Статья на региональную конференцию - Королева Т.В
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад компенсирующего вида №1» МО «город СВИРСК» Королева Т. В. , воспитатель МДОУ № 1 Система оценки качества личностно- ориентированного потенциала дошкольного образования В Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до 2020 г. ( Распоряжение Правительства РФ от 17. 11. 2008, № 1662- р) определена «стратегическая цель Государственной политики в области образования- повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина»( ч. III, п. 4) . В 2011 г. Министерство образования и науки РФ начало работу по разработке моделей оценки качества дошкольного образования в целях обеспечения согласованности деятельности всех элементов системы образования: образовательных организаций, органов управления образованием, организаций, осуществляющих научно- методическое, методическое, ресурсное и информационно- технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой дошкольного образования. В 2012–2013 гг. Федеральный центр оценки качества образования по заказу Минобрнауки разрабатывал механизмы и процедуры оценки качества дошкольного образования, промежуточные результаты этой работы были апробированы в семи субъектах РФ и сегодня активно обсуждаются в экспертном сообществе. С 30 августа 2013 г. приказом министра образования РФ в апробационном режиме введены ФГОС дошкольного образования, что усиливает актуальность проведения опытно- экспериментальных и инновационных работ по разработке эффективных моделей оценки качества дошкольного образования. Между тем качество дошкольного образования определяется эффективностью управления функционированием и развитием учреждений ДО, которое существенно отличается от процессов, происходящих в других образовательных учреждениях, в силу специфики возраста содержащихся в них детей. Анализ проблем модернизации системы дошкольного образования в аспекте обеспечения достижения современного качества образования выявил ряд противоречий: - между значительными возможностями дошкольных учреждений в управлении, ориентированном на достижение современного качества образования и отсутствием научно- обоснованной системы его оценки; - между требованиями создания в ДОУ условий для удовлетворения запросов, потребностей и ожиданий личности и общества в получении качественного образования и фактическим состоянием организации деятельности учреждений ДО- между необходимостью использования комплексного подхода к управлению развитием ДОУ в целях повышения качества дошкольного образования и ориентацией учреждений на сохранение имеющегося у них потенциала и достигнутых результатов; - между необходимостью объективной оценки качества дошкольного образования и недостаточной разработанностью соответствующих оценочных технологий и процедур. 1. Качество дошкольного образования как объект оценки и управления В 90- е годы ХХ в. были опубликованы статьи О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, E. X. Юдиной, посвященные разработке государственного стандарта дошкольного образования, в которых качество рассматривалось в контексте психолого- педагогических условий, реализация которых в образовательном процессе обеспечивает развитие ребёнка. К таким условиям авторы отнесли образовательные программы, профессиональную компетентность педагога, в первую очередь его личностно- ориентированное взаимодействие с детьми, предметно- развивающую среду. Позднее появились публикации ряда учёных( Т. И. Алиева, К. Ю. Белая, Л. А. Парамонова и др. ) , основанные на широком понимании качества дошкольного образования как единства его процессуальной и результативной составляющих. Нетрудно заметить, что рассмотрение качества дошкольного образования, всеми авторами ведётся в основном с точки зрения его психолого- педагогического аспекта, что является недостаточным для формирования целостного представления о нём. Последнее становится возможным при условии междисциплинарного подхода, основанного на интеграции знаний не только психологии и педагогики, но и таких дисциплин, как философия, квалиметрия, управление. Применительно к дошкольному образованию необходимость интеграции различных аспектов понятия качество распространяется в полной степени. Сущностный аспект качества дошкольного образования характеризует процесс природосообразного развития способностей ребенка. С позиции удовлетворения потребностей потребителей оценка качества образования происходит по степени его соответствия требованиям государства, общества, родителей, детей. Отношение результатов дошкольного образования к понесённым издержкам при его производстве характеризует социально- экономическую эффективность педагогической системы. Наконец, целевые и допустимые значения показателей образовательных результатов в сопоставлении с их заданными нормой значениями определяются требованиями ФГОС ДО. Таким образом, критериями качества дошкольного образования в его интегративной модели становятся его природосообразность, социальная востребованность, эффективность, нормативная результативность. Значимым признаком качества образования является удовлетворенность потребителя его состоянием. Дошкольное образование должно не только соответствовать стандарту, но при этом и «нравиться» потребителю. Важна не только профессиональная, экспертная оценка качества дошкольного образования, но и оценка общественная. Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное интегративное понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки. Качество дошкольного образования это интеграция: качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень – начальной школы; качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья; качества профессионально- личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения; качества управления системой дошкольного образования; качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей( в первую очередь – родителей) и соответствующего государственным нормативам. Следовательно, качество дошкольного образования – это обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам. 2. Оценка потенциала дошкольного образования Качество дошкольного образования характеризуется способностью изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов, и это определяет возможность его формирования, т. е. управленческих воздействий. Особая роль в формировании качества дошкольного образования принадлежит внутренним факторам, поддающимся изменению со стороны педагогического коллектива учреждения. Среди них наиболее значимым является профессиональная компетентность педагога как носителя социокультурного опыта и гаранта качества дошкольного образования. Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние. 1) Внутренние факторы – те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям( тому, что должно быть) фактические образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения. Например, при установлении соответствия разработанной и реализуемой образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования( или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать, по сути, степень ее соответствия( или просто соответствие) : - принципу интеграции образовательных областей; - принципу развивающего образования; - комплексно- тематическому принципу построения образовательного процесса; - специфике условий осуществления образовательного процесса; - виду и приоритетным направлениям деятельности ДОУ; - личностно- ориентированному характеру образования. Далее- при установлении соответствия фактических условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования( или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень их соответствия( в некоторых случаях просто наличие) следующего: - обеспеченность кадрами и уровень их квалификации; - наличие необходимой нормативной правовой базы; - состояние предметно- развивающей среды. Все вышеперечисленное может быть отнесено как к параметрам, характеризующим качество дошкольного образования, так и к внутренним факторам, влияющим на его качество. Регулирование данных факторов – компетенция, в первую очередь, самих образовательных учреждений и их учредителей. 2) Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контрол ируемыми и регулируемыми. Среди них можно выделить: - влияние семьи; - социально- экономические факторы( например, значительная дифференциация регионов РФ по социально- экономическим условиям) ; - конкурентные факторы( наличие или отсутствие конкуренции) ; - индивидуальные особенности детей( как физические, так и психологические) ; - уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование( так называемые исходные данные) . Необходимо учитывать влияние данных факторов при анализе результатов оценки качества дошкольного образования. 3. Ориентированные качества дошкольного образования в условиях ведения ФГОС ДО ФГОС- это инструмент, дающий возможность оптимального упорядочения характеристик системы для наиболее эффективного решения внутри- и внесистемных задач. Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция. В России в настоящее время для всех уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты( далее – ФГОС) , представляющие собой совокупность трех групп требований: - к структуре основных образовательных программ, - к условиям реализации основных образовательных программ; - к результатам освоения основных образовательных программ. При этом системообразующим компонентом конструкции ФГОС выступают требования к результатам освоения основных образовательных программ. Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее конечного состояния с состоянием необходимым, или планируемым результатом. В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования как явление в целом положительное, сохраняется ФГОС ДО, но с учетом регулирования содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. ФГОС ДО представляет собой эталон( образец) , принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС- являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Как показал анализ литературы, существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования. Так, например, В. А. Зебзеева предлагает использовать четыре вида показателей оценки качества дошкольного образования: • непосредственные показатели психического развития детей; • показатели качества образовательных условий; • опосредованные показатели психического развития детей; • показатели здоровья дошкольников. Немецкие ученые В. Фтенакис, М. Р. Текстор и В. Титце для оценки качества дошкольного образования ввели понятие «педагогическое качество», которое включает в себя следующие параметры: благополучие ребенка и возможности его развития в различных сферах( движения и координация тела, эмоционально- чувственная, социальная, интеллектуальная сферы) , а также возможности поддержки семьи в ее функциях по уходу и воспитанию ребенка. В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно- методическое обеспечение. В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам: 1. Образовательная деятельность. 2. Развивающая среда. 3. Психологический комфорт ребенка. 4. Здоровьесберегающая деятельность. 5. Удовлетворение потребности семьи. 4. Цели и задачи построения в дошкольном учреждении системы оценки качества образования Цели системы оценки качества образования учреждения ДО: - формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в дошкольном учреждении; - получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в дошкольном учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; - предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования; - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; - прогнозирование развития образовательной системы дошкольного учреждения. Задачами построения системы оценки, качества образования являются: - формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; - формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; - формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной образовательной статистики и мониторинга качества образования; - изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности дошкольного учреждения; - определение степени, соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям; - определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; - обеспечение доступности качественного образования; - оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников; - определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам; - выявление факторов, влияющих на качество образования; - содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям воспитанников; - определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам; - расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. Таким образом, в настоящее время происходит переход к управлению развитием учреждения дошкольного образования, ориентированному на решение задачи повышения современного качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО. Управление в современных условиях – это содействие, поддержка профессиональной деятельности исполнителей на основе оценки качества достигнутых, промежуточных и конечных результатов, влияющих на общий итог работы. Успешность управления развитием учреждения ДО находится в прямой зависимости от наличия эффективной системы оценки качества дошкольного образования. Интегративная модель оценки качества дошкольного образования рассматривается как основной инструмент управления при анализе ситуации и принятии управленческих решений. Она должна охватывать все стороны деятельности образовательного учреждения, т. е. , обладать признаком интегративности. Информационный аспект системы качества дошкольного образования включает сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и развития дошкольников; педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально- технической базе; об организации питания и медицинского обслуживания; о внешних связях с другими организациями и др. Реализация задач инновационного проекта позволит: 1) создать научно- обоснованную систему диагностики и контроля состояния дошкольного образования; 2) отслеживать удовлетворенность запросов, потребностей и ожиданий личности и общества в получении качественного образования; 3) разработать механизм принятия управленческого решения по результатам оценки качества дошкольного образования; 4) разработать соответствующие ФГОС ДО оценочные технологии и процедуры оценки качества дошкольного образования, не нарушающие прав ребенка и его родителей. Литература: Оверчук Т. И. - Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, пе рспективы. М. : Изд- во" ГНОМ и Д" , 2002. Майоров А. Н. Мониторинг деятельности образовательного учреждения: достижение но вого качества образования. СПб. : 2003. Моисеев А. М. , Моисеева О. М. Концептуальные основы и методы анализа образовательных систем. М. , 2004. Фалюшина Л. И. Управление качест вом образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. - М. : АРКТИ, 2003.