Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Балашовой Светланы Васильевны
Документы для скачивания
Наше время — это время перемен. Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенство
Для реализации познавательной и творческой активности школьника с нарушением зрения в учебном процессе активно использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.
Покидая школу, дети данной категории должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей, чтобы занять достойное место в обществе.
Тема инновационного педагогического опыта:
«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения детей с нарушением зрения».
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность и перспективность опыта обусловлена современными требованиями к школьному обучению. В условиях решения задач модернизации образования важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы, так как это - средство повышения заинтересованнос
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес слабовидящих учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособ
Наличие теоретической базы опыта
С 2010 года я работаю над методической проблемой «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения детей с нарушением зрения», утвержденной на методическом объединении учителей гуманитарного цикла.
В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия.
Технология опыта
Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Это даёт возможность учителю работать дифференцированн
На своих уроках наряду с традиционными я применяю современные образовательные технологии. Это позволяет мне успешно реализовывать принципы личностно-ориент
Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:
- работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);
- работа с Интернет-ресурс
- компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к ГИА и ЕГЭ;
- компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;
- презентации учебного материала, разработанного мною и учениками для уроков;
- работа с интерактивной доской;
- DVD/CD;
Все это позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.
На своих уроках довольно часто использую презентации. Для развития познавательной активности своих учащихся я использую такой приём, как составление схем, таблиц и алгоритмов, которые удобно демонстрировать с помощью мультимедийной презентации. Особенно актуально применение алгоритмов на уроках русского языка. Схемы, по утверждению психолога Л. А. Венгера, помогают наиболее эффективно трансформировать наглядно-образно
Например: Буквы о-а в безударном корне -кос- - -кас-
А (если после корня есть а) |
О (если после корня нет а) |
Касание касаться касательная |
Прикосновение (нет -а-) коснуться (нет -а-) неукоснительно (нет -а-) |
Во всех классах есть темы, в которых целесообразно обучать детей с помощью алгоритма.
Проблемно-поиско
Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала учащимися, выявлять уровень знаний, умений и навыков, готовить к успешной сдаче аттестационного экзамена в форме ГИА, ЕГЭ. Особое внимание уделяется подготовке тотально слепых детей, которым требуется большее время на выполнение работы.
Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения. В результате проектной деятельности дети сами открывают новые для них факты.
Технология интеграции способствует формированию целостной картины мира у детей с нарушением зрения, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленнос
Одной из традиционных остаётся игровая технология. Она стимулирует детей с нарушением зрения к учебной деятельности. В процессе игры у слабовидящих учащихся вырабатывается привычка сосредотачиватьс
Обговорить (возьмите приставку)
Думать (возьмите корень)
Читать (возьмите суффикс)
Петь ( возьмите окончание)
Полученное слово «Обдумать»
- Подберите однокоренные слова к данному слову, кто больше? И т.д.
Такие игры как викторины, путешествия, брейн-ринги, КВН можно применять для проведения всего урока.
Здоровьесберегаю
Дифференцированн
Результативность опыта
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературыразвивает творческие способности учащихся, повышает их активность, способствует более осмысленному изучению материала, развивает у учащихся логическое мышление.
О результативности опыта свидетельствует позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние пять лет.
Итоговая аттестация учеников подтверждает хорошую подготовку учащихся по русскому языку. Средний балл по итогам ЕГЭ в 2012 году – 63,1%; в 2015 году – 62,4% .
Повышается интерес к предмету, который выражается в участии детей с нарушением зрения в олимпиадах и конкурсах разного уровня по преподаваемому предмету:
-
участие в республиканском конкурсе брайлевского эссе среди инвалидов по зрению (2013г, 2014г)
-
участие в общероссийской предметной олимпиаде (2012, 2013, 2014г)
-
участие во Всероссийском «Молодежном филологическом чемпионате» (2012г)
-
участие в международном конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок».
Трудоемкость опыта заключается в отборе дополнительного материала для детей с нарушением зрения, в создании учебных ресурсов для тотально слепых детей в урочной и внеурочной деятельности. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя-словесни
Адресность опыта.
Несмотря на трудоемкость, перспективность опыта в том, что он может быть использован учителями русского языка и литературы средних общеобразователь