Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме понятие о звуке
Документы для скачивания
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: ПОНЯТИЕ О ЗВУКЕ Подготовила: Пимушкина Е. Д. , учитель- логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области» ЗАДАЧИ: коррекционно- образовательные: - познакомить с понятием «звук речи»; - объяснить детям разницу звуков окружающего мира и звуков речи; - познакомить детей с русским алфавитом; - учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный; коррекционно- развивающая: - развивать зрительное внимание и память; коррекционно- воспитательная: - воспитывать интерес к образовательному процессу. Оборудование: сюжетные картинки. Ход образовательной деятельности Вступительная часть. Назвать осенние слова. Основная часть. 1. Беседа. - Ребята, мы с вами уже знаем, что наша речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из звуков. Мы с вами слушали разные звуки: шум ветра, пение птиц, шум дождя, машин и другие звуки. Это были звуки окружающего нас мира. В жизни таких звуков очень много. Это звуки жизни, которые могут о многом нам рассказать. Например, слышим раскат грома – значит где- то идет сильный дождь. И таких примеров много. Все это – тоже звуки, но не из них складывается наша речь. 2. Знакомство с понятием «звук». « Путешествие» в древние времена. Давным–давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лесам и лугам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное. Ч- ч- ч – стрекочет кузнечик; Ы- ы- ы – ревет медведь; И- и- и – ржет лошадь; Р- р- р- рычит тигр. Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их: шшшуууммм, дддыыыммм. У нее стали получаться слова. Логопед подводит детей к выводу: слова состоят из звуков. Ч тобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно. У Таффи была волшебная веточка. Она играла с ней. Как только веточка касалась предмета, слово звучало протяжно: жжжуууккк. Вот эта веточка, давайте, и мы так поиграем. На столе у логопеда игрушки – предметы: волк, мак, лиса и т. д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов. Вместо звука Таффи рисовала веточкой на песке квадратик. И мы с вами будем обозначать звук квадратиком. 3. Беседа. - Какие звуки человеческой речи вы можете назвать? Звуки речи – это то, что мы используем в нашей устной речи; это то, что мы произносим и слышим. А можно ли увидеть звук речи? Устной речью люди пользуются с незапамятных времен, но наступило время, когда люди одели невидимые звуки речи в « одежду». Каждому звуку придумали свой знак. Теперь звуки можно увидеть и даже написать. Так появились буквы. В каждом языке народ давал своей речи разную « одежку», свою. В русском языке каждый звук нашей речи тоже приодели, построили стройными рядами. Так появился русский алфавит или азбука. ( Показать детям таблицу « Русский алфавит». ) Буквы – это знаки, которые мы можем слышать и видеть. - Дети, а если буква – это знак, то как и в любом знаке, в букве спрятана информация. ( Буква- знак обозначает определенный звук) . Мы знаем, что звуки все разные: есть гласные, есть согласные. Но они живут очень дружно между собой. Из них получаются слова. А из слов складывается наша речь, речь человека. 4. Чтение стихотворения А. Барто « Игра в слова». Скажи погромче слово « гром »- Грохочет слово, словно гром. Скажи потише « шесть мышат И сразу мыши зашуршат. Скажи: « кукушка на суку»- Тебе послышится: « ку- ку». А скажешь слово: « листопад»- И листья падают, летят. 5. Физминутка. Выполнение движений с речевым сопровождением. Перед нами луг широкий, А над нами лес высокий А над нами сосны, ели Головами зашумел Грянул гром( хлопок) Побежали быстро в дом. 6. Развитие фонематического восприятия. Игра « Сосчитай звуки». Игра « Какой звук добавился? ». Игра « Чего не хватает? ». Итог занятия. - Что нового вы узнали сегодня? - Чем звуки отличаются от букв? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико- грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР[ Текст] / З. Е. Агранович. – СПб. : Детство- пресс, 2004. – 6 6с. Куликовская, Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинка. П особие для логопедов, воспитателей и родителей[ Текст] / Т. А. Куликовская. – М. : 2004. - 1 27с. Лопухина, И. С. Логопедия – ритм, речь, дви жени е[ Текст] / И. С. Лопухина. – СПб. : Дельта, 1997. – 143с. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР[ Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство- Пресс, 2007. - 154с.