Логопедические игры с мамой
Документы для скачивания
Консультация Киселёвой М. А. Логопедические игры с мамой. Уважаемые мамы, часто у Вас возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи. Например, вы заняты на кухне приготовлением ужина, а ваш малыш крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым он окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи. 1. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Мы для игры использовали с ребенком тарелки разных цветов. Насыпали фасоль в них, считали – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадили разных животных возле каждой тарелки, причем подбирали их по цветам: из зеленой тарелки к у шает лягушка, т. к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т. д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золу ш ку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки. Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета. Волшебные палочки Выкладывание из счетных палочек или спичек с отрезанными головками простейших геометрич е ских фигур, предметов, узоров. Вырезанные из бумаги трапеции, круги, овалы дополнят из о бражения. Сортируем ложки и вилки отдельно. Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки( вращательные движения) . Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них кр ы шечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку. Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых. Играем с кастрюлями. Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем п о нятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой- либо предмет( например, ложку или игрушку) . Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебир а ет крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе. Волшебная скорлупа Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских а п пликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пласт и лина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы. Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды( ее можно подкрасить) , две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на зд о ровье! Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а др у гая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Мое м посуду. Еще можно взять коктей льные тр у бочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка. Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем. Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взро с лым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т. д. 2. Игры на обогащение словаря ребенка «Давай искать на кухне слова» Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д. «Угощаю» Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова. «Доскажи словечко» Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее: Ворона каркает, а воробей. . . Сова летает, а заяц. . . У коровы теленок, а у лошади. . . Сахар сладкий, а лимон … Луна видна ночью, а солнце … Огонь горячий, а лед … Река широкая, а ручей … Камень тяжелый, а пух … Угадываем на вкус овощи и фрукты. «Скажи, как я» Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие( ра з личать степень громкости произнесенных слов) . Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить( п о вторять) их так же. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок и с пытывают затруднения. «Чудесный мешочек». По опыту, эта игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возра с та. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется( например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…) Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки. Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку. «Какой предмет? » Цель — развитие умения подбирать к слову- предмету как можно больше слов- признаков и пр а вильно их согласовывать. Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову- признаку дети должны подобрать как можно больше слов- предметов. Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, … Красное — платье, яблоко, знамя, … 3. Игры на развитие грамматического строя «Приготовим сок» Из яблок сок( яблочный) . Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельс и новый сок из чего? «Упрямые слова» Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются( кофе, платье, какао, кино, пианино, метро) . «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п. ». Задавайте вопросы ребенку и следите, чт о бы он не изменил слова в предложениях – ответах. «Один и много» Взрослый называет один предмет – а ребенок много. Перечислять можно разные предметы, в зависимости от того, где Вы сейчас находитесь: на кухне или в детской комнате. Например: Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол- столы; Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики; «Чего не стало? » Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов( можно игрушки) – 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребе н ку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязател ь но нужно обращать внимание на окончания в словах. «Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным ( зеленым, желтым, синим и т. д. ) . Посмо т ри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие. «Я внимательный» Будем называть предметы ( дома или на улице) , которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот забор – он красный. Вот солнце – оно желтое. Слушаем звуки. Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т. д. Поиграйте в игру «Угадай что стучит» с мал ы шом. 4. Игровое упражнение на слоговую структуру слов « Перепутаница ». Жили были: слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепут а лись. Помоги словам распутаться. Слова: босака( собака) , ловосы( волосы) , лекосо( колесо) , посаги( сапоги) и пр. По дороге из детского сада( в детский сад) «Будем искать слова». «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, м и мо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он с и ний. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди. «Волшебные очки». « Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным( зеленым, синим и т. д. ) , посмотри вокруг в волшебные очки, какого все стало цвета, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр. » «В свободную минутку». Подвижные игры. «Игры с мячом». «Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ж», если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга. . . ». «Лягушка». Выделение звука из ряда гласных( а, о, у, и, е, э, ю, я, ы) . «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «А», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии пров о дится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.