на санках матрешек. Матрёшки везут белку.) И дает образец высказывания:

- Сначала белка везла на санках матрешек, а потом матрешки катали на санках белку.

- После того как белка покатала матрёшек на санках, матрёшки стали катать её. - Когда белка покатала матрешек на санках, матрешки стали катать её.

 

Затем предложить детям новый сюжет (Медведь везет на санках кота в сапогах, зайца, лисичку и белку. Кот в сапогах, заяц, лисичка и белка катают медведя.).

Дети составляют сложные предложения, используя речевой образец воспитателя.

 

Дидактические упражнения «На остановке»

Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Наглядный материал: на столе педагога размещается транспорт (троллейбус, автобус, трамвай); остановки (троллейбусная, автобусная, трамвайная) ; несколько кукол.

Ход игры: Пояснить детям, о чем и как следует говорить: «На трамвае пассажиры могут доехать до катка, на автобусе- до кукольного театра. Снегурочке захотелось съездить на каток, а Буратино – в кукольный театр. Почему Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную?» (Кукол расставляет на названных остановках.)

Образец ответа: «Снегурочка пришла на трамвайную остановку, потому что ей надо доехать до катка, а Буратино пришел на автобусную остановку, так как автобус довезет его до кукольного театра».

Вопросы детям:

- Почему же Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную?

Дети проговаривают предложение по образцу .

 

Дидактическая игра «Дополни предложение»

Цель: Упражнять детей в составлении сложных предложений с придаточными причины, цели.

Ход игры: Сказать начало предложения, а дети дополняют его придаточными, образуя сложное предложение. Заранее отбирают грамматические конструкции типа:

- Мы поливаем цветы на клумбах, потому что… (для их роста нужна влага).

 

- Дети выбежали во двор в теплой одежде, потому что… (на улице зима).

 

- Деревья и кусты покрылись инеем, потому что… (стало холодно).

 

- На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что… (наступила поздняя осень).

 

- Мы пришли на участок с лопатами для того, чтобы….

 

- Коля взял игрушку для того, чтобы…. И так далее.

Дидактические игры с математическим содержанием

Средний и старший дошкольный возраст

При обучении началам математики широко используются игры. С их помощью формируются, уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о составе каждого из чисел, о геометрических фигурах, временные и пространственные представления. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование различного наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей. Дидактическая игра должна сохранять свой свойственный играм занимательный и эмоциональный характер, благодаря чему повышается работоспособность детей на занятии. Успешность усвоения и закрепления математических представлений в процессе игры зависит от правильного руководства воспитателем. Темп, продолжительность игры, оценка детских ответов, спокойная, деловая, доброжелательная, доброжелательная реакция на ошибки детей, правильное использования математических терминов контролируется и направляется педагогом.

Эти игры, которые можно использовать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Средний и старший дошкольный возраст

«Исправь ошибку»

Игра способствует упражнению в счете, закреплению умения обозначать различные количества предметов соответствующей цифрой. В игре могут быть использованы счетная лесенка или фланелеграф с набором объемного или плоскостного счетного материала, геометрических фигур разного цвета, счетные карточки, карточки с изображением различного количества предметов, цифры.

Начиная игру, нужно поставить на фланелеграф несколько групп предметов. Например, 4 пирамидки, 2 ёлочки. Дети помогают поставить рядом с каждой группой предметов соответствующую цифру. Затем по команде они закрывают глаза. Поменять цифры местами. Например, подставить к группе из трех предметов цифру 4, а к группе из четырех предметов цифру 2. Открыв глаза, дети должны обнаружить ошибки. Кто- то у доски исправляет ошибки и объясняет свои действия.

В начале года дети считают предметы и обозначают их цифрами в пределах 5, а затем в пределах 10. Количество и сложность заданий по степенно возрастают. Так, сначала воспитатель допускает 1-2 «ошибки», меняя местами лишь цифры, вместе с увеличением групп предметов (до 7-8) количество «ошибок» можно также увеличить. Местами могут меняться также группы предметов, в то время как цифры остаются на прежних местах. Местоположение групп предметов и цифр может быть изменено, добавлено или убрано 1-2 предмета. Таким образом, цифра, стоящая рядом с данной группой предметов. Воспитатель может оставить счетный материал и цифры не нарушая соответствия между ними, но вместе с тем попросить найти ошибку. Дети должны определить, что ошибок нет, все осталось без изменения.

Игра повторяется несколько раз. По мере усвоения детьми знаний темп игры возрастает.

«Назови соседей»

Игра направлена на закрепление представлений о количественных отношениях между последовательными числами, порядка следования натурального ряда чисел. В игре могут использоваться цифры, карточки, куб с нанесенным на его грани цифрами.

Правила игры. Задать детям число. Дети должны отыскать «соседей» (предыдущее и последующее) данного числа и объяснить, почему именно эти числа являются «соседями» названного числа, одно - предыдущим, второе – последующим. Игра повторяется несколько раз. Она может иметь множество вариантов. Так, например, подбросить куб, на гранях которого нанесены цифры. Дети смотрят, какая цифра повернется к ним, и называют «соседей» числа, обозначенного этой цифрой. Можно задавать число, вывешивая на доске различные числовые карточки или отстукивая молоточком определенное количество ударов.

Можно предложить карточки с различным количеством нарисованных предметов или числовые карточки, а также специальные карточки с пустыми окошками до и после заданного числа (число может обозначаться кружками или цифрой). По-разному следует организовать ответы детей. Они могут устно называть «соседей» числа, могут показывать их цифрами или числовыми карточками.

Когда дошкольники только начинают усваивать количественные отношения между числами, знакомиться с терминами «последующее»и «предыдущее», целесообразно выкладывать на доске числовой ряд, что позволит детям быстро ориентироваться в числах. Затем постепенно «подсказка» убирается.

По мере усвоения детьми программного материала темп проведения игры увеличивается.

 

«Кто знает - пусть дальше считает»

Игра направлена на усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете, развития внимания, памяти.

В игре используется мяч. Дети могут расположиться полукругом или образовать круг. В середине круга находится ведущий. Перед началом игры договориться с детьми, в каком порядке (прямом и обратном) будут они считать. Ведущий бросает кому – то из детей мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, должен считать дальше. Игра проводится в быстром темпе и повторяется много раз, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Задания, предлагаемые детям, определяются их знаниями и умениями в момент проведения игры: считать до 10 в прямом или обратном порядке. Каждый ребенок получает индивидуальное задание.

«Чудесный мешочек»

Игра направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами.

В «чудесном мешочке» находится счетный материал: мелкие игрушки, природный материал 2-3 вида предметов или игрушек. Выбрать кого-то из детей и просит отсчитать столько предметов, сколько ребенок услышит ударов молоточка, бубна, или столько предметов, сколько кружков на числовой карточке, вывешенной на доске. Можно не называть, какие именно предметы должен отсчитать ребенок, а загадать про эту загадку. Например, «Кто на ветке шишки грыз и бросал орешки вниз?» Ребенок отгадывает и отсчитывает названное число белочек. Затем ведущий предлагает детям придумать задание. Задания должны быть разнообразными: подпрыгнуть столько раз, сколько он достал предметов, или присесть на один раз меньше (больше), стукнуть в бубен, пролезть в обруч, хлопнуть в ладоши столько раз (больше, меньше), сколько предметов достали из мешочка, или найти числовую карточку, соответствующую количеству отсчитанных предметов, или цифру, считать от указанного числа в прямом или обратном порядке, назвать «соседей» данного числа. Ребенок, выполнивший задание правильно, становится ведущим. Он называет кого-то из детей и просит отсчитать определенное количество предметов. Игра повторяется несколько раз.

«Не ошибись»

Игра направлена на закрепление у детей представлений о количественных отношениях между числами, упражнения в нахождении последующего и предыдущего числа, на упражнение в счете с помощью слуховых и зрительных анализаторов, выработку умения обозначать различные количества соответствующей цифрой. В игре используются звучащие предметы, счетный материал, цифры, числовые карточки. Перед началом игры ведущий дает детям задание: «Закройте глаза, я буду ударять молоточком. Внимательно слушайте, а потом покажите цифру, которая обозначает число ударов». Сосчитав удары, дети показывают цифру и объясняют, почему показали именно её. Например: «Я показал цифру 4, так как услышал 4 удара». В зависимости от заданий и умений детей воспитатель может использовать различные варианты игры: считать удары с открытыми глазами или закрытыми, показывать числовые карточки или цифры, обозначающие число ударов, отсчитывать столько же предметов или на один больше (на один меньше) указанного числа. Игра повторяется несколько раз.

«В какой руке сколько?»

Игра способствует закреплению знаний состава числа из двух меньших чисел, формированию внимания, памяти. Материалом для игры могут служить мелкие предметы: бусинки, орехи, камешки и т. д. (т. е. все то, что хорошо можно спрятать в детской руке). Показать детям предметы, приготовленные для игры, пересчитывает вместе с ними. Затем так, чтобы дети не видели, раскладывает эти предметы в обе руки. Для того чтобы не замедлялся темп игры, договориться с детьми называть сначала, сколько предметов в левой руке, а потом – сколько в правой, затем говорить, сколько получается вместе. Например, «Три и четыре, а вместе семь», «Один и пять, а вместе шесть» и т. д. В руках камешки разложены так, что получается один из возможных вариантов состава числа. Дети, стремясь угадать именно этот вариант, перечисляют все возможные варианты, пока, наконец, не назовут задуманный . Детям, которые правильно называют один из вариантов состава числа, но не тот, который задуман, воспитатель отвечает: «Три и три, вместе шесть. Так может быть, но у меня по-другому». Тот ребенок, кто верно назовет, в какой руке сколько спрятано предметов, становится ведущим. Теперь он раскладывает предметы в две руки и вызывает детей до тех пор, пока кто-то не назовет задуманный им вариант состава числа. Так игра повторяется несколько раз. Когда дети знакомятся с составом определенного числа из двух меньших чисел, в качестве подсказки целесообразно на доске или фланелеграфе выложить все возможные варианты состава данного числа. По мере усвоения состава числа наглядный материал меняется.

Дидактические игры и упражнения в подготовительной к школе группе.

«Что изменилось?»

Игра способствует закреплению представлению представлений о порядковом счете, развитию пространственных ориентировок, а также развитию наблюдательности, памяти. Материалом к игре могут служить предметные картинки, счетный материал, игрушки. Перед детьми на столе или на доске ряд игрушек или предметов. Предложить пересчитать их по порядку (первый, второй, третий, четвертый и т. д.). Затем играющие закрывают глаза, а ведущий изменяет порядок расположения 1-2 предметов. Открыв глаза, дети должны рассказать, на котором по счету месте стояла игрушка или картинка раньше и которая она теперь.

Можно направить внимание детей на определение местоположения одного предмета по отношению к другому. Открыв глаза, ребята должны сказать, что изменилось. Какие предметы находились слева и справа от перевернутого предмета, какие предметы находятся слева и справа теперь, а также между какими предметами находился тот предмет, который убрали и перевернули.

Игра повторяется несколько раз. Количество перестановок и темп игры определяются знаниями, наблюдательностью и способностью играющих переключиться с одного задания на другое.

«Путаница»

Игра способствует закреплению знания цифр, развитию наблюдательности, памяти. В игре используются цифры, расставленные на доске по порядку. Игра заключается в том, что дети закрывают глаза, а в это время воспитатель убирает одну из цифр. Открыв глаза, ребята должны обнаружить, «что напутано», и поставить цифру на место. Один из детей становится ведущим. Когда играющие усвоят правила игры, убирая цифру, воспитатель может передвинуть оставшиеся цифры так, чтобы между ними не было пространства, поменять цифры местами, нарушая порядок числового ряда, добавить цифру, которой не было в начале игры. Можно также оставить числовой ряд без изменения, однако при этом обратиться к детям с вопросом «Что напутано?» Дети должные ответить, что на этот раз все цифры стоят по порядку.

Игра повторяется несколько раз, ускоряется темп игры. В начале года игра проводится с цифрами в пределах 5, затем с цифрами от 0 до 10.

 

«Назови скорей»

Игра способствует запоминанию последовательности дней недели, развитию внимания, сообразительности. Игра проводится с мячом. Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч и спрашивает: «Какой день недели стоит перед воскресеньем; какой-перед средой, какой день недели стоит после вторника, после пятницы, между вторником и четвергом, между субботой и понедельником. какой день недели будет через день после понедельника, через день после четверга?» И т. д. Темп игры зависит от знаний детей и быстроты ответа. Воспитателю следует стремиться увеличивать темп игры. Желательно, чтобы в игре приняло участие наибольшее количество детей.

«Найди игрушку»

Игра направлена на развитие у детей умения изменять направление во время движения, ориентироваться в пространстве. В игре используются игрушки, спрятанные в разных местах комнаты, заготовленное «письмо».

Сказать: «Ночью, когда детей не было в группе. к нам прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит всякие шутки, поэтому он спрятался игрушки в письме написал, как их можно найти». Распечатать конверт и прочитать: «Надо встать перед столом, пойти прямо». Кто- то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, приседает, за шторой находит матрешку. «Писем» от Карлсона может быть 3-4.

«Подойди к флажку»

Игра направлена на развитие памяти, внимания. Перед началом расставить в разных местах комнаты флажки. Буратино или другой сказочный персонаж с помощью дает детям задание: «Дойти до окна, сделать три шага вправо». Ребенок выполняет задание и находит флажок. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество заданий увеличивается. Например:«Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо. Там найдешь флажок».

Игра повторяется несколько раз.

«Отгадай, где что?»

Игра направлена на развитие умения детей ориентироваться в пространстве. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, впереди, сзади них.

Например, обратиться к разным детям с вопросом: «Что находится впереди вас?»

Один ребенок отвечает, что впереди него – доска, другой – впереди него стул, третий – впереди него шкаф. Выслушав ответы 3-4 детей, спросить: «Что находится слева от вас?» Ребята, называют разные предметы, находящиеся слева от них, не повторяя друг друга.

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков – фишек.

 

 

Оставить комментарий: