a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на педагогическом совете

Автор: Зубкова-Дацьо Елена Анатольевна Опубликовано: 2015-11-07 18:31:48

 

                                   Цели инвидуализации и индивидуальный подход к ребёнку

  Целью  индивидуализации является  одновременное  сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Цель  индивидуализации – средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки каждого воспитанника, воспитание личности  в широком значении этого понятия.

        Социальное развитие ребенка представляет собой сложное и противоречивое явление. Наиболее яркой его характеристикой является сосуществование двух его сторон — социализации и индивидуализации. Социализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация — как постоянное открытие, утверждение и формирование себя как субъекта

      Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по – настоящему действенный воспитательно–    образовательный процесс.

    С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

    Сегодня об индивидуальном подходе  приходится слышать довольно часто.    Педагоги говорят: «К этому ребенку нужен индивидуальный подход». Родители вздыхают: «Моему ребенку требуется индивидуальный подход». Но в восприятии каждого свое представление  индивидуального подхода.  Индивидуальный подход (англ.  Individual  approach) - важный психолого-педагогический принцип,  согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальный подход в воспитании необходим в 2 отношениях: 1) он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей; 2) без учета индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействия может оказать на него совсем не то влияние,  на которое оно было рассчитано. Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность  воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком. В чем же сущность индивидуального подхода?

       Сущность индивидуального подхода в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Индивидуальный подход предполагает гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку

Что значит подойти к ребенку индивидуально? Подойти к ребенку индивидуально - это значит понять самого ребенка: что он из себя представляет, каковы его цели, что он может, чего не может совсем, чего боится, что он любит, а что не любит, стеснителен ли он или, наоборот. Таких вопросов много. Ребенок подчас представляет собой клубок проблем, тесно сплетенных друг с другом, в которых он и сам не может разобраться. «Почувствовать ребенка»  то важное качество, благодаря которому педагог  становиться профессионалом. Это опыт, появляющийся от общения с ребенком. И накопление такого опыта возможно тогда, когда педагог в ребенке видит личность.

        Индивидуально подойти к ребенку – значит создать для него психологически комфортные условия. Иными словами, зная индивидуальные особенности детей, педагог  должен всячески поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах. Знание воспитателем возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого воспитатель должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.

              Одним из главных факторов индивидуализации  учебно - воспитательного процесса является учет индивидуально-типологических качеств ребенка (типа темперамента). Тип темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. Как правило, он определяет темп деятельности, а не его социальную ценность.

           Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы.

При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели:

        - характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу).

 -уровень знаний и умений (осознанность, действенность) ;

  - работоспособность (возможность действовать длительное время,   степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость)

 -уровень самостоятельности и активности;

 -отношение к обучению;

 -характер познавательных интересов;

 - уровень волевого развития

На занятиях воспитатель стремится избежать влияния отрицательных факторов: ребенка, который плохо слышит или видит, лучше посадить ближе к столу воспитателя; подвижному ребенку, часто отвлекающемуся от основного занятия, систематически задавать вопросы, давать ему промежуточные задания; ребенку, который медленно, неуверенно действует, вовремя помочь, дать наглядный материал, как бы подсказать ему решение и т. д.

     Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

    Осуществление индивидуального подхода к детям необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему, а именно взаимодействие с семьей воспитанника.

     Работа с семьей – это неотъемлемый  фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи. Учитывая использование различных форм и методов  воспитания, взаимодействие ДОУ и семьи можно достичь оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку, где будет происходить не только усвоение программного материала, но и  личностный рост детей. Общаясь с ребенком на равных, педагог помогает ребенку стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее, поверить себя.

     Таким образом, индивидуальный подход к ребенку в условиях детского сада способствует гармоничному развитию детей совместно с родителями, повышает мастерство педагогов.           

Оставить комментарий: