Выступление на конференции по теме "Причина и следствии"
Документы для скачивания
Причина и следствие
Добрый день коллеги. Я Зубкова-Дацьо Елена Анатольевна, воспитатель детского сада№3.
Слайд №3
Одним из составляющих раздела «Познавательное развитие» с детьми 6-7 лет является работа по причинно- следственным связям. Вашему вниманию я представляю тему «Причина и следствие».
Слайд №4
Цель, которую я поставила.
Работая по теме «Причина и следствие» я для начала попыталась заинтересовать детей этими понятиями, подвести их к элементарному пониманию и осмыслению взаимосвязей нашего мира.
Слайд №5
Задачи , которые я решаю для достижения поставленной цели вы можете увидеть и прочитать на слайде. При решении данных задач для меня важно дать обобщенные представления о причинно-следственных связях, упражнять детей в умении прогнозировать, выявлять, манипулировать «частным» причиной и следствием, в процессе решения познавательных задач и логических цепочек.
Слайд №6
Вся моя работа построена на основе трех этапов. На всех этапах предусматривается совместная деятельность с воспитателем и самостоятельная детская активность, где дети находят, разбирают и придумывают ситуации. А сейчас подробнее о каждом этапе.
Слайд №7
На данном этапе происходит введение в тему и объяснение понятий «Причина» и «Следствие» через анализ готовых ситуаций (рассказы , случаи) из жизни взрослых и детей, а также при использовании художественных произведений, в данном случае дети разыгрывают произведение Н.Носова «Живая шляпа»
Слайд №8
Оживляя это произведение, дети в игре закрепляют, что есть причина и где следствие (конечный результат).
Слайд №9
Огромное значение для осознания детьми причинно-следственных связей имеют опыты, эксперименты. В методике данного этапа лежит решение познавательных задач. Условием этого эксперимента стала посадка двух видов гороха: сортового и дробленого. Вопрос: определить результат, последствие ,какой из видов семян даст всходы? В ходе беседы и рассуждений детьми были даны предположительные ответы. (Взойдет сортовой горох. Не взойдет сортовой горох, а взойдет колотый. Колотый горох не взойдет. Ни один из видов не взойдет)
Слайд №10
По прошествии времени дети увидели всходы ,рассматривая их мы вернулись к предполагаемым результатам (следствию) и обсудили какой из их ответов оказался верным и почему. (Колотый горох не взошел, потому что подвергся тепловой обработке)
Слайд №11
Здесь дети экспериментируют с водой пытаясь узнать результат (следствие). Условие: дана соленая и пресная вода, а также мыльная стружка. Вопрос: определить результат (следствие): в какой воде будет больше пены? В ходе беседы, рассуждений, были даны предположительные ответы. (В пресной воде будет больше пены. В соленой не будет пены. Пены не будет не в одной из баночек). Проведенный эксперимент показал ,какой из их предположительных высказываний оказался верным. (В пресной воде больше пены ,так как в ней нет соли).
Слайд №12
Данная работа проводилась по теме «Чернобыль трагедия и боль» и была приурочена к плану Комитета по образованию г. Мыски. В ходе проведения бесед и просмотра документального фильма дети под впечатлением полученной информации нарисовали рисунки.
Слайд №13
И сделали выставку рисунков «Чернобыль до и после», где можно увидеть следствие (трагедия) каким город был до ,и каким стал после аварии.
Слайд №14
На данном этапе я упражняю детей в самостоятельном определении причины по известному, заданному результату-следствию. Мною задан готовый результат (следствие)- мальчик болен. Вопрос к детям : какие причины могли привести к этому печальному результату? Возможные причины дети продемонстрировали карточками, а в последствии разыграли сюжетно ролевую игру.
Слайд №15
Здесь задан уже другой готовый результат (следствие) лопнул мяч. Вопрос к детям : какие причины могли привести к этому печальному результату? Возможные причины дети указали с помощью карточек, тем самым не только установили причину , но и вспомнили правила дорожного движения. На протяжении всей работы с детьми я использовала интеграцию образовательных областей. Кроме тех , которые представлены на слайдах , также можно использовать: наблюдение, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, трудовую, двигательную, музыкальную деятельность.
Слайд №16
В результате работы у детей сформировалось понимание, что есть причина и следствие, повысился познавательный интерес, коммуникативные навыки общения, умение воображать и строить логические цепочки.
Слайд №17
Спасибо за внимание!