Конспект занятия по теме " Баснописцы"
Документы для скачивания
Баснописцы
Автор: Зубкова-Дацьо Елена Анатольевна
Образовательное учреждение: МБДОУ № 3 «Ласточка»
Предмет: Познание, развитие речи
Группа ДОУ: подготовительная
Тема: Баснописцы
Роль и место данной темы в курсе: Итоговое занятие
Вид занятия: Интегрированное
Продолжительность занятия: 35 минут
Цель: Создание условий для закрепления знаний детей о новом литературном
жанре русской классической литературы – басне
Задачи занятия:
- Уточнить представления о жанровых особенностях басни
- Развивать эмоционально-выразительную речь, используя театральные
методы выразительности
- Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности
Учебно-методическое обеспечение: Программа «Радуга» под редакцией
Т. Н. Дороновой
Оборудование и ресурсы:
• детские книги басен различных писателей
• иллюстрации к басням
• диски с мультфильмами и аудио-сказками
• костюмы к инсценировкам, елки
• портреты баснописцев, иллюстрация памятника И. А Крылову и отдельно
барельефа памятника
• мольберты
Средства обучения: Беседа, игровая мотивация, проблемная ситуация, ТСО
План занятия
Этапы занятия |
Временная реализация |
Вводная часть |
5 минут |
Основная часть |
25 минут |
Заключительная часть |
5 минут |
Ход занятия Вводная часть Воспитатель: - Здравствуйте! Сегодня ребята мы совершим путешествие в мир басен, древнейшего жанра литературы. Ребята, мы с вами читали много разных стихов и рассказов, разбирали смысл различных пословиц и поговорок. Некоторые стихи и потешки мы заучивали наизусть. В последнее время мы с большим удовольствием знакомились с еще одним жанром русской литературы, который называется… басня. Известно ли вам, ребята, кто впервые свои произведение назвал баснями? Ответы детей. (показ слайда № 1) Воспитатель:- Как вы можете охарактеризовать басни Эзопа? Ответы детей. Воспитатель: - Верно ребята, но в других странах в разное время тоже было немало баснописцев. Давайте вспомним, кто же это? Ответы детей. (показ слайдов № 2 и № 3) Воспитатель: - А у нас, в России, в нашей стране, тоже было много писателей, которые писали басни. Но прежде чем мы поговорим о баснописцах, которые творили и сочиняли свои произведения в нашей стране, давайте вспомним, что такое басни? И как отличить басню от других литературных произведений? Ответы детей. Воспитатель: - Вы сказали, что в баснях всегда есть мораль. А что это такое? Объясните, пожалуйста. Ответы детей. Воспитатель:- Скажите, пожалуйста, а кто главные герои в баснях? Воспитатель: - А как вы думаете, кого представляют на месте зверей? Ответы детей. Воспитатель:- Скажите, а как мы с вами знакомились с разными баснями? Ответы детей. Основная часть Воспитатель: - Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам обратить внимание на экран (слайд № 4). Кто знает, как зовут этого писателя? Ответы детей. Воспитатель: - Какие басни К.Д. Ушинского мы с вами читали? Ответы детей. Воспитатель:-Как писал басни этот автор? Ответы детей. Воспитатель: - Давайте вспомним басню К. Д Ушинского «Умей обождать». Кто главные герои этой басни? О чем она? Чему учит нас автор, какие качества положительные и отрицательные мы видим в этом произведении? Ответы детей. Воспитатель: - А сейчас обратите внимание на следующий портрет ( слайд №5) . Знаете ли вы этого писателя? Воспитатель: - Какие басни Л. Н. Толстого мы с вами читали? Как писал свои басни Л Н Толстой? Ответы детей. Воспитатель: - Сейчас мы с вами прослушаем басню Л. Н. Толстого «Белка и волк». Кто главные герои этой басни? Чему учит нас эта басня? Какое отрицательное качество здесь подчеркивает автор? Какое положительное? Ответы детей. Воспитатель: - Ну, а теперь перейдем к еще одному портрету( слайд № 6). Узнаете ли вы этого писателя? Конечно, это И. А.Крылов. Это известнейший русский баснописец, который превзошел всех других писателей, писавших басни. Какие басни И. А. Крылова мы с вами читали, смотрели, слушали? Ответы детей. Воспитатель: - Молодцы, ребята! Назвали вы много басен Ивана Андреевича Крылова ( в его репертуаре более 200 басен). В прошлом веке, не было телевизоров, в диковинку было радио и телефоны, книги были очень дороги и не все люди могли их купить. Да и читать очень многие люди не умели. Как же могли писатели и поэты познакомить людей со своими произведениями? Они могли их читать сами на каких то концертах или в клубах. А еще очень популярен в те времена был театр. И посмотреть спектакли могли все желающие, а главное понять их смысл, запомнить и рассказать другим. А хотите ли вы для наших гостей показать спектакль? (Да). А вот какую басню мы с вами разыграем, подскажут пазлы, которые вы вместе соберете. (Дети собирают пазлы, распределяют элементы костюмов). Инсценирование басни. Воспитатель:- Спасибо вам. Вы постарались своей игрой передать образы героев басни. А образы выдающихся людей в нашей памяти сохраняются благодаря их произведениям, портретам, фото, а также памятникам. Обратите ваше внимание на экран (слайд №7). Давайте внимательно рассмотрим этот памятник, кому установлен памятник? Обратите внимание на барельеф. Что вы на нем видите? Ответы детей. Воспитатель: - Каких знакомых персонажей вы там видите? Назовите их. Ответы детей. Воспитатель: -А теперь я предлагаю вам поиграть. Уверяю вас, в такую игру вы еще не играли. А героями этой игры будут герои басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Я предлагаю вам взять карточки (количество карточек, на которых схематично изображены части героев басни, соответствует количеству детей). Ход игры: Воспитатель просит подойти к мольберту ребёнка, у которого в руках карточка с № 1 и изобразить на нём то, что изображено на карточке. За тем, по очереди, подходят дети, укоторых карточки № 2, № 3, № 4 и дорисовывают то, что изображено у них на карточках. Ребёнок с карточкой № 5 пишет первые 2 буквы названия того, что получилось на рисунке (ЛЕбедь). Далее подходят дети с карточками № 6 и № 7 и дорисовывают свои элементы. Ребёнок с карточкой № 8 определяет, какому персонажу они принадлежат, и дописывает первые две буквы названия (РАк). Дальше ребёнок, у которого карточка № 9 дорисовывает свой элемент, а ребёнок с карточкой № 10 пишет первые три буквы названия того героя, кому он принадлежит (ЩУКа). Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы нарисовали интересного персонажа. Прочитаем его название. Если вы захотите, мы вместе с вами придумаем о нем сказку в группе. Заключительная часть Воспитатель: - Ребята, я еще хочу вам что-то сказать. Дело в том, что сегодня утром меня встретила одна очень болтливая Ворона. Она каким-то образом узнала, что у нас с вами состоится встреча, и передала вам небольшой сюрприз. Хотите его посмотреть? Это басни И.А.Крылова и иллюстрации к его произведениям. Мы сделаем с вами пазлы, и будем играть в группе в интересные игры. Список литературы
|