Представление педагогического опыта учителя биологии Орловой Валентины Григорьевны
Документы для скачивания
Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни, и в системе образования. Формирование у учащихся способностей к творческому мышлению, инициативности, самостоятельност
Образовательные, развивающие, воспитательные, коррекционные задачи школьного образования реализуются мной через учебные программы, методические пособия и учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации.
Тема инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности слабовидящих учащихся на уроках биологии и химии через использование современных образовательных технологий ».
Жизнь идет вперед, меняется обстановка, развивается материальная база школ. Компьютеры и интернет открыли новые возможности. В современных условиях учитель получил возможность выбирать наиболее приемлемые для себя и своих учеников новые современные образовательные технологии обучения, использование которых повышает интерес слабовидящих учащихся к учебной деятельности и создают условия для творческой мыслительной деятельности учащихся, несут в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, при подготовке конкурентоспособ
Трудно сейчас представить обучение биологии без ИКТ. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, расширяет кругозор, побуждает к получению знаний и повышает качество образования, осуществляет автоматизированн
Методика урока при внедрении ИКТ существенно отличается от классической. Поэтому мне, как учителю, приходится разрабатывать новые структурно - логические схемы, готовить презентации или использовать уже имеющиеся, работать с Интернет – ресурсами. Некоторые мои уроки презентации и внеклассные мероприятия («Многообразие насекомых и их значение…», «Многообразие грибов», внеклассное мероприятие «В царстве флоры и фауны», «Путешествие в мир тех, кого не любят», «Аппарат опоры и движения, строение и значение») опубликованы на различных сайтах. Учащиеся с большим интересом и сами готовят презентации и представляют их на уроках и внеклассных мероприятиях (например, «СПИД – чума XXI века», «Генетика и здоровье человека», «Белки», «Жиры», «Витамины» и др.).
Не менее актуальными и перспективными методами обучения, считаю технологию проектной, исследовательско
При применении метода проекта у учащихся формируется новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развивает такие базовые качества личности, как коммуникативност
Использую на уроках технологию проблемного обучения. Данная технология и сейчас очень актуальна, т.к. онаориентирует на развитие творческой личности, развивает воображение и мышление учащихся, учит применять знания в нестандартных ситуациях; результативна, т. к. дети являются равноправными участниками образовательных отношений, учатся самостоятельно добывать знания. При этом повышается мотивация обучения и успешность каждого слабовидящего обучающегося и воспитанника. Дети получают глубокие, прочные, осознанные знания. Кроме этого, данная технология практична, ведь проблемные ситуации могут создаваться на любом уроке и на всех этапах процесса обучения. Проблемные ситуации часто использую при объяснении нового материала, закреплении, контроле, при выполнении практических и лабораторных работ, при решении биологических и генетических задач. Проблемные ситуации активизируют самостоятельност
Именно проблемное обучение помогает учащимся включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, а это значит – сделать важный шаг, направленный на достижение дальнего стратегического результата в освоении основного и среднего образования. Чтобы учебная деятельность учащегося приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей. Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Проблемное обучение - это один из эффективных способов, позволяющих помочь ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, если на уроке возникает ситуация, когда школьник оказывается в позиции учителя. Он стремится передать другим ученикам свои знания, умения, навыки.
При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ. И мне как учителю не нужно говорить детям слова «Не верно», «Не правильно», «Не думаешь», они заменяются личностно-значим
Использование на уроках биологии современных образовательных технологий является главным элементом образовательной системы развивающего обучения для активизации и развития познавательной активности, мыслительной и творческой деятельности слабовидящих учащихся. Время показало, что современный урок становится эффективным при сочетании разных технологий, в том числе и ИКТ. Однако надо учитывать, что большое разнообразие может пойти и во вред, если учитель не будет учитывать особенности конкретного класса, отдельных учеников и свою личную технологию обучения.
Работая в специальной коррекционной школе для слабовидящих детей, использую здоровьесберегаю
На уроках всегда стараюсь помнить, что у незрячих, слабовидящих детей возможны расстройства внимания, как следствие болезни или утомления. При дефектах зрения главным условием развития внимания и познавательного интереса является активное участие детей в любом виде деятельности. Если уроки будут строиться по схемам и методам взаимодействия, шаблонам массовой школы, это может привести к познавательной пассивности, а ведь у них и так ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно- образное мышление). Важной опорой для таких детей является слуховое восприятие, которое необходимо всячески развивать и оберегать. Поэтому на уроках использую и традиционный метод – рассказ при изложении нового материала, но строю его по-разному: и в виде описания изучаемых животных и растений, особенностей их строения и образа жизни, или как повествование о тех или иных явлениях в жизни растений и животных, и в виде объяснений и доказательств, когда требуется разъяснение сложного или непонятного вопроса. Чтобы активизировать познавательные интересы и мыслительную деятельность учащихся, перед рассказом ставлю проблемные вопросы. Рассказ всегда стараюсь сопровождать демонстрацией соответствующих теме учебных пособий (коллекций, моделей, муляжей, гербарии, печатные пособия). Наглядные пособия помогают мне вовлечь детей в самостоятельную работу по выявлению и описанию характерных особенностей изучаемых животных и растений, что заметно оживляет их мыслительную деятельность. Рассказ как метод обучения учит последовательном
При проведении уроков использую и дифференцированн
Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленног
Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия слабовидящих школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность повышает интерес учащихся к биологии. Мною разработана программа кружка «Юный биолог», где теоритические знания доказываются на практике. Внеурочная деятельность позволяет мне использовать и технологию проектной деятельности и ИКТ.
Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и химии, как я убедилась, развивают творческие способности учащихся, повышают познавательную активность и логическое мышление, способствует более осмысленному изучению биологического материала, способствует саморазвитию и самореализации личности слабовидящих учащихся. Но следует отметить и трудоемкость опыта, который заключается в том, что для детей с нарушением зрения необходимо подбирать дополнительный материал и учебные ресурсы так, чтобы использование компьютера развивало и повышало интерес детей к биологии и дополняло традиционные методы. Опыт и перспективен, потому что может быть использован учителями биологии и химии общеобразователь
Результатом всей моей работы считаю, позитивную динамику учебных достижений обучающихся за последние пять лет, успешная сдача слабовидящими учащимися ГИА и ЕГЭ по биологии, участие и победы детей с нарушением зрения в конкурсах и олимпиадах ( Всероссийской предметной олимпиаде, Всероссийский Молодежный биологический чемпионат, г. Пермь, Всероссийский конкурс « Человек и природа»), поступление выпускников в ВУЗы, где профильным предметом является биология (факультет « Биотехнология», факультет «Физвоспитание», «Психология», Ульяновский фармацевтический колледж, Ардатовский медицинский колледж и др.).
Обобщение собственного педагогического опыта реализую в выступлениях на заседаниях методических объединений учителей школы и района, семинарах, в проведении открытых уроков, внеклассных мероприятий, в публикациях на различных сайтах.
За 30 лет работы в школе, я пришла к убеждению, что в ней, кроме уроков и перемен, отметок и дневников есть то главное, что остается спустя многие годы в памяти, в жизни, в душе детей с нарушением зрения. Это атмосфера уроков, уклад. Школа должна быть миром открытий и откровений, радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. Только при таких условиях миссия педагога будет выполнена.