Статья на региональную конференцию - Карякина Н.А.
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад компенсирующего вида №1» МО «город СВИРСК» АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ Карякина Н. А ст. в оспитатель МДОУ №1 Надо сказать, что должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60- х годов XX в. Изначально это была должность" педагог" для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях- садах. Затем была введена должность" воспитатель- методист" , позднее – должность" старший воспитатель" . Современные условия реформирования системы дошкольного образования вызывают необходимость коренной перестройки управления дошкольными учреждениями. Анализ нормативных документов по дошкольному образованию, изучение опыта управления ДОУ позволяют сделать вывод о том, что сегодня управление является одним из важнейших факторов достижения целей деятельности дошкольных учреждений, эффективной их работы в соответс твии с требованиями ФГОС ДО. На современном этапе особое значение в деятельности руководителя образовательных учреждений приобретает гибкость и адаптивность всей системы к постоянно изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. В настоящее время к старшим воспитателям ДОУ, отвечающим за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов дошкольного учреждения, предъявляются особенно высокие требования. И это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств. Основные функциональные обязанности и требования к профессиональной компетентности современного старшего воспитателя ДОО определены в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В соответствии с документом старший воспитатель детского сада должен обладать: 1) . Профессиональной компетентностью- качеством действий руководителя, обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования, коллективом педагогов ДОО; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы педагогов. 2) . Коммуникативной компетентностью – качеством действий руководителя, обеспечивающих эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями, с работник ами ДОО, родителями. К оммуникативная ком петентность предполагает владение навыками ораторского искусства, аргументации убеждения, мотивации подчинённых, умение вести переговоры, способность разрешать конфликтные ситуации, вести деловую переписку; 3) . Информационной компетентностью – качеством действий руководителя, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, использование информационных технологий в управленческой и методической деятельности, умение работать с различными источниками информации и ресурсами, позволяющими проектировать решение управленческих, методических, педагогических проблем и практических задач, ведение методической и педагогической документации на электронных носителях; 4) . Правовой компетентностью – качеством действий руководителя, обеспечивающих эффективное использование в управленческой, методической, педагогической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов органов власти, органов управления образованием; разработку локальных актов; принятие управленческих решений в рамках существующей законодательной базы. На основе общего анализа исследований в области управления, все качества, которыми сегодня должен обладать каждый руководитель, в т. ч. и старший воспитатель ДОО, можно разделить на 5 групп: 1) . Общечеловеческие качества: трудолюбие, принципиальность, честность, верность слову, самокритичность, гуманность, тактичность, справедливость, целеустремлённость, высокая культура, порядочн ость, альтруизм, работоспособность, выдержанность, любовь к своему делу, оптимистичность, требовательность к себе и другим, чувство юмора, внешняя привлекательность; 2) . Психофизиологические качества и свойства личности: крепкое здоровье, стрессоустойчивость, общий уровень развития, интеллектуальные свойства( наблюдательность, аналитичность мышления, устойчивость и распределённость внимания, оперативность и логичность памяти, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности) , индивидуально- психологические свойства( темперамент, направленность личности) ; 3) . Деловые качества и организаторские способности: инициативность, самостоятельность в решении вопросов, самоорганизованность( умение беречь своё и чужое время, пунктуальность) , дисциплинированность, исполнительность, умение чётко определить цель и поставить задачи, способность менять стиль поведения в зависимости от условий, умение расставить кадры и организовать их взаимодействие, способность мобилизовать людей, мотивировать их; умение контролировать деятельность подчинённых; способность оперативно принимать решения, объективно анализировать и оценивать результаты, творческий подход к делу, умение поддерживать инициативу, стремление использовать всё новое, прогрессивное; умение поддерживать свой авторитет. 4) . Коммуникативные качества: умение устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями, с подчинёнными, с родителями и детьми; умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе, умение общаться( культура речи и умение слушать) , умение выступать публично. 5) . Общая профессиональная компетентность: знание науки об управлении( основы менеджмента, психология управления) ; способность применять в практической деятельности современные организационно- управленческие принципы и методы; умение работать с документацией. Старший воспитатель детского сада должен быть человеком творческим, поощрять стремление к инновациям, свободному выражению идей, мнений; постоянно учиться, мотивировать других к занятиям самообразованием. Управление педагогическим процессом в современных условиях связано с поиском новых эффективных подходов в воспитательно- образовательном процессе, которое находит свое отражение во внедрении и использовании эффективных подходов в управлении дошкольным образовательным учреждением. Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит[ 4, c. 22- 24] . Управление методической работой в условиях личностно – ориентированного подхода, по мнению Никишиной И. В. [ 5] - это деятельность, направленная на создание условий для стимулирования саморазвития каждого воспитателя, для его самореализации. Новые подходы к управлению методической работой связаны с требованиями, предлагаемыми педагогам новыми технологиями, с выработкой у них нового педагогического мышления. Здесь важн ы меры, отмечает Васильева А. И. [ 3] , по управлению саморазвитием, самообразованием и самовоспитанием воспитателей и специалистов, по созданию условий для формирования индивидуальных педагогических( методических, воспитательных, дидактических) систем. Одной из самых актуальных задач управления коллективом является реализация личностно- ориентированного подхода в работе с кадрами, опирающегося на следующие принципы: - принцип самостоятельности( максимальное участие и активность каждого на всех ос новных этапах деятельности – от планирования до контроля и коррекции) ; - принцип кооперативности( широкое применение совместной деятельности) ; - принцип элективности( создание условий для свободы выбора целей, содержания, форм, методов работы и т. п. ) ; - принцип опоры на опыт( использование разнообразного опыта педагогов ДОУ – социального, профессионального, житейского – в качестве одного из ресурсов повышения уровня развития коллектива) ; - принцип индивидуализации обучения( ориентация на конкретные образовательные потребности, уровень подготовки и др. особенности) ; - принцип инновационности( поиск, изучение и оперативная информация о новых технологиях, методиках и т. п. ) ; - принцип актуализации( предоставление возможности безотлагательного применения на практике приобретенных знаний, умений, навыков и качеств, обеспечивающих повышение качества воспитательно- образовательного процесса) ; - принцип рефлексивности( постоянное осмысление членами коллектива основных процессов, происходящих в ДОУ, уровня результативности личной работы и работы коллектива по выполнению поставленных задач) . Управлять методической работой в условиях личностно- ориентированного подхода, отмечает Белая К. Ю. [ 2] , – значит научиться так, строить методический процесс, чтобы в каждой его ситуации проявлять важнейшие функции личности воспитателя – выбор ценностей, понимание( рефлексирование) смысла своей деятельности, реализация своих потребностей и задатков. Васильева А. И. [ 4] считает, что старшему воспитателю необходима не только хорошая теоретическая подготовка, но и умение применять знания на практике. Без этого невозможно работать в современном дошкольном учреждении, где вся работа построена на строго научной основе, рассчитана на глубокое знание психологии ребенка. Ему необходима широкая осведомленность в различных областях науки, культуры, искусства, этики. Опытного старшего воспитателя, отличают инициативность и творческий подход к делу: умение генерировать идеи, работать целеустремленно, учитывать возможности и способности каждого воспитателя. Он советуется с педагогами, прислушивается к общественному мнению, к критическим замечаниям и предложениям коллег, использует их опыт и знания, своевременно поддерживает успех в работе воспитателя, популяризирует его достижения. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе. Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что- то неправильно, старший воспитатель должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными. Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности, учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Из личностных качеств, по мнению Белой К. Ю. [ 1] , методиста коллеги ценят больше всего доброжелательность, объективность, умение понять, разо браться в возникших трудностях, вовремя поддержать работника, воодушевить его, при необходимости убедить, а также умение проявлять гибкость, подходить к различным типам людей с учетом их культуры, образования, темперамента, характера и пр. «Жизнь убеждает нас в том, - говорит Белая К. Ю. , - что вести за собой коллектив по плечу лишь авторитетному руководителю. Подлинный же авторитет основан не на принуждении, а на общественном признании достоинств личности руководителя». Вот почему педагогическая эрудиция, высокое чувство ответственности, идейно – нравственная убежденность так необходимы рук оводителю, в частности старшему воспитателю дошкольного учреждения на современном этапе. Литература: 1. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М. 1991. –С. - 81. 2. Белая К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М, : ООО «Издательство Астрель », 2002. – С. - 399. 3. Васильева А. И. Старший воспитатель детского сада. – М. , Просвещение. 1990. С – 143. 4. Волобуева М. В. «Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами»- М. : ТЦ Сфера, 2004, с. 22 5. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград. 2007. – 156 с.