Поразмышляем...
Документы для скачивания
Эссе на тему «Учить или воспитывать» Учить или воспитывать… Д олго думала над данной темой и задавалась вопросом: «Могут ли обучение и воспитание реализоваться друг без друга? » И, рассуждая, пришла к выводу, что обучение и воспитание – это звено, объединяющееся в единое целое, соответственно, учить надо воспитывая, воспитывать- обучая. К ак разделить, где обучение, а где – воспитание? Существует ли граница, когда можно сказать «Довольно учить и воспитывать», как это часто бывает между родителями и детьми? Вся жизнь- это сплошное обучение и воспитание, нас учат и воспитывают, мы учим и воспитываем. Трудно найти грань, где заканчивается обучение и начинается воспитание. Как гласит русская пословица «Век живи – век учись», а значит воспитывай в себе лучшее. Работая в школе, с первых дней сталкиваешься с этой неразрывной связью: обучения и воспитания. Профессия учителя – не всем по плечу. Каждый день приходится решать новые задачи. А как же иначе? Ведь каждый ученик – это личность, индивидуальность, которая никогда не повторится! Больше нравятся ученикилюбознательные, постоянно задающие вопросы. Стараюсь учить их слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, даже если оно во многом отличается от моего. Очень важно для меня воспитывать у ребят чуткое отношение к радостям и горестям людей. Общение со своими учениками я строю на доверии, стараюсь расположить их к себе. Но не надо забывать, что процесс воспитания – это то, чему так противятся дети. И воспитание и обучение – искусство. На мой взгляд, успеха в этих видах искусства можно добиться, если помнить о том, что сама когда- то была ребёнком: таким же шальным, любопытным, капризным. И тогда появляется терпение и уважение к этим «первооткрывателям», и способность удивляться тому, чему взрослые уже перестали. Воспитывать эти качества у детей мне помогает преподаваемый мною предмет – литература. И на уроках, и в жизни, я обращаюсь за помощью к классикам. На примере героев из художественных произведений строится представление о личности, о жизни. Хочется в ответ получать от моих воспитанников понимание, послушание, уважение. А радостные, приветливые, понимающие лица – лучшая награда для меня!
Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперёд. . . Эмиль Золя Методиче ская тема, над которой я работала в течение пяти лет- «Применение ИКТ технологии и методик КСО на уроках русского языка и литературы ». Почему именно эту тему я выбрала? В течение двадцати лет работы учителем я изучала различные технологии и методики преподавания. На мой взгляд, русский язык и литература- это учебные предметы, которые диктуют всю дальнейшую жизнь ребят, поэтому нужно так преподнести учебный материал, чтобы он запомнился надолго и принёс пользу. Как заинтересовать учащихся в изучение предмета? Какие технологии и методики лучше использовать? Эти вопросы волновали меня практически весь период педагогической деятельности. Было изучено и перепробовано многое. Были разные уроки. Были разные результаты. В. Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Но, мне кажется, эти слова о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. Век новых технологий диктует свои правила. Сфера образования – не исключение. Сейчас активное распространение получают компьютерные технологии, которые позволяют оптимизировать, индивидуализировать и модернизировать процесс обучения. Когда- то я равнодушно относилась к применению ИКТ на уроках. Но, постепенно начиная делать первые шаги в освоении компьютера, поняла, как я заблуждалась. Теперь компьютер- мой первый советчик и помощник. Я с удивлением смотрю на коллег, которые не заинтересованы возможностями компьютера. Большую помощь он оказывает как в образовательном, так и в воспитательном процессе. Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как это знакомо? Теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. Прежде чем приступить к работе с детьми, я сама научилась в достаточной степени пользоваться компьютером, изучила программы и возможности машины. Прошла краткосрочную курсовую подготовку в районном ресурсном центре по теме «Информационные технологии в деятельности учителя — предметника». Очень много времени уделила изучению литературы по работе на компьютере самостоятельно. Затем прошла курсовую переподготовку в ИПК по теме «Современные педагогические технологии в преподавании литературы», а в Педагогическом университете «Первое сентября» прошла курсы по такой же теме, только в преподавании русского языка. При выполнении итоговых работ я разрабатывала уроки, которые были успешно защищены, используя ИКТ технологии. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне повысить темп урока, сократить потери рабочего времени, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы. На уроках русского языка и литературы я часто использую презентации. Не стану лукавить, часто использую презентации коллег, взятые из Интернета, многое делаю сама, так как это доставляет мне большое удовольствие. А ещё большее удовольствие я испытываю, если урок удался, и ребятам понравилась моя работа. Построение схем, таблиц на компьютере позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ГИА, начиная уже с 5 класса. В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию. Интернет в нашу таёжную жизнь ещё не прочно вошёл: большинство детей могут им пользоваться только в школе, но всё — таки много информации они могут получить здесь. Особенно уроки с ИКТ технологиями нравятся ребятам из Мариновки, где долгое время родители- староверы запрещали им посещать информатику, смотреть телевизор. Часто на уроках литературы я использую видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Практически всегда использую фонохрестоматию. Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Имею небольшую домашнюю видеотеку, которую продолжаю пополнять, её материалы по — возможности использую на уроках литературы. Пусть не всегда получается( скорость не всегда позволяет) , но благодаря Интернету открывается уникальная возможность совершать виртуальные экскурсии по памятным местам поэтов и писателей. Так же использую готовые электронные образовательные ресурсы в виде разработанных уроков с пятого по девятый класс «Кирилла и Мифодия». В основном применяю такие варианты ИКТ: создание слайдов с текстовым изображением, компьютерные тесты, электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами. Делая вывод, я могу сказать, что использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Но, как говорил герой гайдаевской комедии: «Имеем желание, но не имеем возможность; имеем возможность, но не имеем желание». . . У меня в кабинете нет медиапроектора, поэтому приходится либо довольствоваться одним компьютером, либо «напрашиваться» в кабинет информатики, что не совсем удобно. От некоторых методик КСО( взаимодиктант, взаимообмен заданиями, взаимопроверка, методика Ривина, ) , я так же не смогла отказаться. Это моя вторая в моей педагогической деятельности методическая тема( первая тема была тоже очень интересная — «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы») , которая учит внимательно слушать ответы товарищей, анализировать, оказывать помощь в усвоении материала, приобретать навыки ведения диалога, сравнивать свои знания со знаниями одноклассников. Одно, я думаю, не мешает другому. И когда ребята говорят, что урок прошёл молниеносно, а по глазам видно, что они не хотят уходить — это для меня, как педагога, - праздник!