Статья на региональную конференцию - Кузнецова А.В.
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад компенсирующего вида №1» МО «город СВИРСК» Особенности взаимодействия педагога с родителями в условиях личностно- ориентированного подхода Кузнецова А. В. воспитатель По определению личностно- ориентированный подход- это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности, развитие её неповторимой индивидуальности. Данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности семьи. Личностно- ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход как направление деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждой семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. При организации своей работы с родителями я стараюсь соблюдать следующие принципы: Открытость( родители имеют возможность знать и видеть, как развивается их ребенок в детском саду) ; Поддержка инициативы родителей( поощрение, награждение) Индивидуальность( д иагностика общих и частых проблем в развитии и воспитании ребенка) . Сотрудничество с семьей( привлечение к групповым мероприятиям, совместные проекты) Своей целью считаю: профессионально помочь семье в воспитании детей, дополняя и обеспечивая более полную реализацию её воспитательных функций. Данную цель реализую через следующие задачи: • воспитание уважения к детству и родительству; • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды; • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого- педагогической компетентности родителей; • оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников. Работу с родителями строю, придерживаясь следующих этапов: Продумывание содержания и форм работы с родителями. II. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. III. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. IV. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. V. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. Содержание работы с родителями реа лизую через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Использую традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний разнообразна, выбирается с учетом пожеланий родителей. Например, предлага ю такие темы: «Развитие творческих способностей детей», «На пути к школе», «Во что играют наши дети» и др. К каждому родительскому собранию готови т ся наглядно- иллюстративный материал: выставки детских работ, тематические выставки, папки- передвижки, выставки игрушек, выставки книг, фрагменты занятий с детьми, выступления родителей. Такие собрания проходят на повышенной заинтересованности родителей в посещении и участии на них. Кроме собраний проводятся семи нары- практикумы на различную тематику «Искусство хвалить», «Любознательный ребенок», «Развитие творчества у детей», здесь родители с удовольствием делятся своим опытом и узнают многого познавательного. Родителями приветствуются проведение « Круглых столов», на которых они могут свободно общаться друг с другом и специалистами детского сада. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, Педагогическая беседа, также действенна при взаимодействии с родителями воспитанников. Во время бесед происходит обмен мнениями по тому или иному вопросу, активно участвуют как воспитатель, так и род итель. Примерная тематика бесед: «Как отвечать на вопросы ребенка», «Поощрение или наказание», «Для чего нужна ребенку книга». Беседы возникают по инициативе и педагога и родителей. Прежде чем приступить к беседе обязательно продумываю её начало, стараюсь подобрать индивидуальную информацию, рекомендации, подходящие к семье. Беседы возникают по инициативе и педагога и родителей. Прежде чем приступить к беседе обязательно продумываю её начало, стараюсь подобрать индивидуальную информацию, рекомендации, подходящие к семье. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому мы привлекаем их в проведении и подготовке совместных занятий с детьми, подгото вке утренников, участие в конкурсах. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. С участием родителей, детей и педагогов проводятся игры с педагогическим содержанием: Экологическое шоу- викторина «Счастливый случай», игра- путешествие « Мы идем в поход» где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Часто организ уются выставки совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», конкурс рисунков по тематическим неделям «Моя мама самая…», «Осень удивительна я пора », «Моя дружная семья», проводятся мастер- классы «Пальцы помогают говорить», «Тренируем язычок», совместные досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы», «Советы специалиста» и др. Родителями предлагается разработать мини- проекты такие как: «Семейные традиции», «Моя родословная», «Отдых в нашей семье». Разрабатывая такие мини- проекты родители делятся своим опытом, узнают много нового для себя, стремятся познать и донести до своего ребенка семейные ценности. О рганизуются т ематические консультации с целью ответить на все вопросы, интересующ ие родителей. Часть консультаций посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обу чению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему- то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду помогает информационный материал, который помещается на стендах. На таких стендах отражается материал текущих событий, и нес ут конкретные знания. Например: «Доброе сердце», «Заповеди для родителей». Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи( Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая и др. ) . Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей( матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Семья для ребенка- это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. О тношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада как внутрь, так и наружу. Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Объ единение усилий воспитателей ДО У и родителей является обязательным условием успешного решения воспитательных задач. Л итература: 1. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей/ / Дошкольное воспитание. 2000. № 2 2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М. , 3. Чиркова С. В. Р одительские собрания. Подготовительная группа. ВАКО. 2008 – 336с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)