a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Балашовой Светланы Васильевны

Опубликовано: 2015-11-13 14:42:01

Документы для скачивания

Наше время — это время перемен. Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Особенно это актуально в отношении детей с нарушением зрения. Достижение данной цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку слабовидящих учащихся.  

Для реализации познавательной и творческой активности школьника с нарушением зрения в учебном процессе активно использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

Покидая школу, дети данной категории должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей, чтобы занять достойное место в обществе.

Тема  инновационного педагогического опыта:

«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения детей с нарушением зрения».

Актуальность и перспективность опыта

     Актуальность и перспективность опыта обусловлена современными требованиями к школьному обучению.    В условиях решения задач модернизации образования важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.    Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы, так как  это - средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов.    Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей с нарушением зрения к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

         Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

         Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес слабовидящих учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни выпускников с нарушением зрения.

Наличие теоретической базы опыта

       С 2010 года я работаю над методической проблемой «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения детей с нарушением зрения», утвержденной на методическом объединении учителей гуманитарного цикла.

       В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия.

Технология опыта

          Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Это даёт возможность учителю работать дифференцированно и индивидуально, а также экономит время.

       На своих уроках  наряду с традиционными  я применяю современные образовательные технологии. Это позволяет мне успешно реализовывать принципы личностно-ориентированного обучения, когда во главу угла ставится личность слабовидящего ребёнка.

          Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:

работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);

- работа с  Интернет-ресурсами;

- компьютерные тесты, предназначенные для контроля  уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к ГИА и ЕГЭ;

- компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;

- презентации учебного материала, разработанного мною и учениками для уроков;

- работа с интерактивной доской;

- DVD/CD;

       Все это позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.

На своих уроках довольно часто использую презентации. Для развития познавательной активности своих учащихся я использую такой приём, как составление схем, таблиц и алгоритмов, которые удобно демонстрировать с помощью мультимедийной презентации. Особенно актуально  применение алгоритмов на уроках русского языка. Схемы, по утверждению психолога Л. А. Венгера, помогают наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление слабовидящих учащихся в наглядно-схематическое, которое во многих случаях способно выступать в качестве логического мышления. Дети моделируют, т.е. преобразовывают орфограмму в модель или схему, выделяя существенные её признаки.

Например: Буквы о-а в безударном корне -кос- - -кас-

А

(если после корня есть а)

О

(если после корня нет а)

Касание

касаться

касательная

Прикосновение (нет -а-)

коснуться (нет -а-)

неукоснительно (нет -а-)

Во всех классах есть темы, в которых целесообразно обучать детей с помощью алгоритма.

       Проблемно-поисковое обучение   формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях,  систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у слабовидящих учащихся критического мышления.  В результате ученикисовершенствуют умение обосновывать свою   позицию,  умение прислушиваться к чужой точке зрения, активизируют познавательную деятельность.

               Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала учащимися,  выявлять уровень знаний, умений и навыков, готовить к успешной сдаче аттестационного экзамена в форме ГИА, ЕГЭ. Особое внимание уделяется подготовке тотально слепых детей, которым требуется большее время на выполнение работы.      

       Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения. В результате проектной деятельности дети сами открывают новые для них факты.

              Технология интеграции  способствует формированию целостной картины мира у детей с нарушением зрения, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к развитию логики,  коммуникативных способностей.      На уроках русского языка в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных  авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин.

                   Одной из традиционных остаётся  игровая технология. Она стимулирует детей с нарушением зрения к учебной деятельности. В процессе игры у слабовидящих учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развиваются внимание, стремление к знаниям.   Так при изучении темы «Словообразование» можно проводить игру «Составь слово». Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы.

     Обговорить (возьмите приставку)

     Думать (возьмите корень)

     Читать (возьмите суффикс)                                    

      Петь ( возьмите окончание)

Полученное слово «Обдумать»

- Подберите однокоренные слова к данному слову, кто больше? И т.д.

Такие игры как викторины, путешествия, брейн-ринги, КВН можно применять для проведения всего урока.   

                Здоровьесберегающие технологии – один из основных аспектов в обучении детей с нарушением зрения. Осуществляю чередование видов деятельности, что предупреждает переутомление учащихся, обеспечиваю оптимальные нагрузки при определении объёма заданий. На своих уроках использую тифлотехнику.   В 2015 году я принимала участие в реализации учебной практики студентов дефектологического отделения и выступила с докладом «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы в условиях коррекционной школы» на семинаре «Система обучения, воспитания и медико-психологического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната IV вида». 

            Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития слабовидящих учащихся.     Для решения этой задачи применяю различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний, в том числе по Брайлю, разноуровневый раздаточный и дидактический материал. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал.

  Результативность опыта

       Я убедилась, что использование  современных образовательных технологий  на уроках русского языка и литературыразвивает творческие способности учащихся, повышает их активность, способствует более осмысленному изучению материала, развивает у учащихся логическое мышление.

О   результативности опыта свидетельствует  позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние пять лет.

       Итоговая аттестация учеников подтверждает хорошую подготовку учащихся по русскому языку.  Средний балл по итогам ЕГЭ   в 2012 году – 63,1%;     в  2015  году  – 62,4% .

    Повышается интерес к предмету, который  выражается в участии детей с нарушением зрения в олимпиадах и конкурсах разного уровня по преподаваемому предмету:

  • участие в республиканском конкурсе брайлевского эссе среди инвалидов по зрению (2013г, 2014г)

  • участие в общероссийской предметной олимпиаде (2012, 2013, 2014г)

  • участие во Всероссийском «Молодежном филологическом чемпионате»   (2012г)

  • участие в международном конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок».

  Трудоемкость опыта заключается в отборе дополнительного материала для детей с нарушением зрения, в создании учебных ресурсов для тотально слепых детей в урочной и внеурочной деятельности. Не стоит забывать, что  живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина. Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

Адресность опыта.

Несмотря на трудоемкость,  перспективность опыта в том, что он может быть использован учителями русского языка и литературы   средних общеобразовательных школ, принимая во внимание внедрение инклюзивного образования. Опытом своей работы я  делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, внеклассные занятия, выступаю на заседаниях методических объединений учителей школы, района.

 

Оставить комментарий: