конспект по Белгородоведению
Документы для скачивания
МБДОУ « Детский комбинированного вида п. Томаровка» «Кукла из бабушкиного сундука». Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе Воспитатель: Минакова Г. А. Тема: Кукла из бабушкиного сундука. Цель: вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области с целью сохранения культурного наследия региона. Задачи: 1. Продолжать знакомить с народным художественным творчеством Белгородской области. 2. Познакомить с традицией крестьянской семьи Белгородской области – изготовлением тряпичной куклы. 3. Расширить кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни. 4. Научить пользоваться тряпичной куклой как игрушкой, как оберегом, как предметом культуры своего края. 5. Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Белгородской области. Предварительная работа: изготовление дома с родителями тряпичных кукол, разучивание русской народной игры «Передай платочек», знакомство детей с элементами костюма Белгородской области. Развивающая среда: куклы современные; куклы тряпичные, изготовленные детьми и родителями; мультимедийный проектор, презентация «Кукла из бабушкиного сундука»; звукозаписи русских народных мелодий; материалы для изготовления куклы – пеленашки, платочек для игры. Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, безопасность. Воспитатель в русском народном костюме: ( у дверей) Милости просим, гости дорогие! В старину когда- то Время не теряли Вечерами зимними Много пряли, ткали. А еще когда- то Куколок крутили Под рукой что было- Из того лепили. Глиняное солнышко Лыком украшали, Лыковые коники Избу охраняли, Козы веселушки Беды выметали Куклы берегиньки Деточек спасали. Так из века в век Род свой сохраняли И культуру русскую Нам передавали! 1. Под русскую народную мелодию песни « Ой, вы сени» дети заходят в группу. - Ребята, сегодня мы с вами опять в гостях у нашей старой доброй знакомой бабушки Арины. Бабушка: здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть всех вас сегодня в нашей избе. Давайте сядем рядком, да поговорим ладком. - Ребята, а ч то нового у нас появилось? Дети: ( осматривают сундук) . Бабушка: Посмотрите, какой он расписной, какие красивые на нем узоры. А что в нем в старину хранили, как вы думаете? Ответы детей( одежду, занавески, рушники) Издавна говорили, что матушка Русь богата не только лесами и реками. Красивы и необычны ее слова, праздники, песни, игрушки. Какие народные игрушки вы знаете? Ответы детей( свистульки, гармошки, матрешки) «Из цветного лоскуточка появилась моя дочка. Куколка тряпичная, очень симпатичная! » Бабушка: достает из сундука тряпичную куклу и предлагает воспитателю вместе с детьми ее рассмотреть. Дети: какая интересная кукла. Воспитатель: Ребята, а эта кукла похожа на кукол, которыми вы играете в настоящее время. Дети: нет, не похожа( дети сравнивают современную куклу с тряпичной) Воспитатель: а чем они отличаются? Дети( они сделаны из разных материалов, у них разные волосы, одежда, тряпичная кукла безликая) Воспитатель: как одета современная кукла? Дети: у современных кукол красивые платья из разных шелковых тканей, в волосах всяческие заколки, бантики. Воспитатель: а как были одеты куклы прошлого века? Дети: на них были сарафаны красного цвета, длинные платья, фартуки, на голове кокошники. Воспитатель: правильно, в старину женщины и девочки носили одинаковые белые рубахи, которые назывались сорочки, поверх сорочки надевали длинный красный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные. Украшались вышивкой и бисером. Когда в таком сарафане шла русская красавица, о ней говорили « красна девица идет, словно лебедушка плывет». Так какие же цвета преобладали в русском костюме? Дети: белый, красный, черный. Воспитатель: каждая кукла отображает свою эпоху, имеет свой колорит. Это проявляется и в костюме, и в одежде, и в фактуре материала, и ее предназначении. Воспитатель: А сейчас бабушка Арина предлагает поиграть в интересную игру, в которую играли ваши прабабушки «Передай платочек»( ребята на предыдущих занятиях знакомились с элементами русского народного костюма Белгородской области) Цель игры: закрепить знания детей об элементах русского народного костюма. Предлагаю поиграть, Во что одета кукла, рассказать. Становитесь вы все в круг, Платок передавайте, Все элементы костюма называйте. Ход игры Кукла- женщина: рубаха, юб ка- понева, завеска, пояс, бусы, гайтан, лапти, сорока- комплект женского костюма. Кукла- мужчина: рубаха, пояс, штаны- порты, лапти, онуча, картуз. Воспитатель: Я вам сейчас расскажу и покажу, какие существовали в старину куклы в Белгородской области. ( Презентация «Кукла из бабушкиного сундука») В крестьянском быту белгородского края особенно в детской( девичьей) среде одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. Такие куклы имелись даже в самых бедных крестьянских семьях. Эта поделка приобщала ребёнка к труду и творчеству. Первую тряпичную куклу шила бабушка, мать или старшая сестра. Девочки, которые были постарше, изготавливали её сами. Изготовление кукол в крестьянской семье поощрялось, т. к. считалось, что девочка, таким образом, училась шить, прясть, вышивать, вязать, а также постигала традиционное искусство одевания. С куклами играли в дочки- матери и «в свадьбу», тем самым «проживая» этот обряд, приобщаясь к традиции. Так куклы передавались из поколения в поколение и хранились в специальных коробках( у каждой девочки было до ста куколок) . Куклы – обереги передавались от матери к дочери, они были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье. Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Куколки – потешки( закрутки) делались из лоскутков очень быстро и дарились близким родственникам. Ребенок: Я тоже хочу попробовать сделать старинную куклу. Воспитатель: Ребята, я думаю, вам всем хочется изготовить такую куклу( Дети совместно с воспитателем изготавливают кукол) Технология процесса 1. Для изготовления возьмем белую ткань и аккуратно скрутим ее в валик. 2. Затем также аккуратно перетянем ее нитью. Это и есть основа куклы. 3. Для того чтобы сделать голову, необходимо кусочком белой ткани обвернуть верхний край валика и тоже стянуть нитью на уровне шеи. При формировании головы куклы обратить внимание на то, что сборки образуемые лоскутком, следует заложить таким образом, чтобы лицо оставалось гладким. 4. А теперь можно одеть куклу. Повяжем косынку и опять затянем нитью на уровне шеи. 5. И последнее – куклу завернем в одеяльце и завяжем тесьмой Бабушка: Молодцы, какие замечательные куклы у вас получились, не хуже чем у наших прабабушек. Давайте этих кукол поставим в наш музей и будем бережно их хранить, а они будут оберегать нас, приносить счастье, радость и удачу. Как вы думаете, почему мы с вами будем их хранить? Дети: мы – жители Белгородской области, а это наши исторические корни. Бабушка: спасибо за работу, вы все трудолюбивые, старательные, отзывчивые. Мне было очень интересно с вами общаться и работать. Итог занятия: Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали? - Что для каждого из вас было самым интересным увлекательным? - Если вы узнали для себя что – то новое и интересное, то похлопайте в ладоши. А если вам было скучно и неинтересно, то потопайте ногами. Как маленькие солнышки Куколки стоят И глазками невинными На вас сейчас глядят. Вы кукол не бросайте, Вы их не обижайте Пусть будут они вечно В доме вашем жить. Тепло, добро и счастье ваше сторожить.