Речевая среда и развитие ребенка
Документы для скачивания
Речевая среда и развитие ребенка Реч евая среда ребенка с самого рождения сильно влияет на формирование его речи. Речевую среду будем понимать расширенно- не просто как факт достаточного или недостаточного общения с ребенком, а как сово купность всех обстоятельств, благотворно или отрицательно сказывающихся на развитии его речи. Для ребенка очень важно общение с людьми. Сразу после рожде ния- с членами семьи, в дальнейшем- с детьми. Ребенок должен играть с детьми в подвижные и ролевые игры. Игровые ситуации порождают необходимость выразиться, а значит, стимулируют к речевым высказываниям. Нельзя общаться с детьми поверхностно( «на ходу») . Обращаясь к ребенку, говорите внятно, чтобы он различал в потоке речи от дельные слова и звуки. Ваше лицо должно находиться на одном уровне с лицом ребенка( наклоняйтесь к нему) . Тогда он видит, как вы говорите, как двигается ваш рот- это помогает ему осваи вать произношение звуков. Важно, чтобы ребенка с рождения окружала тишина, особенно во время общения. Посторонние звуки отвлекают его, мешают сосре доточиться на речи, не дают вслушиваться в нее, понимать. Чем позже ребенок познакомится с телевизором — тем лучше. Экранная речь замедляет речевое развитие. Темп этой речи уско рен, она неточно интонирована, не обращена непосредственно к ребенку и не требует от него никакой словесной реакции. Кроме того, просмотр телевизора тренирует непроизвольное( вынужден ное) внимание, а для освоения речи, как и для любого другого обучения, требуется внимание произвольное( сознательно пере ключаемое с объекта на объект) . Выявлены и другие факты негативного воздействия телевизора не только на психику, но и физиологию детей( см. книгу Райт Пацлафа «Застывший взгляд») . Отрицательно влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что мешает ребенку опознавать слова и отграничивать их друг от друга. Правило не распр остраняется на мелодичную музы ку без слов( она должна быть негромкой, ребенок должен слушать ее дозированно) . То же относится к детским песням. Колыбельную перед сном лучше петь самим. Годовалый ребенок у компьютера — это, конечно, экзотическая редкость, однако трехлетний — уже частый гость. Компьютерные игры( даже развивающие) для детей крайне вредны. Дети должны иметь дело с настоящими трехмерными предметами, которые можно пощупать, рассмотреть со всех сторон, разобрать на части( попросту — сломать) . «Ручное» манипулирование предметами положительно влияет развитие речи и мышления детей. С «живыми» игрушками можно говорить, играть, их можно любить. Компьютерные программы( включая речевые) препятствуют формированию речи и творческого воображения. Речь развивается лишь в общении с настоящим живым собеседником или же с «настоящей, живой» игрушкой, которая при неиспорченном виртуальными мирами наглядном воображении ребенка вполне способна заменить ему реального собеседника. Ребенку нужны игрушки, соответствующие возрасту. Однако их не должно быть много. Иначе быстро возникает пресыщение, а пресыщенный ребенок теряет интерес ко всему новому. Интерес к новому, любознательность — очень важны для полноценного речевого развития, как и развития вообще. Консультация составлена по книге М. А. Поляковой: Как правильно учить ребенка говорить Консультацию подготовила: учитель- логопед Т. В. Степанова