a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Представление педагогического опыта учителя биологии Орловой Валентины Григорьевны

Опубликовано: 2015-11-13 14:42:44

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни, и в системе образования. Формирование у учащихся способностей к творческому мышлению, инициативности, самостоятельности в принятии решений, обеспечивающие условия успешной социализации и адаптации детей с нарушением зрения в изменяющихся условиях современной жизни - основная цель современного образования. Это предполагает изменения в организации и управлении образовательным процессом, обеспечивающие развитие творческой активности школьников.  Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать самостоятельные решения и помогать друг другу, проявлять инициативу, раскрывать свои способности, интересы и осознавать свои возможности. Особенно это актуально в отношении детей с нарушением зрения. Поэтому школа нуждается в «новом» типе учителя, работающего активно, творчески, идущего в ногу со временем. Современный учитель должен создавать условия для воспитания творческой, социально активной личности, учить школьника самостоятельно, добывать знания, думать, открывать, размышлять, спорить, сомневаться и приходить к определенному выводу. При этом учитель сохраняет за собой роль организатора познавательной деятельности, управленца процессом познания, планирует и организует выполнение учебного плана, констатирует, анализирует результаты деятельности учащихся. Я как учитель должна убеждать учащихся в том, что все полученные ими знания будут востребованы в дальнейшей жизни и помогут им занять достойное место в современном обществе. А решение этих задач невозможно без применения современных педагогических технологий, технических средств обучения, новых методик, в обучении слабовидящих учащихся. В своей учебной работе основную задачу вижу в том, чтобы увлечь детей своим предметом, привить им любовь к биологи, научить мыслить и хорошо владеть биологическими понятиями и терминами. Через активизацию познавательной деятельности сформировать у учащихся потребность в знаниях, развивать познавательные интересы, творческий потенциал, инициативу, самостоятельность учащихся.

Образовательные, развивающие, воспитательные, коррекционные задачи школьного образования реализуются мной через учебные программы, методические пособия и учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации.

Тема инновационного педагогического опыта«Активизация познавательной деятельности слабовидящих учащихся на уроках биологии и химии через использование современных образовательных технологий ».

Жизнь идет вперед, меняется обстановка, развивается материальная база школ. Компьютеры и интернет открыли новые возможности. В современных условиях учитель получил возможность выбирать наиболее приемлемые для себя и своих учеников новые современные образовательные технологии обучения, использование которых повышает интерес слабовидящих учащихся к учебной деятельности и создают условия для творческой мыслительной деятельности учащихся, несут в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, при подготовке конкурентоспособных, адаптированных в дальнейшей жизни детей с нарушением зрения.

Трудно сейчас представить обучение биологии без ИКТ. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, расширяет кругозор, побуждает к получению знаний и повышает качество образования, осуществляет автоматизированный контроль качества полученных знаний. Компьютер использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний.

Методика урока при внедрении ИКТ существенно отличается от классической. Поэтому мне, как учителю, приходится разрабатывать новые структурно - логические схемы, готовить презентации или использовать уже имеющиеся, работать с Интернет – ресурсами. Некоторые мои уроки презентации и внеклассные мероприятия («Многообразие насекомых и их значение…», «Многообразие грибов», внеклассное мероприятие «В царстве флоры и фауны», «Путешествие в мир тех, кого не любят», «Аппарат опоры и движения, строение и значение») опубликованы на различных сайтах. Учащиеся с большим интересом и сами готовят презентации и представляют их на уроках и внеклассных мероприятиях (например, «СПИД – чума XXI века», «Генетика и здоровье человека», «Белки», «Жиры», «Витамины» и др.).

Не менее актуальными и перспективными методами обучения, считаю технологию проектной, исследовательской деятельности. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, умений и навыков, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

При применении метода проекта у учащихся   формируется новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развивает такие базовые качества личности, как коммуникативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты. Во время работы над проектом, даже не большим, каждый ученик имеет возможность реализовать себя (используя разные источники информации), раскрыть и развить свой творческий потенциал, самостоятельно приобрести знания, развивать исследовательские умения (умение собирать информацию, ее переработать, выявить проблему, наблюдать, проводить эксперимент, выдвигать предположение, делать выводы), а главное применять приобретенные знания при решении практических, познавательных и творческих задач (проекты: «Вирусы. Кто они? Как с ними бороться?», «Витамины и их роль в жизни человека», «Последствия собственной деятельности в окружающей среде»).

Использую на уроках технологию проблемного обучения. Данная технология и сейчас очень актуальна, т.к. онаориентирует на развитие творческой личности, развивает воображение и мышление учащихся, учит применять знания в нестандартных ситуациях; результативна, т. к. дети являются равноправными участниками образовательных отношений, учатся самостоятельно добывать знания. При этом повышается мотивация обучения и успешность каждого слабовидящего обучающегося и воспитанника. Дети получают глубокие, прочные, осознанные знания. Кроме этого, данная технология практична, ведь проблемные ситуации могут создаваться на любом уроке и на всех этапах процесса обучения. Проблемные ситуации часто использую при объяснении нового материала, закреплении, контроле, при выполнении практических и лабораторных работ, при решении биологических и генетических задач. Проблемные ситуации активизируют самостоятельность учащихся, развивают логическое мышление, повышают интерес к предмету.

Именно проблемное обучение помогает учащимся включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, а это значит – сделать важный шаг, направленный на достижение дальнего стратегического результата в освоении основного и среднего образования. Чтобы учебная деятельность учащегося приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей. Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Проблемное обучение - это один из эффективных способов, позволяющих помочь ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, если на уроке возникает ситуация, когда школьник оказывается в позиции учителя. Он стремится передать другим ученикам свои знания, умения, навыки.

При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ. И мне как учителю не нужно говорить детям слова «Не верно», «Не правильно», «Не думаешь», они заменяются личностно-значимыми и уважительными «Это твоё мнение», «Ты так думаешь». А значит, учитель признаёт право каждого учащегося на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности, раскрывает возможности и способности каждого ребенка. Ученик всегда будет услышан, понят, оценен, потому что первостепенная задача проблемного вопроса - выдвижение предположений и путей поиска решений. Таким образом создается ситуация успеха. И успешно реализуется принцип личностно- ориентированного обучения, что очень важно при работе со слабовидящими детьми. А проблемные вопросы самые разнообразные. Например: Почему оплодотворение у цветковых растений двойное? Почему половые клетки должны иметь гаплоидный, а не диплоидный набор хромосом? О чем может свидетельствовать сходство химического состава и строения клеток растений и животного организма?

Использование на уроках биологии современных образовательных технологий является главным элементом образовательной системы развивающего обучения для активизации и развития познавательной активности, мыслительной и творческой деятельности слабовидящих учащихся. Время показало, что современный урок становится эффективным при сочетании разных технологий, в том числе и ИКТ. Однако надо учитывать, что большое разнообразие может пойти и во вред, если учитель не будет учитывать особенности конкретного класса, отдельных учеников и свою личную технологию обучения.

Работая в специальной коррекционной школе для слабовидящих детей, использую здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ. На уроках использую тифлотехнику. В 2015 году я принимала участие в реализации учебной практики студентов дефектологического отделения и выступила с докладом «Система обучения и воспитания детей с нарушением зрения в Ардатовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернат IV вида» на семинаре «Система обучения, воспитания и медико- психологического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях специальной общеобразовательной школы – интерната IV вида».

На уроках всегда стараюсь помнить, что у незрячих, слабовидящих детей возможны расстройства внимания, как следствие болезни или утомления. При дефектах зрения главным условием развития внимания и познавательного интереса является активное участие детей в любом виде деятельности. Если уроки будут строиться по схемам и методам взаимодействия, шаблонам массовой школы, это может привести к познавательной пассивности, а ведь у них и так ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно- образное мышление). Важной опорой для таких детей является слуховое восприятие, которое необходимо всячески развивать и оберегать. Поэтому на уроках использую и традиционный метод – рассказ при изложении нового материала, но строю его по-разному: и в виде описания изучаемых животных и растений, особенностей их строения и образа жизни, или как повествование о тех или иных явлениях в жизни растений и животных, и в виде объяснений и доказательств, когда требуется разъяснение сложного или непонятного вопроса. Чтобы активизировать познавательные интересы и мыслительную деятельность учащихся, перед рассказом ставлю проблемные вопросы. Рассказ всегда стараюсь сопровождать демонстрацией соответствующих теме учебных пособий (коллекций, моделей, муляжей, гербарии, печатные пособия). Наглядные пособия помогают мне вовлечь детей в самостоятельную работу по выявлению и описанию характерных особенностей изучаемых животных и растений, что заметно оживляет их мыслительную деятельность. Рассказ как метод обучения учит последовательному, точному изложению материала, развивает логическое мышление учащихся, приучает к грамотной, правильно построенной речи. Но проблема в том, что большинство учащихся не умеют правильно, последовательно излагать свои мысли. Беседа тоже является неотъемлемой частью любого урока (беседа на основе демонстрации опытов, на основе демонстрации наглядных пособий). Беседа активизирует познавательную деятельность учащихся. На обобщающих уроках использую биологические задачи, загадки, биологические диктанты, головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, игры и тесты. Любая письменная работа, при учете знаний, требует вполне точных ответов и недочеты в знаниях учащихся сразу же становятся вполне ясными. Плохо усвоенный материал повторно разбираем с учащимися. Для учета знаний использую зачеты, тестовые задания (часто с использованием компьютера) которые помогают учащимся в подготовке к успешной сдаче итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.

При проведении уроков использую и дифференцированный подход в обучении (разноуровневый раздаточный и дидактический материал, карточки для коррекции знаний). Такой способ обучения дает возможность слабым учащимся выполнять задания по мере своих сил и возможностей и испытать учебный успех, что способствует повышению уровня мотивации обучения, а сильным продемонстрировать свои способности. Данный метод использую в основном при решении биологических задач, при выполнении самостоятельных и проверочных работ, при выполнении тестовых заданий.

Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализации личности во внеурочное время. Внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно самореализоваться, саморазвиваться в соответствии со своей шкалой ценностей.

Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия слабовидящих школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность повышает интерес учащихся к биологии. Мною разработана программа кружка «Юный биолог», где теоритические знания доказываются на практике. Внеурочная деятельность позволяет мне использовать и технологию проектной деятельности и ИКТ.

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и химии, как я убедилась, развивают творческие способности учащихся, повышают познавательную активность и логическое мышление, способствует более осмысленному изучению биологического материала, способствует саморазвитию и самореализации личности слабовидящих учащихся. Но следует отметить и трудоемкость опыта, который заключается в том, что для детей с нарушением зрения необходимо подбирать дополнительный материал и учебные ресурсы так, чтобы использование компьютера развивало и повышало интерес детей к биологии и дополняло традиционные методы. Опыт и перспективен, потому что может быть использован учителями биологии и химии общеобразовательных школ.

Результатом всей моей работы считаю, позитивную динамику учебных достижений обучающихся за последние пять лет, успешная сдача слабовидящими учащимися ГИА и ЕГЭ по биологии, участие и победы детей с нарушением зрения в конкурсах и олимпиадах ( Всероссийской предметной олимпиаде, Всероссийский Молодежный биологический чемпионат, г. Пермь, Всероссийский конкурс « Человек и природа»), поступление выпускников в ВУЗы, где профильным предметом является биология (факультет « Биотехнология», факультет «Физвоспитание», «Психология», Ульяновский фармацевтический колледж, Ардатовский медицинский колледж и др.).

Обобщение собственного педагогического опыта реализую в выступлениях на заседаниях методических объединений учителей школы и района, семинарах, в проведении открытых уроков, внеклассных мероприятий, в публикациях на различных сайтах.

За 30 лет работы в школе, я пришла к убеждению, что в ней, кроме уроков и перемен, отметок и дневников есть то главное, что остается спустя многие годы в памяти, в жизни, в душе детей с нарушением зрения. Это атмосфера уроков, уклад. Школа должна быть миром открытий и откровений, радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. Только при таких условиях миссия педагога будет выполнена.

 

Оставить комментарий: