a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Советы педагогов

Автор: Малхозова Светлана Александровна Опубликовано: 2015-11-16 13:00:08

Советы педагогов

 
 
 

Ребенок боитсяЧто делать, если малыш боится?

СТРАХ – это очень важная защитная реакция. Наш мозг суммирует накопленный нами опыт, и в случае опасности мгновенно передает тревожный сигнал: «наша жизнь и благополучие под угрозой».

Как же предупредить развитие страхов у своего ребенка?

Во-первых, если Вы сами чего-то боитесь, старайтесь не демонстрировать свой страх при малыше, чтобы не передать ему это чувство, ведь дети очень восприимчивы. Не стоит постоянно упоминать, что в мире бушуют страшные и смертельные заболевания, по улицам бегают злые и больные собаки и пр.

Во-вторых, не следует разрешать смотреть фильмы и телепередачи (так называемые «ужастики») в целях закаливания детской психики. Таким образом, вы только поселите в душевном мире ребенка ужас и панику, чувство беззащитности, поскольку малыши еще не четко различают мир фантастических персонажей и реальный мир.

В-третьих, не стоит брать себе в союзники в процессе воспитания страшных героев, запугивая ребенка сердитым милиционером, дядькой с мешком, Бабой Ягой. Так Вы сами порождаете многочисленные страхи, с которыми потом будете усиленно бороться, при этом воспитательный эффект часто равен нулю (ребенок все равно не ест кашу или не заснет быстрее).

 

Гиперактивный ребенокКак общаться с гиперактивным ребенком?

Выберете верный тон с ребенком, не срывайтесь на крик или на сюсюканье. Будьте мудрыми и терпеливыми. Откажитесь от физических наказаний.

Дети восприимчивы на похвалу, одобрение, поэтому слова «нет, нельзя, не трогай, запрещаю» для них пустой звук.

Любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками...) должен быть вознагражден: маленький подарок, слова похвалы, одобрения. Примером поощрения: разрешение в качестве одноразовой поблажки – посмотреть телевизор на полчаса больше, лишний раз сходить на прогулку, купить вещь, о которой долго мечтал. Если ребенок в течение недели ведет себя прилично, то в выходные он должен получить дополнительное вознаграждение (поход в театр, в зоопарк...)

Гиперактивные дети не переносят большого скопления людей. Поэтому не ходите часто с ними в гости, крупные магазины, на рынки... Все это возбуждает неокрепшую нервную систему дошкольника.

Полезны для гиперактивных детей длительные прогулки, физические упражнения, бег на свежем воздухе.

Не легко, но очень важно научить ребенка «Остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг (мягко остановить, взять за плечи, не повышая голоса, предложить отдохнуть, ласково погладить по голове, обратить внимание, что делает папа, что бабушка, где лежит его любимая игрушка, что стоит на столе...)

Не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни было принес извинения.

 

Становление речиО нормальном речевом развитии ребенка

Период 0-5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции ЦНС легко поддаются тренировке именно в этот период их естественного формирования.

Как же должно происходить нормальное речевое развитие?

  • 2-5 мес. – Активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха».
  • 5-6 мес. – Начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо».
  • 7-8 мес. – Произносит цепочки слогов с разными интонациями.
  • 10 мес. – Понимает и произносит слово «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами.
  • 1 год – В словаре уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов.
  • 2 года – В речи появляются предложения: «Миша, сиди тут», «Мама, дай сок».
  • 3 года – Уходит из речи физиологическое смягчение. Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки, строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новый военный самолет»). Легко запоминает и рассказывает небольшие стихи.
  • 4 года – Правильно произносит свистящие и шипящие звуки, использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать фломастерами, потому что они яркие»). С удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.
  • 5,5 лет – Правильно произносит все звуки родного языка, почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или одной картинке.
 

Правильная речьВоспитание правильной речи у детей

Если у вашего ребенка проблемы с речью, у него плохое звукопроизношение и он посещает занятия с логопедом, все равно работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете ежедневно заниматься с ребенком.

Однако необходимо не только научить ребенка правильному звукопроизношению, но и узнавать и понимать те слова, которые он слышит, а также правильно употреблять их.

Формирование речи происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми. Возвратившись из детского сада или с прогулки, обязательно спросите у ребенка, что он делал в садике, с кем играл, какие были занятия. Если ребенку трудно рассказывать, попробуйте задавать наводящие вопросы. Все дети любят рассматривать картинки в книгах – делайте это вместе с ними и обязательно попросите их рассказать, что там изображено. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторов. Читайте их до тех пор, пока ребенок самостоятельно не сможет их хорошо пересказывать. Помните, что читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь, чтобы страшные слова, например, волка или лисы, звучали действительно выразительно.

Считалки, потешки и загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговоркипомогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать (различать) звуки.

Поиграйте с ребенком в следующую игру: пусть он отвернется, а вы подвигайте стулом, потопайте, постучите ложками или произведите любые другие звуки, а ребенок должен отгадать, что вы делаете. Можно поиграть в «ловишки»: у одного игрока глаза завязаны, а другой передвигается по комнате с колокольчиком. Можно завести будильник, спрятать его и предложить ребенку определить, откуда раздается звук. Придумывайте любые игры, лишь бы они способствовали развитию звукового восприятия.

Учеными установлено, что развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка пирамидкой, кубиками, мозаикой. Детям легче вначале играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться. Мальчику можно предложить навинтить гайки на болт, а девочки будут с удовольствием нанизывать бусинки на нитку. Старайтесь не просто дать малышу задание построить дом, собрать картинку в мозаике, но при необходимости помогите ему, не забыв показать, как надо брать предмет.

Прежде чем приступить к занятиям, выясните точно, какие именно звуки плохо произносит ребенок. Для этого ему предлагаются всевозможные картинки, в названиях которых есть нужные звуки. Определив, какие звуки требуют коррекции, необходимо выяснить, может ли ребенок произносить их изолированно. Если может, то занятия начинаются с проговаривания слогов, а затем слов. В противном случае необходимо предварительно добиться чистого звука и только потом переходить к слогам. Если ребенок плохо произносит несколько звуков, начинать занятие лучше всего с того звука, который он произносит наиболее чисто. Вам будет легче его исправить, а ребенок раньше увидит результат занятий.

Начиная заниматься с ребенком, родители должны помнить, что только интересные занятия, поданные в виде игры, будут эффективны. Нельзя просто сказать малышу: «Иди сюда, мы будем учиться правильно говорить». Скорее всего, в такой ситуации ребенок просто испугается, замкнется в себе, и занятия будут бесполезными. Игра должна быть интересной, поэтому постарайтесь найти яркие, цветные картинки, а иногда, за хорошее занятие, можно выдавать ребенку приз. Очень важно научить малыша контролировать свою и чужую речь. Кроме того, такие занятия могут стать для ребенка неплохой подготовкой к школе, что впоследствии избавит вас от множества лишних проблем.

Прежде чем начать учиться произносить звуки, надо выполнить несколькодыхательных упражнений, что подготовит речевой аппарат для усвоения звуков, которые малыш плохо произносит. Занятия должны быть короткими, продолжительностью не более 15-20 минут. За одно занятие не рекомендуется выполнять более трех упражнений, т.к. ребенку трудно долго концентрировать внимание. Только усвоив, как следует, одно упражнение, можно переходить к следующему. Это относится и к звукам: лишь отработав, как следует один звук, можно приниматься за другой.

Занятие будет гораздо привлекательней для ребенка, если каждый звук преподнести как песенку, которую поет наш «веселый язычок». Расскажите малышу небольшую сказочку о язычке. «Язычок живет в ротике – это его домик, а зубы – это заборчик. В домике язычок может играть и баловаться, но за заборчик ему выходить нельзя». Предложите ребенку показать, какой крепкий у него заборчик и в нем нет ни одной лазейки для язычка. В ответ ребенок покажет сомкнутые верхние и нижние зубы. Постарайтесь, чтобы он продержал их в таком положении 5-10 секунд. Можно поспорить с ним, кто дольше продержит заборчик на замке. С этого упражнения хорошо начинать каждое занятие, вне зависимости от того, какой звук вам надо отрабатывать.

Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюсти. В этом случае помогают следующие упражнения:

Вы уже рассказывали ребенку сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он балованный и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому, при широко открытом рте кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать то нос, то подбородок. Язык при этом становится то широким, то узким. Можно предложить ребенку пощелкать языком. Чтобы губы стали более подвижными, можно предложить малышу имитировать плач грудного ребенка («уа»). Предложите ребенку поговорить по секрету, т.е. шепотом, поскольку при этом работа речевого аппарата усиливается.

И еще один совет, прежде чем перейти к отработке звуков. Поставьте перед собой зеркало и, глядя в него, произнесите тот звук, который вы будете изучать с ребенком. Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить, какое положение заняли ваши губы, язык, зубы в момент произнесения звука. Необходимо и ребенка посадить перед зеркалом, чтобы он наглядно видел положение губ и языка при правильном звукопроизношении. Обычно перед зеркалом дети с большим удовольствием выполняют упражнения.

Оставить комментарий: