Консультация для родителей «Если ребёнок кусается»
Документы для скачивания
С проблемой детских укусов сталкиваются и педагоги, и роди тели детей младшего дошкольно го возраста. Неприятно всем: уку шенному и укусившему, родите лям с обеих сторон и, конечно же, педагогу. Почему ребенок ку сается? Что делать? Эти важные вопросы являются первой реак цией на ситуацию, возникнове ние которой, как правило, про диктовано возрастными особен ностями ребенка и сложившейся вокруг него неблагоприятной психологической обстановкой дома и/ или в детском саду. Внимательно понаблюдайте за кусающимся ребенком. Очень скоро вы обнаружите, что он ку сается, попадая в определенную ситуацию, например, когда вокруг него много других детей, незадол го до приема пищи, при недоволь стве действиями сверстника, в конфликтной ситуации. Причины детских укусов мо гут быть разнообразны, но это всегда проявление агрессивности. Ее возникновение может быть обусловлено такими факторами как неблагополучная внутрисе мейная обстановка, неумение ре бенка выражать свои желания вербалъно и, конечно же, это осо бенность возрастного развития малыша. При попадании малыша 2—3- х лет в новую социальную ситуацию происходит кардиналь ное изменение образа жизни, рас ширяется его круг общения и, как следствие, появляются негатив ные эмоции — упрямство, плак сивость, страх. . . Если эти негатив ные эмоции продолжаются доль ше шести недель, то « кусание », связанное с периодом адаптации, превратится в постоянный спо соб отстаивания своих желаний в среде сверстников, и справиться с ними будет достаточно тяжело. Если вы заметили, что ребенок кусается, поступайте следующим образом: 1. Твердо и спокойно скажите ему, что кусаться нехорошо. Объясните, что укушенному ре бенку очень больно и, если воз можно, привлеките укусившего к помощи пострадавшему, вме сте погладьте того по руке. 2. Проговорите с ребенком не сколько простых фраз, выражаю щих его недовольство, например: «Нет», «Не хочу», «Я сержусь! ». Попробуйте научить его говорить эти фразы, когда необходимо. 3. Организовывайте и поощ ряйте игры с песком, водой, глиной, так как эти материалы успокаивают, способствуют сни жению агрессии. 4. Обязательно дайте ребенку возможность как можно больше рисовать карандашами, фломасте рами, мелками и, особенно, крас ками. 5. В распоряжении ребенка дол жно быть достаточно строитель ных материалов — кубиков или крупного конструктора. 6. Дома ребенку как можно чаще давайте «грызть» твердую пищу: морковь, капусту, яблоко, огурец, сухари, баранки и т. п. 7. У ребенка должно быть ме сто, где он может ползать, валять ся, кувыркаться. 8. Никогда не решайте свои проблемы при детях с помощью крика и кулаков! 9. Если ребенок недавно при шел в детский сад, не требуйте от него скорейшего приучения к туалету, дайте ему некоторое вре мя( примерно три недели) , чтобы освоиться в группе. 10. Избегайте ситуаций, когда ребенок может оказаться в тес ной кучке других детей, поста райтесь обеспечить ему свободное пространство. 11. Всегда соблюдайте режим дня, четко чередуя активную дея тельность с отдыхом и приемами пищи в определенное время. 12. Помните, выражение вашего лица всегда отражается на лицах детей. Будьте доброжелательны, больше улыбайтесь всем детям без исключения, не хмурьтесь! Знайте, ребенок перестанет ку саться, если вы в это верите и помогаете ему.