Консультация для родителей "Ориентировка в пространстве детей дошкольного возраста"
Документы для скачивания
Консультация для родителей ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ Ребенок воспринимает пространство как нерасчлененную непрерывность. Слежение за движением предмета в пространстве у малыша развивается постепенно. Вначале он следит за горизонтально движущимся предметом, затем вертикально и, наконец, за предметом, движущимся по кругу и в вертикальной плоскости. Затем начинает осваивать глубину пространства. Вертикальное положение при ходьбе позволяет быстрее всего освоить направления вверх- вниз. При этом ребенок осваивает систему координат по сторонам собственного тела. Он сам является как бы центром системы координат. Различая горизонтальные оси вперед- назад, налево- направо, ребенок постепенно разбивает пространство на координатные углы: переднюю левостороннюю и другие зоны. Разница между ними исчезает, когда ребенок осваивает глубину пространства. Ориентировка на собственном теле является исходной в освоении ребенком пространственных направлений. Ребенок использует систему с фиксированной точкой отсчета( на себе) и переходит к использованию системы со свободно перемещаемой точкой отсчета( на другие объекты) . Этапы пространственной ориентации- на себе, от себя, от объекта- не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Позднее ребенок ориентируется на листе бумаги, тетради, книги, на листе бумаги в клеточку. Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий( рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д. ) , влияющих на восприятие и мышление. Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их форма, взаимоположения и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственно связана с разделами «Величина», «Геометрические фигуры» и тоже имеет чувственную основу. Она предполагает умение пользоваться какой- либо системой отсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т. е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху- где голова, внизу- где ноги. Другими словами, дошкольник( особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета. Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком. Позднее, в старшем дошкольном возрасте, к нему прибавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед- назад, вверху- внизу, слева- справа. Объем программного содержания раздела «Ориентировка в пространстве» от одной возрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и постепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях. II младшая группа. Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела( голова, ноги, глаза, уши, спина и др. ) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди- сзади( позади) , вверху- внизу, справа( направо) - слева( налево) . Различать правую и левую руки. Средняя группа. Ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении( вперед- назад, направо- налево, вверх- вниз) ; обозначать словами положение предметов по отношению к себе( предо мной стол, справа от меня дверь, слева- окно, сзади на полках- игрушки) . Начинается знакомство с пространственными отношениями: далеко- близко( дом стоит близко, а березка растет далеко) . Старшая группа. Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева- справа, вверху- внизу, впереди( спереди) - сзади( за) , между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками- указателями направления движения( вперед, назад, направо, налево и т. д. ) . Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Машей, позади Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади- мишка, а впереди- машина». Ориентировка на листе бумаги( справа- слева, вверху- внизу, в середине, в углу) . Подготовительная группа. Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности( лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д. ) ; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение( слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем( правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др. ) . Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов( слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз) ; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения( знаки и символы) . Виды игр, формирующих ориентировку в пространстве В целях результативности обучения детей по программе формирования элементарных математических представлений особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно- развивающей среды. Она позволяет воспитателю вовлечь детей в близкие им виды деятельности и манипулятивные игры с предметами ближайшего окружения, создать благоприятную обстановку для рассмотрения различных математических фактов и зависимостей на специальных занятиях, организовать активную самостоятельную поисковую деятельность каждого ребенка в повседневной жизни. Особая роль в создании образовательно- развивающей среды отводится дидактическим играм и пособиям, которые помогают учить детей мыслить. Особое значение имеют выбор дидактического материала в соответствии с задачами обучения, наличие в нем познавательного содержания. Обучающее воздействие обеспечивает лишь такой материал, в котором четко выделен рассматриваемый признак( величина, форма, пространственное расположение) . Кроме того дидактический материал должен соответствовать возрасту детей, быть красочным. Целесообразность дидактического материала на занятии определяется тем, как восприятие и действия с ним способствуют овладению детьми знаниями, ради которых и используются средства наглядности. II младшая группа. Математические представления лучше усваиваются маленькими детьми, если преподносятся им в игровой форме. Младший дошкольник ориентируется на основе так называемой чувственной системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела. Этому учат детей в повседневной жизни. На занятиях эти знания уточняются в дидактических играх: «Купание куклы" , «Укладывание куклы спать», «Одевание куклы». Так воспитатель предлагает ребенку помыть кукле голову, лицо, а затем показать и назвать, где у него самого лицо, голова и т. д. Усвоить направления вперед, назад, налево, направо помогают игры с использованием стрелок- указателей. Игры с подвесным шариком способствуют усвоению понятий вверх, вниз. Для закрепления пространственных направлений можно использовать игру «Где звенит колокольчик? » Чтобы не дезориентировать детей, педагог должен помнить, что на занятиях, где решается специальная задача по формированию пространственных представлений, нельзя ставить или сажать ребят друг против друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства. Средняя группа. Задачи ориентировки в пространстве усложняются: дети не только учатся определять направление от себя, но и двигаться в этом направлении. Здесь можно использовать различные игровые приемы и игры типа «Найди спрятанную игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь». Выполняя игровые задания, дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных направлений. Для закрепления навыков можно использовать дидактические игры типа «Куда бросим мяч? », «Что изменилось? », «Угадай, что где находится» и т. д. Вначале дают задание определить расположение одной- двух игрушек, находящихся в противоположных от ребенка направлениях: впереди- сзади, справа- слева. Постепенно количество игрушек увеличивается до четырех. Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве- отыскивание различных предметов и игрушек- целесообразно проводить не только в группе, но и на участке днтского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко- близко. Старшая группа. Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры. Игра «Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось? », «Найди похожую», «Расскажи про свой узор». Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятиях по рисованию. Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель. В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры. Игра «Найди игрушку», «Путешествие по комнате». В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг». Полезно проводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны Математики и т. п. Дети не только двигаются по стрелкам- указателям, описывают путь, но и с помощью воспитателя моделируют собственные планы маршрутов. Подготовительная группа. Закрепляют умение ребенка ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; учат определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение. Особое внимание воспитатель должен уделить формированию у детей навыков безопасного поведения на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. С этой целью проводятся различные игры например: «Я- пешеход», «Как нужно обходить транспорт», «Выбери правильный ответ». Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости( листе бумаги, странице книги, тетради и т. п. ) . Наряду с этим у детей шести лет формируют более тонкие пространственные дифференцировки: умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний( левый нижний) , правый верхний( правый нижний) угол; учат аккуратно, соблюдая одинаковые интервалы, располагать предметы в одинаковом направлении. Полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов( фигур) на листе, упражнять в составлении композиций( орнаментов) с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Рекомендуется также проводить игры: «Кто запомнит и расскажет? », «Что изменилось? », «Чем отличаются? », «Парные карточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др. Игры по формированию ориентировки в пространстве «Угадай, кого загадали». Цель: 1. Развивать ориентировку в пространстве. 2. Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов. Ход игры: Для игры необходимы 3 игрушки крупного размера. Например: кукла, медведь и заяц. Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педагог загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя( или перед тобой, или за тобой) . Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно ввести дополнительные различения: справа и слева. Дидактическая игра: «Найди игрушку». Цель: Развивать ориентировку в пространстве. Формировать представление о причинной зависимости фигур. Ход игры: Воспитатель прячет определенную игрушку в группе. У ребенка план группы. Педагог ставит на плане фишку в том месте, где спрятана игрушка. Задача ребенка, взглянув на план, определить, где ее искать. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого ему сначала нужно будет сориентировать план. После этого уже легко найти в групповой комнате, отмеченный на плане предмет. Вывод: Без пространственной практической ориентировки ребенка в пространстве невозможно формирование пространственных представлений и понятий. Однако на определенном этапе обучения, когда необходимо понимание детьми пространственных отношений, более существенным является не практическая ориентировка в пространстве, а именно восприятие и понимание пространственных отношений с помощью графических схем, моделей. Одной из наиболее распространенных форм наглядностей являются учебные таблицы. Использование таблиц имеет педагогический эффект лишь в том случае, если демонстрация их связана не только с пояснением воспитателя во время изложения нового материала, но и с организацией самостоятельной работы детей.
Консультация для воспитателей “Ориентировка в пространстве” во второй младшей группе. Подготовила: Сабитова В. Т. Проблема ориентации человека в пространстве широка и много гранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношении( определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др. ) . В более же узком значении выражение “пространственная ориентация” имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится: а) определение “точки стояния”, т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: “Я нахожусь справа от дома” и т. п. ; б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: “Шкаф находится справа, а дверь- слева от меня”; в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч”. При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой. Ориентировка эта требует всегда решения трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения( выбор направления) ; сохранения направления в движении и достижения цели. “Ориентировка в пространстве” — один из разделов “Программы” по развитию у детей элементарных математических представлений. Но это отнюдь не означает, что тема “Пространственные представления, навыки ориентации” сугубо математическая. Обратимся к исследованиям ученых — психологов и педагогов. Сквозная мысль: овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности — продуктивно- творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность — симметрией, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения упражнений — музыкально- ритмических, физкультурных. Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. И последнее: освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве. Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой- либо системы отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно- пространственном окружении. Поэтому перед педагогом стоят следующие: задачи по ознакомлению детей, младшей группы, с ориентировкой в пространстве: Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы( игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий; Учить отличать пространственные направления от себя: впереди( вперед) – сзади( назад) , слева( налево) – справа( направо) ; Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д. Ориентировка “на себе”. Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно- пространственном окружении “от себя”. Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричны х( правая или левая рука, нога и т. д. ) . Литература: А. А. Столяр ”Формирование элементарных математических представлений у дошкольников” Л. А. Леушина ”Формирование элементарных математических представлений удетей дошкольного возраста” Журнал “Дошкольное воспитание“ №8 1988г. М. К. Сай, Е. И. Удальцова “Математика в детском саду” Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов—сзади, внизу — колеса, передние и задние. Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только “от себя”, но и от любых других объектов, от другого человека" . Это, во- первых. Во- вторых, эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам — передним( лицевым) , боковым, верхним и т. д. И, наконец, в- третьих, ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства( групповая комната или часть помещения, площадь стола, лист бумаги и др. ) предполагает знание основных направлений. Это новая программная задача. С полным основанием ее можно назвать центральной в содержании всей работы. Ориентировка “от себя”. В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений( вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево) . Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда показывает флажок? ”. Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком( вверх или вниз, в сторону, вперед или назад) . Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства. Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю. Ориентировки “на себе ”, “от себя”, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета( на столе, на стуле) ; предлог под – с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого- либо объекта. Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации. Направление “вверх – вниз”( “вверху – внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как “над” и “под”, “посередине” и “между” при расположении группы предметов по вертикальной линии. Направления “направо – налево”( “справа – слева”) помогает лучше понять пространственны отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю. Направление “вперед – назад”( “впереди – сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как “впереди”, “перед”, “напротив”, “за”, “позади”, “посередине” и “между” при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета. Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки “на себе” и “на внешних объектах”. Пространственные понятия в различных видах деятельности. Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь. Обучение на занятиях – одна из основных форм прямой передачи знаний в определенной системе и последовательности, важное звено умственного воспитания в детском саду. Назанятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, активность, аккуратность, самостоятельность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности( умение выделять в ней цель и способы действия) и д. р. Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий 2- 3 раза в неделю. На занятиях по математике воспитатели используют различные методы( словесный, наглядный, игровой) и приемы( рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры и др. ) . На занятиях по математике широко используется разнообразный наглядный материал: раздаточный и демонстрационный. На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводится большая роль. Методы и приемы обучения применяются, как правило, в различных сочетаниях. На занятиях по математике необходимо использовать многообразные методы и приемы обучения, умело их сочетать, тогда занятия будут интересными, полезными для детей. Нельзя забывать о том, что длительная статичная поза утомительна для ребенка. Воспитатель должен давать детям возможность изменять ее. Для этого необходимо проводить специальные физкультминутки. На музыкальном и физкультурном занятиях и занятии по изодеятельности воспитатель также обучает детей пространственным понятиям: правая, левая рука; вправо, влево, вперед, назад, вниз, вверх и т. д. Особое внимание уделяется индивидуальным занятиям. Индивидуальные занятия проводятся с теми дошкольниками, которые в силу особенностей своего развития не усваивают новых знаний наравне со всеми, а также с одаренными детьми и с детьми пропустившими более одного занятия. Индивидуальная работа проводится в утренний отрезок времени, а так же во вторую половину дня. Во время умывания и одевания воспитатель непринужденно разговаривает с детьми, называет части тела и лица: Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб. Н адень на голову платок. Важно самих детей побуждать к называнию частей тела и лица. Если дети недостаточно хорошо ориентируются, можно провести дидактические игры “Купание куклы”, “Укладывание куклы спать”, “Оденем куклу” “Купание куклы”, “Укладывание куклы спать”, “Оденем куклу”, “Куда бросили мяч”, “Прокати шарик”, “Что изменилось”, “Прятки” и многие другие. . Важно, чтобы при проведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания; надо делать акцент на различение и называние частей тела и лица. Ребенку предлагают помыть кукле грудку, спинку, плечи и пр. На прогулке также закрепляются понятия об ориентировке в пространстве во второй младшей группе. Дидактические игры и упражнения по разделу “Ориентировка пространстве ”. На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества которые необходимы детей младшего дошкольного возраста для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют расширять знания детей о пространстве. Вот по чему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи( найти, догадаться) , неожиданностью преподнесения ее от имени какого – либо литературного сказочного героя( Буратино, Чебурашки) . Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры( дидактическая задача, правила, игровые действия) . Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель( дает задание, контролирует ответ) , дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют. Индивидуальная работа. Эту работа проводится, как в утренний отрезок времени, так и в любое свободное время. Для индивидуальной работы проводится те же задания, что и со всеми детьми. Задания детям даются в игровой форме. На занятиях по музыке и физкультуре, а так же во время утренней гимнастики можно предлагать взять детям в правую руку зеленый флажок, в левую – желтый. Топнуть правой( левой) ногой, показать левую( правую) руку. На занятиях по изодеятельности обращать внимание на то, чтоб кисточку, ножницы дети держали в правой руке. Говорить, что правая рука – главная, а левая ее помощница. Во время умывания и одевания хорошо говорить детям: Вымой нос, уши, подбородок … Н адень на голову платок, на руки варежки. Во время еды обращать внимание детей на то в какой руке они держат ложку, а в какой хлеб. Дидактическая игра по ориентировке в пространстве. Дидактическая игра “Куда пойдешь, то и найдешь ”. Цель: продолжать учить различать пространственные направления: вперед, назад, вправо, влево, вниз, вверх. Игровое действие: ведущий в разных местах комнаты прячет знакомые детям игрушки или предметы. Перед началом игры, вызвав одного из участников, ведущий говорит ему: - На право пойдешь – зайца найдешь. Налево пойдешь – слона найдешь. Назад пойдешь – котика найдешь. Вперед пойдешь – гномика найдешь. Куда же ты хочешь пойти? Ребенок выбирает направление, называет его, когда игрушка найдена, говорит, где он ее нашел. Например: Я пошел направо и нашел зайчика. дидактические игры “Купание куклы”, “Укладывание куклы спать”, “Оденем куклу”, “Куда бросили мяч”, “Прокати шарик”, “Что изменилось”, “Прятки” и многие другие.