НОД Дымковская игрушка
Документы для скачивания
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы»
под ред. Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г.
Возрастная группа: группа старшего возраста
Тема (в соответствии с комплексно – тематическим планированием):
«Народно – прикладное искусство»
Тема НОД: «Незатейливые узоры, или один день в мастерской народных умельцев»
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
Цель: продолжать развивать интерес детей к народному декоративно – прикладному искусству.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания детей о дымковской игрушке;
- Способствовать обогащению представлений детей об этапах изготовления и характерных особенностях росписи дымковской игрушки;
Развивающие:
- Обеспечить развитие умения создавать узоры по собственному замыслу, используя технику нетрадиционного рисования и разнообразные приемы работы кистью;
- Обеспечить развитие речевой активности.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать у детей интерес к народным традициям своей страны, желание продолжать традиции народных умельцев.
- Помочь получить эстетическое наслаждение от реализации самостоятельной творческой деятельности.
Виды деятельности:
Продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: создание проблемной ситуации,
пальчиковая игра, продуктивная деятельность, игра с речевым сопровождением.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: дымковские глиняные игрушки, сундучок, письмо от мастерицы, алгоритм «Последовательность изготовления дымковской игрушки», схема «Элементы узоров дымковской росписи», карточки – картинки с изображением игрушек «Гжель», «Хохлома», «Дымково», «Городец», «Филимоново», ноутбук, аудиозапись с русской народной музыкой, доска, кусок красной глины, стека, миска с водой, плакат - картина с изображением одной из стен в мастерской мастеров, мольберт.
Раздаточный: шаблоны дымковских игрушек из бумаги, краска - гуашь красного, синего, зеленого, жёлтого, оранжевого цветов; салфетки тканевые, ватные палочки, кисти, баночка – непроливайка, подставка для кисти и ватных палочек, влажные салфетки.
Предварительная работа:
Беседа «Дымковская игрушка», рисование дымковских узоров, рассматривание иллюстраций, открыток, игрушек с дымковской росписью, просмотр презентации «Есть на Вятке слобода…"
Содержание образовательной деятельности
- Вводная часть
Воспитатель:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Дети становятся в круг)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый и весёлый в моих руках колокольчик. Какой росписью он украшен?
Дети: Дымковской (предлагаю подойти к столу, накрытом скатертью в народном стиле, на котором выставлены разные изделия дымковских ремесленников)
Воспитатель: Да, ребята, дымковские изделия нам с вами хорошо знакомы.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Удивительному чуду
мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Хотите вы начать рассказ?
Воспитатель: Ребята, а кто помнит, где зародилась дымковская игрушка? Почему это место так называется?
Дети: В Дымково, местечке около города Кирова. Назвали так потому, что зимой из трубы каждого дома вьётся дымок, когда топятся печи, а весной и летом в пасмурные дни деревня в тумане из-за близости к реке Вятке. (Если дети затрудняются, говорю сама)
Воспитатель: Молодцы! Эти удивительные изделия сделаны из глины и расписаны мастерами - художниками. Назовите основные элементы этой росписи.
Дети: круги, точки, овалы, кольца, волнистые и прямые линии.
Воспитатель: А какие краски используют дымковские умельцы?
Дети: Яркие: малиновые, зелёные, жёлтые, оранжевые и т.д.
Воспитатель: Да, правильно. А какие игрушки появились первыми?
Дети: Свистульки (Предлагаю одному из детей поиграть на свистульке)
Воспитатель: Отсюда и название одного из самых весёлых праздников на Руси весенней ярмарки Свистунья, к которой старались успеть мастера сделать игрушки.
Воспитатель: А потом какие игрушки появились?
Дети: Лошадки, петушки, барышни, индюки и т.д.
Воспитатель: Правильно! Дымковскому промыслу много лет, но и сегодня мастера продолжают этим заниматься. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России.
Ребята, а хотите отправиться в мастерскую к народным умельцам. Тогда давайте закроем глаза, покружимся и скажем вместе со мной: «Крутись, вертись, в мастерской окажись…»
( В другой части группы «устроена» мини – мастерская: два стола, на них доска и глина на ней, рядом картинки с поэтапным изображением приёмов работы по изготовлению игрушки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как интересно: здесь красная глина, из которой делают игрушки, инструменты мастера: доска (её клали себе на колени и начинали лепить), стека, кисти, краски. Посмотрите, перед нами схема (алгоритм) поэтапного изготовления дымковской игрушки:
- Сначала мастера лепили мелкие части игрушки
- Потом из отдельных частей составляли целое
- Затем игрушку обжигали в печи, раньше в русской, а сейчас - в электрической при очень большой температуре.
- Потом покрывали меловым грунтом, т.е. белили её
- Затем расписывали красками
- Вот игрушка и готова.
Воспитатель: А вот на столе картинки с изображением изделий народных промыслов, которыми богата Россия, здесь «Дымка», «Хохлома», «Гжель», «Филимоново», «Городец», я предлагаю поиграть в игру «Что лишнее?» - на столе надо оставить только картинку с дымковскими игрушками.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь сундучок (появился при переворачивании картинок с изображением «лишних» промыслов»), здесь чья – то фотография, письмо и шаблоны (читаю письмо)
Текст письма: «Дорогие ребята! Я – мастерица музея дымковской игрушки Удальцова Екатерина Сергеевна. Хочу просить вас о помощи. Мне пришлось срочно уехать в Москву на выставку, поэтому я не успела расписать шаблоны, которые вы обнаружили в сундучке. Росписи ваших шаблонов я использую для своих игрушек на весеннюю ярмарку Свистуньи»
Я знаю, у вас все получится. Заранее спасибо.
С уважением, Екатерина Сергеевна».
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь мастерице? Как мы можем это сделать (помочь)? Предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и занять рабочие места. Здесь есть все для работы, желаю вам хорошо потрудиться (дети занимают места за столами)
Давайте вспомним пословицы о труде:
Дети: Поспешишь – людей насмешишь.
Хорошая работа два века живет.
Дело мастера боится.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Основная часть
Воспитатель: Молодцы.
Мы знаем все элементы дымковской росписи. Пофантазируйте и придумайте свой узор. Постарайтесь его сделать ярким и нарядным. Я хочу вам напомнить, если вы хотите украсить игрушку колечками, то их рисуем кончиком кисточки, если линиями – всем ворсом кисточки, точки – горошины будем наносить ватной палочкой способом примакивания (на доске – технологическая карта с изображением элементов дымковской росписи)
Пальчиковая гимнастика
Прежде, чем рисовать
Предлагаю пальчики размять.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас, друзья,
За работу вам пора.
(Воспитатель включает аудиозапись с русскими народными наигрышами. Дети приступают к работе, воспитатель сопровождает речью их действия, помогает наводящими вопросами и уточнениями)
Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель:Славно потрудились! Замечательные из вас получились подмастерья. Мы оставим наши работы на столах, пусть подсохнут, и немного отдохнём
(Звучит музыка, дети танцуют…..)
- Заключение
Подведение итогов, рефлексия деятельности детей
Воспитатель:
Ребята, молодцы! Танцуете вы также хорошо, как и работаете.
Прошу вас занять свои места. Наши работы высохли, полюбуйтесь ими, какие они красивые, интересные, замечательные. Молодцы!
Давайте вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось? Если вам понравилось, все удалось, предлагаю свою игрушку наклеить на жёлтую полянку (на доске «полянка» из двух листов картона формата А 3 жёлтого и зелёного цветов), если вы испытывали трудности – на зелёную.
Молодцы, а сейчас нам пора в группу. Закрываем глаза и говорим: « Крутись, вертись, в группе окажись…»