педагогический опыт воспитателя Чулковой И.В.
Актуальность и перспективность опыта:
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми, рисованием, просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах мало места, а «ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет».
Несмотря на возросший интерес к двигательной активности, выражающийся в открытии спортивных центров, оборудованных детских площадок и т. п., дети, как правило, лишены возможности вести активный образ жизни. Родители стремятся устроить детей в тот детский сад, где лучше всего «готовят к школе». Кроме того, детей пытаются загрузить дополнительными услугами: иностранными языками, обучением чтению и письму, рисованием; физическая культура в этом перечне дополнительных услуг встречается очень редко.
«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.
Условия формирования опыта:
На формирование опыта работы оказало влияние изучение методической литературы по данной теме. Опыт работы по теме: «Динамическая пауза в образовательной деятельности и режимных моментах» сложился постепенно. В течение нескольких лет физкультурно-оздоровительное направление является основным направлением нашего детского сада. Система нашей работы не ставит целью достижение высоких результатов. Главное в нашей работе – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить их к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре.
Теоретическая база опыта:
Алямовская В.Г. отмечает, что современные дети, в отличие от своих сверстников прошлых поколений, практически не играют в подвижные игры, предпочитая виртуальные компьютерные игры, которые никак не могут удовлетворить биологическую потребность растущего и развивающегося организма в движениях и положительных эмоциях. Сивцова А.М. отмечает, что использование двигательных действий в качестве динамической паузы защищает ещё неокрепшую нервную систему и опорно–двигательный аппарат детей от длительных перегрузок.
Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней. Движение – это эффективнейшее лечебное средство.
По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель!. И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.
Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится целенаправленно действовать в нём.
Технология опыта:
В соответствии с ФГОС к «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования», в нашей работе образовательная область «Физическое развитие» включает в себя: утреннюю гимнастику, двигательную деятельность педагога и детей, динамические паузы, праздники и досуги, самостоятельную игровую деятельность детей, дыхательную гимнастику, бодрящую гимнастику после сна.
Динамические паузы в детском саду - это подвижные, хороводные ,пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук, пальцев, ритмические упражнения, игры в физкультурном уголке, ходьба по ребристым дорожкам, пуговицам, и т.д.. Динамические паузы мы используем в непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах.
Традиционно педагогическая наука на протяжении многих десятков лет предлагает использовать на занятиях физкультминутки, как эффективное средство повышения работоспособности детей. Выполнение 3–5 физкультурных упражнений в середине занятия улучшает функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, организма в целом. Грамотно подобранная физкультминутка, соответствующая теме занятия, способствует повышению эффективности усвоения учебного материала. Познание себя, своих возможностей, окружающего мира у дошкольников в значительной степени происходит благодаря моторной деятельности. Иногда мы относимся к физкультминуткам как к досадной необходимости, а на самом деле это средство повышения эффективности усвоения учебного материала, совершенствования восприятия, мобилизации разных видов памяти (словесно-логической, моторной, тактильной, эмоциональной, рефлекторной).
Обратимся еще к одному положительному аспекту динамических пауз. Остроумное, веселое, удачно подобранное маленькое стихотворение детского поэта или произведение устного народного творчества, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на занятии, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков.
Динамические паузы, которые проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:
- Развлекательную – создаёт благоприятную атмосферу.
- Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой.
- Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества.
- Обучающую – даёт новые знания, умения, навыки, и закрепляет их.
- Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы.
- Коррекционную – исправляет эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
- Профилактическую – предупреждает появление психологических заболеваний.
Утро лучше начинать с психологического тренинга-«Доброе утро, дети!». Предлагаю детям встать в круг. К первому от себя ребенку протягиваю ладони, рядом стоящий ребенок протягивает свои ладони мне, я говорю: «Доброе утро, Рома! Он отвечает: «Доброе утро, Ирина Викторовна, затем поворачивается к рядом стоящему ребенку, встретившись с ним ладонями, говорит: «Доброе утро, Настя» - «Доброе утро, Рома». И так далее по кругу. Игра закончилась, а настроение у детей заметно улучшилось, они окончательно проснулись.
Детям очень нравятся такие динамические паузы, как: «Мы шагаем по дорожке», «Узнай по движению, кто это?», «Это я », «Вот какие мы».
С развитием двигательных навыков тесно связно звукопроизношение, поэтому мы используем динамические паузы со словами по разной тематике, игротренинги, подвижные игры.
Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются с детьми совместно с воспитателем. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему.
При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.
Также мы используем ритмические движения под музыку. Движения, в сочетании со словом и музыкой, представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова.. Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками. Мы обучаем детей воспроизводить ритмически рисунок хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне.
В группе создан оздоровительный режим дня, способствующий гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Также в группе созданы условия, способствующие реализации потребности детей в движении: оборудована зона двигательной активности, которая оснащена физкультурным инвентарём, спортивными игрушками, дорожками здоровья. Физкультурный инвентарь и физкультурные пособия соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, возрастным особенностям, пространству двигательной зоны.
Анализ результативности опыта :
Можно сделать следующие выводы:
-успешность применения физкультминуток на занятиях зависит от их разнообразия и качественных характеристик.
- грамотно подобранные динамические паузы, смысловое содержание которых соответствует теме занятия, становятся его гармоничной частью и способствуют повышению эффективности усвоения учебного материала.
- креативность и педагогическое мастерство воспитателя, умелый подбор и неоднократное включение в структуру занятия соответствующих игровых движений, сопровождаемых речью, способствует повышению интереса к учебному материалу, оказывает на детей позитивное и комплексное воздействие, помогает сохранить и укрепить их здоровье.
Трудоемкость:
Организация данной работы не трудоёмка при знании методики проведения динамической паузы.
Адресность опыта:
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.
конспект занятия:
https://yadi.sk/i/xHyHPoYwmGR3g