a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа опытно-экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста на 2015 - 2016 учебный год

Опубликовано: 2015-11-07 07:33:10

Документы для скачивания

Администрация Первомайского района Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение- детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Б оровиха Рассмотрено: « УТВЕРЖДАЮ» Протокол № от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2015г. Заведующий МБДОУ- Боровихинский д/ с о/ в «Солнышко»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Л. А. Колчанова Прик аз № от_ _ _ _ _ _ _ _ _ 2015г. П рограмма опытно- экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста на 2015- 2016 учебный год Составлена воспитателями МБДОУ- Боровихинский д/ с о/ в «Солнышко» Семёнова И. В. , Жигулина А. А. с. Боровиха Пояснительная записка. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ- 3. 3. 6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Цель данной программы- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи программы: 1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: - развитие у детей представления о химических свойствах веществ; - развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях; - развитие элементарных математических представлений; 2. Развитие у детей умений пользоваться приборами- помощниками при проведении игр- экспериментов. 3. Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа; - формирование способности планировать свои действия и предвидеть результат; - формирование умения работать в команде. 4. Социально- личностное развитие ребёнка. Принципы и подходы Принцип развивающего образования Принцип научной обоснованности и практической применимости Принцип интеграции содержания образовательной деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей Комплексно- тематический принцип построения образовательного процесса. Формы и методы работы специально организованная деятельность( совместная, групповая, индивидуальная, работа с родителями) ; решение проблемных ситуаций;   беседы и рассказ воспитателя; рассматривание картин и иллюстраций; экспериментирование; чтение литературы; наблюдения;   опытная деятельность; Предполагаемый результат Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; Ребенок овладевает начальными представлениями о себе, элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно давать объяснения явлениям природы, свойствам предмета; способен наблюдать и экспериментировать. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Содержание психолого- педагогической работы   Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется во второй половине дня 1 раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста 20- 25 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.   сентябрь дата Тема Цель Оборудование Примечания Работа с родителями Воздушный океан 1. Встреча с воздушным шариком. 2. Свойства воздуха( опыты) . 3. Чистый и грязный воздух. 4. Ветер. Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе. Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. полиэтиленовый пакет резиновая груша воздушный шарик парашютик карточки с изображением ветра, бури камешек стакан с водой весы Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Результаты опытов заносятся в таблицу. Беседа на тему: « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни  старших дошкольников». Цель:  Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников. В уголок « ДЛЯ ВАС   РОДИТЕЛИ» поместить статью на тему:  «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности. 5. Воздух при нагревании расширяется Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. с веча Здоровье Закаливание с помощью воздушных ванн. Безопасность: Соблюдать правила безопасности при работе. Совместное детско- взрослое творчество: изготовление книжек- малышек. октябрь Песок. Глина. Почва Песок, его свойства. Песочные часы. Глина, ее структура и цвет. Почва. Разновидности почвы. Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами. Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений стакан с песком, с глиной, водой лист бумаги ложечки лупы песочные часы. образцы почвы в железной баночке стакан с водой палочка влажные бумажные салфетки почва Лепка из глины Рисование картин песком Посадка растений в почву Консультация на тему:  «Игра и экспериментирование». Цель:  Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников ноябрь Царица- Водица Путешествие по глобусу. Свойства воды. О различных агрегатных состояниях воды. Круговорот воды в природе. Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмах; о различных состояниях воды. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях. Развивать речь, мышление, любознательность, экологическую культуру. Глобус Схема с изображением круговорота воды в природе Иллюстрации, изображающие использование воды человеком Оборудование для проведения опытов Результаты эксперимента по плавучести предметов в воде заносятся в таблицу при помощи знаков «+ » и «- » Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской  активности детей. декабрь Царица- Водица( продолжение) С водой и без воды. Почему идет снег? Выявление механизма образования облаков Выявление механизма образования инея Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений( вода, свет, тепло) Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом. Образцы снежинок Пульверизатор Термос с горячей водой репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей с разными природными явлениями Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей с разными природными явлениями Беседа на тему:  «Значение детского экспериментирования для психического развития». январь Магнит Магнит и его свойства. Магнитные свойства Земли. Компас. Познакомить детей с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе. Развитие способности понимать знаково- символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них. магниты различных размеров, предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани, бумаги, стеклянная баночка. Глобус, энциклопедия « Мир вокруг», фотографии с изображениями Земли из космоса. компас, различные предметы. Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта. Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу. Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса. Консультация на тему: «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка» февраль Волшебница соль Физические и химические свойства. Выращивание кристаллов соли Способы добычи соли. Применение соли Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами( каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли( минерал, добыча, применение) . Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления. Слайдовая презентация на тему: «Где и как добывают соль», увеличительные стекла по количеству детей, разные виды соли( каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола) , стаканы с кипяченой водой и чайные ложки( по количеству детей) , стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца. Выращивание кристалликов соли Консультация на тему: «Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально- исследовательской деятельности дошкольников». март Наш мини огород Способы размножения растений. Посадка лука. Посев семян помидоров для выращивания рассады. Черенкование комнатных растений. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений, учить создавать ситуацию опыта, развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями в которых они находятся; учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке. Луковицы Семена помидор Миски с увлажненной просеянной землей Лейка Палочки Наблюдение за ростом лука и рассады с последующей зарисовкой Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями! » апрель Космос. Вселенная. Звезды. Планета Земля – наш общий дом. Солнце – источник тепла и света. Полет на Луну Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. Узнать почему в космосе темно. Вызвать познавательный интерес к Космосу. Макет Солнечной системы Иллюстрации с изображением Вселенной, планет, звезд Фотографии космонавтов Цветная бумага, ножницы, клей Чтение книг Ю. А. Гагарина «Вижу Землю» и «Кто на нас с небес смотрит» Н. Кургузовой Совместная работа родителей и детей по изготовлению макета Солнечной системы, космических кораблей май Человек. 1. Проверим слух. 2. Сколько ушей? Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать- как человек слышит звук. Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. музыкальные инструменты, стетоскоп, фанендоскоп Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей( одно, три уха, уши животных и т. д. ) , схема строения уха человека. Дидактические игры: «Узнай по голосу» «Музыкант» Здоровье: Беседа «Зачем нужно беречь уши» Памятка: «Береги уши» 3. Наши помощники- глаза Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза. линзы разных размеров, фонарики Художественное творчество «Братья близнецы». ( Рисование глаз способом монотипия предметная) Познание: создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами» Заучивание стихотворения А. П. Мартынова «Для чего нужны глаза» 4. Взаимосвязь органов вкуса и запаха Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. продукты питания, поднос, вата, духи, веер. Дидактическая игра: «Определи на вкус», «Определи по запаху» Приобщить родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии». Предполагаемый результат: • формирование интеллектуальных впечатлений; • развитие умений работать в коллективе и самостоятельно; • умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту. Перспективное планирование составлено на основании программ: • «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям; • О. В. Дыбиной" Ребёнок в мире поиска" ; • Н. Н. Николаевой «Юный эколог»; • Н. А. Рыжовой «Наш дом- природа»; • Дыбиной О. В. , Рахмановой Н. П. , Щетининой В. В. « Неизведанное рядом»( занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) ; • Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес»( опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»; • Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»; • А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»; • А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

Оставить комментарий: