Итоговое занятие в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница вода"
Документы для скачивания
Конспект итогового занятия первого полугодия в старшей группе по опытно- экспериментальной деятельности « Волшебница вода». Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, безопасность, труд, музыка, здоровье. Цели: — познакомить детей с некоторыми свойствами воды; — развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы; — развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты; — развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями. Задачи: — развивать внимание и наглядно – действенное мышление; — воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру; — развивать любознательность, речь; — воспитывать бережное отношение к воде. Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель. Оборудование и материалы: стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки по числу детей, сахар, разноцветные краски, три чайника с холодной, тёплой и горячей водой, большие ёмкости, ноутбук. Ход непосредственной образовательной деятельности. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Она и в озере, Она и в лужице, Она и в чайнике У нас кипит. Она и в реченьке Бежит, журчит. ( Вода) ( чтение загадки сопровождается шумом воды) Воспитатель: Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода? Дети: Люди пьют воду; — варят еду; — моют грязные фрукты и овощи; — каждый день моют руки и лицо; — поливают растения, чтобы не засохли; — вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов; — люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду. Воспитатель: Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь! Опыт №1: «Вода – жидкость». Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Воспитатель: Что происходит с водой? Дети: Она льётся. Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? ( Жидкая) Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Опыт №2: «У воды нет запаха». Воспитатель предлагает детям понюхать воду. Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха. Опыт №3 «У воды нет вкуса». Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду. Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? ( Ответы детей) . Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода! » Опыт №4 «Вода прозрачная». Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки. Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка? Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет. Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? Дети: Нет. Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя. Физкультминутка «Дождик» Дождик песенку поёт: Дети свободно встряхивают кистями Кап, кап… Только кто её поймёт — Недоумённо разводят руками в Кап, кап? стороны Не поймем ни я, ни ты, Показывают на себя, на соседа. Да зато поймут цветы, Изображают пальцами, как распускаются цветы. И весенняя листва, Удерживают руки перед собой. И зеленая трава… Сидя на корточках, шевелят пальцами, словно гладят траву. Лучше всех поймет зерно: Показывают, как держат в руках зерно. Прорастать начнет оно. Совершают змеевидные движения. Б. Заходер Воспитатель: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить. Опыт №5: «Вода – растворитель». На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой. Опыт проводит воспитатель. В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился. Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился. Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий. Воспитатель: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель. Опыт №6: «Вода – растворитель». На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой. Воспитатель: А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? ( Она окрасилась) . Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель. Опыт №7: «Вода холодная, тёплая, горячая». На столе три чайника, в них вода разной температуры, пустые ёмкости. Воспитатель: Предлагает детям протянуть руки, поливает на руки поочередно из двух чайников и, вместе с детьми, определяет температуру воды. Вода бывает холодная, тёплая. А из этого чайника( третьего) я вам на руки поливать не буду. Потрогайте чайник пальчиками, только делайте это осторожно. Какой чайник? Дети: Горячий. Воспитатель: Какая в нем вода? Дети: Горячая. Воспитатель: Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду? Дети: Нет. Воспитатель: А почему? Дети: Можно обжечься. Воспитатель: Верно, дети. Так какая может быть вода? ( холодная, теплая, горячая) Опыт №8: «Вода имеет вес». Воспитатель: Вот две ёмкости. Как вы думаете, что в них? ( В одном – вода, а в другом – нет ничего) . Который из них тяжелее? ( В котором — вода) . Вода имеет вес. Итог: Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? ( Ответы детей) . Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, имеет вес, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой, горячей. Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда! Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить Без воды нам не прожить! Воспитатель: А теперь предлагаю всем детям и гостям закрыть глаза и насладиться песенкой воды. ( Слушаем звуки воды)