Логопедические игры с мамой

Опубликовано: 18:47:41 18-11-2015

Документы для скачивания:

14874_Kiseleva na sayt oktyabr 2015.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

14874_Kiseleva na sayt oktyabr 2015.docx

Консультация Киселёвой М. А. Логопедические игры с мамой. Уважаемые мамы, часто у Вас возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи. Например, вы заняты на кухне приготовлением ужина, а ваш малыш крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено  — тем самым он окажет вам посильную помощь, а заодно  потренирует свои пальчики. Ведь развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи. 1.    Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Мы для игры использовали с ребенком тарелки разных цветов. Насыпали фасоль в них, считали – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадили разных животных возле каждой тарелки, причем подбирали их по цветам: из зеленой тарелки к у шает лягушка, т. к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т. д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золу ш ку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки. Макароны  – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета. Волшебные палочки Выкладывание из счетных палочек или спичек с отрезанными головками простейших геометрич е ских фигур,   предметов,   узоров.   Вырезанные из бумаги трапеции,   круги,   овалы дополнят из о бражения. Сортируем  ложки и вилки отдельно. Играем с крышечками.  Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки( вращательные движения) . Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них кр ы шечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку. Ежик.  Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых. Играем с кастрюлями.   Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем п о нятия – большой, средний, маленький.  Спрячьте в одну из них какой- либо предмет( например, ложку или игрушку) . Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебир а ет крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.   Волшебная скорлупа Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских а п пликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые  ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пласт и лина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.   Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся долго, ими  даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды( ее можно подкрасить) , две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на зд о ровье! Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а др у гая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Мое м посуду. Еще можно взять коктей льные тр у бочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка. Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем. Игры с магнитами.  Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взро с лым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т. д. 2.    Игры на обогащение словаря ребенка «Давай искать на кухне слова» Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д. «Угощаю» Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку,   затем Вы ему, и так до тех пор,   пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие,   кислые,   соленые,   горькие слова. «Доскажи словечко» Вы начинаете фразу,   а ребенок заканчивает ее:  Ворона каркает,   а воробей. . . Сова летает,   а заяц. . . У коровы теленок,   а у лошади. . . Сахар сладкий, а лимон … Луна видна ночью, а солнце … Огонь горячий, а лед … Река широкая, а ручей … Камень тяжелый, а пух … Угадываем на вкус  овощи и фрукты. «Скажи, как я» Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие( ра з личать степень громкости произнесенных слов) . Взрослый  предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить( п о вторять) их так же. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок  и с пытывают затруднения.  «Чудесный мешочек». По опыту, эта игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возра с та. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется( например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…) Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки. Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.  «Какой предмет? » Цель — развитие умения подбирать к слову- предмету как можно больше слов- признаков и пр а вильно их согласовывать. Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову- признаку дети должны подобрать как можно больше слов- предметов. Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, … Красное — платье, яблоко, знамя, … 3.    Игры на развитие грамматического строя «Приготовим сок» Из яблок сок( яблочный) .   Из груш,   из слив,   моркови,   лимона,   апельсина? И наоборот:   апельс и новый сок из чего? «Упрямые слова»   Расскажите ребенку,   что есть на свете «упрямые» слова,   которые никогда не изменяются( кофе,   платье,   какао,   кино,   пианино,   метро) .   «Я надеваю пальто.   На вешалке висит пальто.   Я гуляю в пальто.   Сегодня тепло,   и все надели пальто и т. п. ».   Задавайте вопросы ребенку и следите,   чт о бы он не изменил слова в предложениях – ответах. «Один  и  много» Взрослый  называет  один  предмет – а  ребенок  много. Перечислять   можно  разные  предметы, в  зависимости  от  того, где Вы  сейчас  находитесь: на  кухне  или  в  детской  комнате.  Например: Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол-   столы; Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики; «Чего  не  стало? » Взрослый  выкладывает  перед    ребенком  несколько  различных предметов( можно  игрушки) – 4 – 7 штук. Затем  просит  ребенка запомнить  все  предметы  и  отвернуться, а  сам  в  это  время  убирает один  любой  предмет. Ребе н ку  предлагается  посмотреть  внимательно и  назвать,   чего  не  стало. Обязател ь но  нужно  обращать  внимание  на окончания  в  словах. «Волшебные  очки» «Представь,   что  у  нас  есть  волшебные  очки. Когда  их  надеваешь, то все  становится  красным  ( зеленым, желтым, синим  и  т. д. ) . Посмо т ри вокруг  в  волшебные  очки,   какого  цвета  все  стало, скажи: красный мяч, красные  сапоги, красное  платье, красный  нос. Красное  окно, красная  рука  и  прочие. «Я  внимательный»  Будем  называть  предметы  ( дома  или  на  улице) , которые  видим, а еще  обязательно  укажем – какие  они. Например: Вот  стол. Он деревянный. Вот  кошка – она  пушистая. Вот окно – оно  большое. Вот забор – он  красный. Вот  солнце – оно  желтое. Слушаем звуки.   Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т. д. Поиграйте в игру «Угадай что стучит» с мал ы шом. 4.   Игровое упражнение на слоговую структуру слов « Перепутаница ».   Жили были:   слова.   Однажды они веселились,   играли,   танцевали.   И не заметили,   что перепут а лись. Помоги словам распутаться.  Слова:   босака( собака) , ловосы( волосы) ,   лекосо( колесо) ,   посаги( сапоги) и пр. По дороге из детского сада( в детский сад) «Будем искать слова». «Я заметил».   «Давай проверим,   кто из нас самый внимательный.   Будем называть предметы,   м и мо которых мы проходим;   а еще обязательно укажем – какие они.   Вот почтовый ящик – он с и ний.   Я заметил кошку – она пушистая».   Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди. «Волшебные очки».  « Представь,   что у нас есть волшебные очки.   Когда их надеваешь,   то все становится красным( зеленым,   синим и т. д. ) ,   посмотри вокруг в волшебные очки,   какого все стало цвета,   скажи:   красные сапоги,   красный мяч,   красный дом,   красный нос,   красный забор и пр. » «В свободную минутку». Подвижные игры. «Игры с мячом».  «Я буду называть предметы,   и бросать тебе мяч.   Ты будешь ловить его только тогда,   когда в слове услышишь звук «Ж»,   если в слове нет звука,   то мяч ловить не надо.   Итак,   начинаем:   жаба,   стул,   ежик,   жук,   книга. . . ». «Лягушка».   Выделение звука из ряда гласных( а,   о,   у,   и,   е,   э,   ю,   я,   ы) . «Будешь прыгать как лягушка,   если звук услышишь «А»,   на другие звуки опускаешь низко руки».   По аналогии пров о дится игра на другие гласные звуки.   Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Оставить комментарий: