a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе

Автор: Ковалёва Людмила Алексеевна Опубликовано: 2015-11-08 14:53:55

Документы для скачивания

Урок изобразительного искусства в 5 классе Тема урока: Народный праздничный женский костюм. Цели урока Предметные: - организовать деятельность учащихся по применению полученных знаний в практической деятельности. Личностные: - создать условия для развития умения планировать свою деятельность, осуществлять самооценку своей деятельности. Задачи урока: - познакомить с разнообразием русского женского костюма и особенностями костюма своей местности; - способствовать развитию у детей исторической памяти; - формировать эмоциональную отзывчивость на прекрасные качества русского костюма. Методическое оборудование: компьютер; проектор; аудиозапись к уроку с народными мелодиями, презентация по теме урока, русский народный костюм Новооскольского района, репродукции картин А. Венецианова «На пашне. Весна», «Жатва. Лето», р епродукция картины Н. Пимоненко « Сенокос », опорные слова, папки с работами учащихся, набор для самостоятельной работы( картон, клей, ножницы, цветные салфетки) , высказывания о русском костюме. П ланируемые результаты Предметные результаты Метапредметные результаты и деятельность учащихся Узнают об особенностях женского костюма с Голубино. Научатся выполнять аппликацию из цветных салфеток) Познавательные: извлекать нужную информацию из текста, строить высказывание по модели Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать сво и действи я. Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно- речевые действия, строить взаимоотношения в группе, в паре, уметь договариваться о распределении деятельности с партнерами. Тип урока: комплексного применения знаний и умений Форма проведения: урок- практикум Учитель: Ковалева Людмила Алексеевна МБОУ «Голубинская СОШ» Этапы урока Ход урока( деятельность учителя и учащихся) Формирование УУД Ι. Актуализация знаний Организационный момент. - Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Вы, конечно, испытываете волнение. Давайте выполним несколько упражнений, которые помогут нам справиться с волнением. Аутогенная тренировка. - Сделайте глубокий вдох носом, и резкий выдох через рот. – 3 раза. Раз, два, три. Пусть урок принесёт вам радость от познания нового, и приобретения новых умений. «Мозговой штурм» Игра «Продолжи словечко» Жостовский … Дымковская… Хохломская… Вологодское… Филимоновская …. Семёновская… Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из наглядного материала; формируем умение предс тавлять информацию в виде схемы. Регулятивные: п ровер яем ранее полученные знани я о народных промыслах. II. Актуализация знаний II. Подготовка к работе на основном этапе Ш. Усвоение новых знаний и способов действий IV. Реализация построенного проекта. VII. Самостоятель- ная работа уча- щихся. VIII. Включение в систему знаний и повторение. IX. Рефлексия учебной деятель- ности. - На прошлом уроке мы с вами говорили о народной одежде. Крестьяне с древних времен передавали традиции новым поколениям в устройстве дома, обычаях, праздниках, верованиях и, конечно в одежде. - Какой была одежда наших предков? Ответы детей: - Одежда, как и сейчас, была повседневной и праздничной. - одежда для мужчин и для женщин. - Одежда для взрослых и одежда для детей? - Одежда богатых и одежда бедных. - Чем отличалась одежда праздничная от одежды повседневной? Ответы детей: - Праздничная одежда от повседневной у наших предков отличалась цветом, качеством ткани, элементами украшения. - Какая часть одежды является самой главной и в повседневной носке, и на празднике? Ответы детей: - Это рубаха. Слайд- На прошлом уроке мы с вами говорили о рубахе и рисовали русскую рубашку. Что вы помните о ней? Ответы детей: - Я знаю, что рубаха была главной частью костюма – и мужского, и женского. Рубахи шили из отбелённого полотна и холста. - Я хочу сказать, что мужская рубаха отличалась от женской. Мужская рубаха была до колен, а женская до самых пят. Считалось, что, касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы. - Я помню, что рубаха состояла из двух частей: стан – верхняя часть, она была из прочного материала, нижняя часть – подстава. Слайд- Я расскажу об украшении рубахи. Рубаху украшали вышивкой, узором из яркой ткани. В древности вышивка имела магический смысл: она оберегала человека от «дурного глаза». Значение вышивки забылось, а традиция украшать осталась. Слайд- Мне хочется уточнить, что часто орнамент на подоле и рукавах рубахи символизировал засеянную пашню. Символами плодородия являются ромбы, треугольники, прямоугольники с точками, элементы веток, полевых цветов. - Я добавлю об украшении рубахи. Рисунки вышивки передавались из поколения в поколение. В орнамент вышивки включались символы жизни – солнце, вода, дождь. Вышивали, в основном красными и черными нитками. - Что вы знаете о « покосной» рубахе или «сенокосице»? - Не только на покос, но и на начало любых полевых работ необходимо было выходить чисто и нарядно одетыми. Так как считалось, что и хорошее настроение и красивая одежда, а главное вера- успех хорошего урожая. Эту традицию показал в своих картинах русский художник А. Г. Веницианов. «На пашне. Весна» Слайд- У нас большая страна. Богата своими разнообразными традициями во всех областях. Разнообразна и праздничная одежда наших женщин. Но обобщив большинство костюмов, посмотрев фильм – сказку «Морозко» Слайд мы с вами пришли к выводу, что всё- таки есть в женском праздничном костюме общие характерные элементы. Вы разделились на творческие группы, которые искали нужный материал для сегодняшнего урока. 1- я группа: расскажет нам о символическом значении головного убора. 2 – я группа: о сарафане. 3 – я группа: о епанечке и душегрее. Головной убор Слайд В русском костюме большое разнообразие головных уборов. Как мужских, так и женских. Мы искали материал о женском головном уборе. Головной убор – очень важная часть костюма. По нему, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: её возраст, семейное положение, сколько у неё детей, из богатой она семьи или бедной. В праздничные дни голову украшал венец, кокошник, коруна, сорока, кичка. Головной убор наших предков был связан с образом неба. Поэтому для украшения использовали символы солнца, звёзды, образы птиц. Часто для украшения головного убора использовали ленты, которые спускались вниз. Ленты символизировали дождь. В праздничные дни голову девушек и женщин украшали кокошники. Их украшали жемчужинами, вышивкой блестящими нитками, подвесками. Такой головной убор заставлял высоко держать голову, а спину прямо. Отсюда появилось выражение «плывет лебёдушка», «выступает словно пава». Девушка косу выставляла напоказ. Густая, длинная коса была девичья гордость. В народе говорили «Коса – девичья краса». В будни девушка носила ленту – подвязку. Замужняя женщина прятала волосы под платок. Ей нельзя было показываться с непокрытой головой. Мы узнали, что в нашей местности основным головным убором был платок. Слайд В древности поверх головного убора набрасывали « платно». Это тонкое полотно или шелк. Платок это деталь русского костюма, которую до сих пор охотно носят и девушки и молодые женщины, и бабушки. 2 – я группа Русский сарафан Слайд Сарафан появился в ансамбле русского костюма в 14 веке Сарафан одевался поверх рубахи. Любимым цветом всегда считался красный. Наверное, потому, что он яркий, нарядный. Красный сарафан носили в праздники, а сарафаны повседневные шили из темной ткани. Наверное, чтобы он меньше пачкался. Сарафан девушки украшался вышивкой, цветными атласными лентами, если была возможность, то украшали сарафан бусами, блестками. Девушки украшали сарафан вышивкой сами. Умение рукодельничать было очень важным в старину. Сарафан замужней женщины был не такой нарядный. Его украшала более скромная вышивка, ленты более темного цвета. Украшался подол сарафана, как и рубахи. Это также имело символическое значение. Главным в узоре был образ плодородной земли: треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Но в большинстве областей России, всё- таки больше носили юбки. 3 – я группа « Епанечка » Слайд В праздничный девичий наряд вместе с сарафаном, кокошником, поясом и украшениями входили и так называемые душегреи – «ЕПАНЕЧКИ». Это такие коротенькие кофточки, похожие на маленький коротенький сарафанчик. Ещё их называли « коротёны ». Епанечку шили из яркой ткани. Богатые девушки и женщины из парчи или шелка. Её тоже украшали тесьмой, лентами, вышивкой, блестками, бусами. Епанечку надевали летом, а в прохладное время года поверх сарафана надевали душегрею. Душегрея была с рукавами, иногда её обшивали мехом. Одежды были свободными, широкого покроя, не сковывали движений. Для того чтобы работать было удобно. Конечно, в рамках одного урока невозможно рассказать о разнообразии русского женского костюма. Поэтому сегодня мы коснемся особенностей женского костюма нашего края. Слайд В нашей области выделяют три вида женского костюма: паневный комплекс, юбочный комплекс, сарафанный комплекс. О сарафанном комплексе вы сегодня подробно рассказали, о панёвном комплексе мы поговорим с вами подробно позже, а сегодня мы подробно поговорим о юбочном комплексе. Это не случайно. Слайд( ж енский костюм Новооскольского района) Рассмотрев слайд вы, наверное, поняли, почему мы будем говорить об этом костюме. Потому что такую одежду носили в нашем районе. Дети записывают части юбочного комплекса. ( Во время записи учитель комментирует кратко каждую деталь) Несмотря на общие черты, даже костюмы одного села имели свои особенности. - Где вы видели костюм, который представлен на нашем уроке сегодня? ( В школьном музее, а ещё в музее нашего дома культуры) - Кто же носил этот костюм? ( Этот костюм носили в нашем селе) - Есть ли общие черты с нашим районным костюмом? ( Похожая юбка, вышитая рубашка, цвет вышивки черный и красный, запон) - А чем отличается? ( Жилет длиннее, вышивка крестиком как на Украине) Мы провели с вами небольшое исследование. И выяснили, что в костюме нашего села есть украинские мотивы. И это не случайно. Наше село одно из самых древних в нашем районе. Ему на следующий год исполнится 420 лет. Заселили его беглые крестьяне из Украины. Поэтому на культурные традиции села Голубино оказала влияние культура украинского народа. Коренные жители очень любят украинские песни. Где сохранилось старое подворье, там обязательно есть вишневый сад, обилие цветов в палисадниках. А если у кого то из вас ещё жива прабабушка, то у неё обязательно свято хранится льн яное полотенце вышитое крестиком. - Сегодня мы выполним модель юбочного комплекса женского праздничного костюма. Делать мы его будем из очень доступного материала – салфеток. - Поставим цель нашей работы. ( То, что мы сегодня узнали, применим в практической работе) Слайд( цель) - Теперь нам необходимо спланировать нашу работу. ( Дети предлагают свой план) Слайд( план работы) Пошаговая инструкция выполнения аппликации: Разрезать белую салфетку на четыре части. Взять одну часть свернуть косынкой, сжать нижний уголок, сжать уголки справа и слева. Приклеить эту часть на картон. Взять половину цветной салфетки. Сжать её с одной стороны и приклеить к первой части. Получились рубаха и юбка. Теперь сделаем передник. Для этого возьмем четвертую часть любой салфетки, сожмем её с одной стороны и приклеим к юбке. Сделаем пояс такого же цвета, свернув в несколько раз 1/ 8 часть салфетки такого же цвета, как и передник. Наш костюм готов. Украсим его узором из тонких линий салфеток разного цвета. Уберем лишние детали. Проверим, прочно ли мы его приклеили. Дети выполняют работу. Учитель оказывает индивидуальную помощь. - Закончили свою работу. Выскажите своё мнение о сегодняшнем занятии. Слайд( Что дал вам сегодняшний урок? ) ( Сегодняшний урок дал нам возможность расширить свои знания о народном женском костюме) Слайд( Что вы узнали нового? ) ( Сегодня мы узнали об особенностях костюма нашего се ла) Слайд( Чему научились? ) ( Мы научились делать модель юбочного комплекса женской одежды из салфеток) - Носят ли сейчас народный костюм наши девушки и женщины? Слайд( Девушки в народном костюме) - Мы с вами уже убедились, что, несмотря на разнообразие женского костюма, любимым остаётся сарафанный комплекс. Реализация результатов творческой деятельности. - Где же мы можем с вами применить результат своей творческой деятельности? ( Подарить как сувенир, Оформить в рамку и украсить комнату, представить на выставке поделок) - А я вам предлагаю украсить вашими работами коллективное панно, которое я назвала «Русский хоровод». Вам нужно вырезать ваши костюмы и украсить ими наших девушек на панно. Обсуждение домашнего задания. Слайд( информация о домашнем задании) Что нужно повторить? Что надо выучить? Какое задание хотите выполнить по желанию. Оценка учащимися собственной деятельности на уроке. Слайд( рефлексия) Познавательные: проверяем умение струк турировать ранее полученные знания. Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Регулятивные: удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: а ргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. Познавательные: анализировать информацию, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Регулятивные: применять установленные правила, адекватно воспринимать предложения учителя; ставить цель, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий и предвосхищать результат. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; участвовать в парной работе; соблюдать нормы речевого этикета. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Регулятивные: рефлексия способов и условий действий; Контроль и оценка процесса и результата своей деятельности.

Коментарии
Смоляк Елена Владимировна написано 2017-01-13 23:20:33
Замечательный урок!
Ответить

Оставить комментарий: