Проект "Животные во время Великой Отечественной войны"
Паспорт проекта
Наименование проекта: Животные во время Великой Отечественной войны.
Вид проекта: познавательно – творческий.
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети подготовительных групп, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: 3 месяца (с февраля по май).
Проблема: недостаточно сформировано представление детей о роли животных в жизни человека, их подвиге во время Великой Отечественной войны.
Актуальность проекта: В настоящее время в свете реализации ФГОС дошкольного образования одним из уникальных средств обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно- ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, а также интеграция всех образовательных областей. В год празднования юбилейной даты 70- летия Великой победы дети проявили особый интерес к подвигу животных на фронтах Великой Отечественной Войны. Данный детский интерес послужил толчком к созданию проекта «Животные в годы Великой Отечественной Войны». Вторая мировая война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мира. В это страшное время народ, как на передовой, так и в тылу, проявлял отвагу и мужество. Мало кто знает, что во время войны бок о бок с солдатами гордо и отважно сражались братья наши меньшие: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого, и, погибая, спасали тысячи человеческих жизней. Задача педагога помочь детям получить представление о подвигах животных во время Великой Отечественной войны. О том, как животные помогали людям выиграть кровопролитную войну, станет возможным при реализации проекта «Животные в годы Великой Отечественной войны».
При разработке проекта была использована модель «трех вопросов»
Модель «трех вопросов»
Что знаю? (Содержание - что дети уже знают) |
Что хочу узнать? (План - тема проекта) |
Как узнать? ( Источники новых знаний – средства)
|
Вопрос воспитателя: «Что вы знаете о подвиге мохнатых солдат?» Ответ Арины: «Когда-то мне мама читала рассказ «Мешок овсянки» там я первый раз и услышала про собак, только сейчас не помню, как собаки помогали солдатам» Ответ Жени: «Мне бабушка читала стихотворение про собак, об их подвиге, вот только вспомнить не могу» Ответ Артура: «Фильмы про солдат я видел, но что животные воевали, слышу первый раз» Вика: «Я ничего такого не слышала раньше, хотелось бы узнать» |
Влад: «Мой прапрадедушка был летчиком во время войны. Подбил много самолетов, а как помогали животные?» Даша: «Мне нравятся голуби, говорят, что они птицы мира, а они как помогали солдатам» Артем: «Мне интересно узнать, а морякам кто помогал?» Люда: «Скажите, а ослики помогали?» Игорь: «А я хочу узнать все о мохнатых и пернатых животных». Катя: «Скажите, а животным, героям войны устанавливали памятники?» Илья: «А художники писали о них картины?» |
Ксюша предложила: «Давайте спросим у родителей» Данил: «А я попрошу старшего брата, что бы он меня взял с собой в библиотеку, может быть нам там помогут» Маша «Надо спросить у моей бабушки она много книг читала, может она, чем-нибудь поможет» Андрей: «Надо спросить у педагога по музыке, может быть она знает песни о них» Валера: «Вот было бы здорово сходить в музей, там работают умные люди вот они бы нам и рассказали» Полина: «А давайте все вместе сделаем стенгазету о животных, которые помогли победить» Рита: «Я предлагаю позвать мам и пап и вместе с ними сделать что-нибудь своими руками, а потом этими работами украсить группу или коридор» |
Цель проекта: Создание условий для ознакомления детей с героическим подвигом животных в Великой Отечественной войне, формирование у детей знаний о роли животных в годы войны через различные виды деятельности.
Задачи проекта:
2.Развивать связную речь, умение передать образ «лохматых, пернатых солдат» средствами изобразительной деятельности, театра, музыки.
3.Воспитывать коммуникативные навыки общения, чувство гордости, любви к Родине, гуманного отношения к животным.
Предполагаемый результат: В результате реализации данного проекта предполагается, что дети узнают о значении животных во время войны, познакомятся с произведениями поэтов и писателей, отразившими подвиг животных во время Великой Отечественной войны, разучат стихи и песни, посвященные данной теме.
Предварительная работа: Знакомство с произведениями художественной литературы о войне: А.В. Митяев «Мешок овсянки», Ю.Антоновская «Лохматые санитары», А.Киселев « Война в заполярье», Л. Журин «В бой на лыжах и оленьих упряжках» А. Богдарин «День победы», А.П.Казаков, Т.А.Шорыгина «Детям о великой победе. Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе», С. Ерошенко «О собаках бойцах»
Рассматривание иллюстраций, картинок, картин по теме проекта.
Просмотр фильма «Собакам войны посвящается», документальный фильм
« Верблюды Мишка и Машка», прослушивание музыкальных произведений по теме проекта.
Краткое содержание: Наш проект проводился в три этапа: подготовительный, организационно-практический и заключительный. Вся работа велась в двух направлениях: работа с детьми и работа с родителями.
Образовательные области по ФГОС ДО: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Этапы проекта:
1 этап Подготовительный: (февраль)
Разработка проекта:
- Педагог доносит до участников проекта важность данной темы, раскрывает проблему.
- Педагог определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели
- Создается творческая группа для практического осуществления проекта, в которую включаются воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
- Педагог осуществляет подбор методической и справочной литературы по теме проекта, разрабатывает конспекты занятий, бесед, подбор иллюстраций, художественной литературы, музыкальных произведений.
- Дети погружаются в проект.
- Ознакомление родителей с темой, целями и задачами проекта, оказание
помощи в поиске и подборе интересных материалов о войне.
2 этап Организационно-практический: (март- апрель)
Планирование деятельности педагога (воспитателя): проводится цикл мероприятий по плану, разработанному в подготовительном этапе. Материал проведенных мероприятий собирается и в печатном виде оформляется в «Приложениях»
Непосредственно- образовательная деятельность:
Познавательное развитие: беседа по теме «Мохнатые, пернатые солдаты во время Великой Отечественной войны»
Цель: стимулирование познавательного интереса у детей о роли животных в жизни человека во время великой Отечественной войны.
Беседа: «Роль животных во время Великой Отечественной войны»»
Цель: развитие познавательного интереса у детей, о роли животных в жизни человека во время Великой Отечественной войны.
Художественно- эстетическое развитие: «Животные – бесстрашные солдаты»
Цель: умение передать образ лохматых, пернатых солдат.
Продуктивная деятельность:
Аппликация: «Голубь мира»
Цель: закрепление умений детей вырезывать силуэт птицы из бумаги.
Лепка: «Мохнатые, пернатые солдаты»
Цель: закрепление навыков работы с пластилином, умение выделять форму, пропорции при создании образа животных и птиц.
Речевое развитие: «Конкурс стихов»
Цель: развитие интонационной речи.
Беседа по теме «Голуби мира
Цель: формирование у детей элементарных представлений о подвиге птиц во время войны.
Чтение художественной литературы: А.В. Митяев «Мешок овсянки», Ю.Антоновская «Лохматые санитары»,
А.Киселев « Война в заполярье», Л. Журин «В бой на лыжах и оленьих упряжках» А. Богдарин «День победы».
Знакомство с творчеством поэта С. Ерошенко: стихотворение» О собаках бойцах», «Храбрая собака», «И стучат
по планете копыта», «Санитарная собака», А.П.Казаков, Т.А.Шорыгина «Детям о великой победе. Беседы о
Второй мировой войне в детском саду и школе»
Просмотр фильма «Собакам войны посвящается», документальный фильм «Верблюды Мишка и Машка»
Оформление выставок детских работ, информационных стендов
Создание альбома:
«Подвиг лохматых и пернатых солдат» (детские рисунки)
Разработка музыкально- литературной композиции « Они помогли победить - животные на войне»
Разработка домашних заданий для детей и родителей
Деятельность детей в реализации проекта: разучивание стихов, песен, театральных этюдов по теме проекта,
участие в продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, изготовление стенгазеты, поиск с
родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.
Деятельность родителей в реализации проекта:
1.Помощь педагогам в подворе научно-популярной литературы,интересной информации.
2. Беседы с детьми.
3.Чтение научно-популярной и художественной литературы детям.
4.Рассматривание иллюстраций по теме проекта.
5. Выполнение домашних заданий совместро с детьми.
6.Выполнение продуктивной деятельности: участие в мастер-классе по теме "Мохнатые,пернатые солдаты"-
изготовление коллективного пано в рамках реализации проекта
3 этап Заключительный: (май)
1.Оформление паспорта проекта.
2.Оформление приложения к проекту.
3.Организация выставки альбомов «Стихи и рассказы о животных во время войны», «Подвиг лохматых и пернатых солдат».
4.Музыкально- литературная композиция « Они помогли победить - животные на войне» создана при участии педагогов, музыкального руководителя, родителей.
Результаты реализации проекта:
В результате реализации данного проекта у детей повысился познавательный и творческий интерес к данной теме, сформировались навыки исследовательской деятельности, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе, устанавливать доверительные отношения. Мотив «хотим узнать» на начальной стадии реализации проекта к его окончанию сменился на мотив «хотим рассказать другим». Они узнали о значении животных во время войны, познакомились с произведениями поэтов и писателей, отразившими жизнь и подвиг животных во время Великой Отечественной войны, разучили стихи и песни, посвященные данной теме, разыграли театральные этюды, которые помогли донести до сознания детей значение бессмертного подвига солдат и их четвероногих друзей- животных. Заключительный этап проекта - защита стал самым зрелищным. На защиту проекта, а именно музыкально- литературную композицию были приглашены гости, родители. Был продемонстрирован вклад каждого ребенка, родителей и педагогов.
График мероприятий
Месяц проведения мероприятия |
Мероприятие |
Исполнители |
Февраль |
Беседа «Мохнатые, пернатые солдаты во время Великой Отечественной войны» |
Воспитатели |
Февраль |
Беседа на тему «Голуби мира» |
Воспитатели |
Февраль |
Просмотр музыкального видео- ролика «Голуби» в исполнении Елены Камбуровой |
Музыкальный руководитель |
Февраль |
Занятие по аппликации «Голуби мира» |
Воспитатели |
Февраль |
Беседа на тему «Роль животных во время Великой Отечественной войны» |
Воспитатели |
Февраль |
Чтение рассказа А.В.Митяева «Мешок овсянки», Ю.Антоновская «Лохматые санитары» |
Воспитатели |
Март |
Продуктивная деятельность (лепка) «Мохнатые, пернатые солдаты» |
Воспитатели |
Март |
Рисование на тему «Животные - бесстрашные солдаты» |
Дети и родители |
Март |
Разучивание стихотворения С.Ерошенко «О собаках бойцах» (монтаж) |
Дети |
Март |
Театральная сценка «Два сапера» |
Воспитатели |
Март |
Просмотр фильма «Собакам войны посвящается» |
Воспитатели |
Март |
Создание альбома «Подвиг лохматых, пернатых солдат» |
Воспитатели |
Апрель |
Разучивание стихов С.Ерошенко «Храбрая собака», «И стучат по планете копыта», «Санитарная собака» |
Дети и родители |
Апрель |
Просмотр фильма « Верблюды Мишка и Машка» |
Воспитатели |
Апрель |
Театральная сценка «Воспоминания солдат» |
Воспитатели |
Апрель |
Разучивание песни « Мир- это детство», « Жил в Ростове Витя Черевичкин» |
Музыкальный руководитель |
Апрель |
Продуктивная деятельность (мастер-класс) «Четвероногие помощники солдат» |
Воспитатели, родители, дети |
Май |
Изготовление стенгазеты « Подвиг лохматых, пернатых солдат» |
Воспитатели |
Май |
Музыкально-литературная композиция «Они помогли победить - Животные на войне» |
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети |
Список литературы
- Антоновская Ю.А. «Лохматые санитары» / / Чудеса и приключения 2010-№ 5.-с.20-21
- Журин Л.В. «В бой на лыжах и упряжках» - Мурманск: Мурманский вестник, 1995.- 294 с
- Казаков А. П., Шорыгина Т.А. «Детям о великой победе. Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе» - М.: Гном, 2011.- 25с
- Киселев А. А. «Война в заполярье» - Мурманск,1995. - 224с
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 96 с
- Митяев А.В. «Мешок овсянки» – М.: Детская литература, 1980. – 14 с
- Сертакова Н.М, Кулдашова Н.В. «Патриотическое воспитание детей 4- 7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности» - Волгоград: Учитель, 2015. – 116 с