Паспорт проекта в старшей группе в рамках реализации задач "Познавательное развитие" «Волшебная капелька»
Документы для скачивания
Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с. Б ольшая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области Структурное подразделение «Детский сад №2», реализующее программы дошкольного образования «Волшебная капелька» Паспорт проекта в старшей группе в рамках реализации задач «Познавательное развитие» Воспитатель: Л. В. Захаркина 2014г. Актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек- это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Дошкольный возраст- самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идее его развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления. Организация этой деятельности возможна при соблюдении принципа интеграции в рамках реализации ФГТ, которые направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Таким образом, был разработан экологический проект «Волшебная капелька». Проблема проектной деятельности может быть сформулирована словами С. Экзюпери: « О воде надо помнить с большой буквы, так как она не только необходима для жизни, она сама жизнь ». В соответствии с ФГТ необходимо решать её, опираясь на практическую направленность деятельности воспитанников, ибо «э кологическая культура- это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности », т. е. л юди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни. Цель проекта – формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи проекта: Расширять и закреплять представления детей о свойствах воды. Развивать у детей любознательность, наблюдательность, умение обобщать собственны й опыт исследовательской работы. Расширять представления о значимости воды для жизни человека, растений, животных. Познакомить с круговоротом воды в природе. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. Ф ормирование эколог ической компетентности и водо охранной деятельности родителей. Практическая значимость проекта – формирование навыков экологиче ски грамотного поведения в быту, укрепление родительско- детских отношений Состав проектной группы: Руководитель проекта – Захаркина Л. В. Участники проекта – воспитанники подготовительной группы, их родители, педагоги ДОУ – музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре. Тип проекта – и сследовательско- познавательный. Сроки реализации – долгосрочный( февраль- май) . Планируемые результаты экологического проекта: Промежуточные результаты: Дети: Воспитанники знают свойства воды. Воспитанники и меют представления о круговороте воды в природе. Берегут природные ресурсы/ всегда закрывают кран после умывания, мытья рук, при пользовании водой не включают её сильным напором и т. д. / ; Родители: Понимают важность своего личного примера по отношению к природным богатствам; Берегут природные ресурсы/ при пользовании водой не включают её сильным напором, не допускают утечки воды вследствие неисправности кранов и унитазов; своевременно производят ремонт сантехники у себя дома; и т. д. / ; Знают и соблюдают правила поведения в природе/ не позволяют себе мусорить на улице и засорять водоем и другие/ ; Имеют разносторонние знания о воде, водоёмах. Педагоги: Понимают важность своего личного примера по отношению к природным богатствам; Берегут природные ресурсы/ при пользовании водой не включают её сильным напором, не допускают утечки воды вследствие неисправности кранов и унитазов; своевременно производят ремонт сантехники у себя дома; и т. д. / ; Знают и соблюдают правила поведения в природе/ не позволяют себе мусорить на улице и засорять водоем и другие/ ; Имеют разносторонние знания о воде, водоёмах. Ожидаемые результаты: Сформированная экологическая культура всех участников педагогического процесса( детей, родителей, педагогов) . Активизация познавательного интереса воспитанников в области экологии. Повышение уровня экологической компетентности родителей. Наличие информационной базы по изучаемой проблеме, сформированной в ходе практической деятельности у педагогов. Планируемые результаты экологического проекта позволяют сформировать интегративные качества портрета выпускника в соответствии с ФГТ, согласно которым выпускник ДОУ – это ребёнок: - способный решать и нтеллектуальные проблемы, адекватные возрасту – интеллектуально- развитый; - проявляющий интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный; - воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный; - проявляющий активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности – инициативный; - способный воспринимать красоту мира природа – чувствующий прекрасное, эмоционально- отзывчивый; - проявляющий разумную осторожность в об ра щении с водой, выполняющий выработанные обществом правила безопасного поведения, деятельности – осторожный; - понимающий ценность жизни; её составляющих- бережно относящийся ко всему живому. Система работы. Ключевую позицию в системе работы занимает исследовательская деятельность, поскольку в основу были положены достижения Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно- исследовательской( поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»( Н. Н. Поддьяков) . Структура проведения экспериментирования выглядит следующим образом: Постановка, формулирование проблемы( познавательной задачи) ; Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; Проверка гипотез; Подведение итогов, вывод; Фиксация результатов; Вопросы детей. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: Внешние стимулы( новизна, необычность объекта) ; Тайна, сюрприз; Мотив помощи; Познавательный мотив( почему так? ) ; Ситуация выбора. В процессе реализации экологического проекта предполагает ся интеграция образовательных областей: - « Познание » направлена на совершенствование знаний детей о значении воды в жизни человека и живых организмов, о свойствах воды( прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния- твёрдая, жидкая, газообразная) ; знакомство с круговоротом воды в природе. Содействие в развитии логического мышления, в формировании умения определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. - « Коммуникация »- н аправлена на совершенствование фонематического слух а, активизацию и обогащ ение словаря детей существительными, прилагательными по теме, развитию мышления, любознательности. - « Социализация » направлена на развитие желания участвовать в совместной коллек тивной деятельности, воспитание социальных навыков( умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать свою правоту) . - « Безопасность » направлена на формирование представления о соблюдении техники безопасности в природе. - «Чтение художественной литературы» направлена на- «Физическая культура» направлена на- «Художественное творчество» направлена на- «Музыка» направлена на развитие образного восприятия музыки. Формы реализации проекта: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность взрос лых( педагогов, родителей) и детей, самостоятельная деятельность детей. Образовательн о- игровые технологии: Каждое з анимательное дело открывает «виновница»- Волшебная капелька. Дети задают вопросы Волшебной капельки, а он а либо присылает им в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям. При проведении цикла НОД по теме проекта предполагается проведение огромной предварительной работы. Ди агностический инструментарий представлен опросниками для детей, анкетами для родителей. 1. Опросник « Что ты знаешь о воде? » № вопроса Ф. И. ребёнка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Что такое вода? Какая она бывает? Всегда ли вода была прозрачной? Можно ли жить без воды? Роль воды в организме человека и в природе? Где на земле находится вода? Всегда ли вода приносит пользу людям? Откуда появилась вода? Откуда берутся лужи? Как можно сберечь воду? Как можно очистить воду? Как нужно вести себя на воде? При определении критериев оценки знаний воспитанников взята за основу бальная система оценок: 4б. – высокий уровень; 3б. – соответствует возрасту; 2б. – отдельные компоненты не развиты; 1б. - большинство компонентов не развиты. Высокий уровень – рассказывает правила поведения на воде; правила пользования водой; знает свойства воды. Средний уровен ь( соответствует возрасту) – отвечает на вопросы не полными ответами, в отдельных случаях требуется помощь взрослого Низкий уровень- отвечает на вопросы с помощью наводящих вопросов воспитателя. 2. Анкета для родителей Знаете ли вы что такое экология? Знает ли Ваш ребёнок стихи, загадки, пословицы про воду? Какие виды деятельности по экологическому воспитанию детей для Вас наиболее приемлемы? - беседы; - наблюдения; - чтение художественной литературы; - дидактические игры; - совместное экспериментирование. Экономите ли Вы воду? Пьёте Вы и Ваш ребёнок воду: - водопроводную из фильтра; - водопроводную не очищенную; - из магазина. Проявляете ли ВЫ бережное отношение к природе? План реализации проекта Этапы работы Деятельность педагога Сроки Работа с родителями Работа с детьми 1 этап- подготовительный Изучение и анализ литературы по проблеме Февраль Систематизация материалов программно- методического обеспечения, создание условий для реализации проекта. Февраль разработка плана реализации проекта. Февраль Входной мониторинг Февраль Анкетирование родителей Диагностика по опроснику Подбор оборудования для экспериментальной деятельности Февраль Подбор оборудования для экспериментальной деятельности Изготовить картотеку опытов Февраль Изготовить картотеку загадок, потешек, художественного слова о воде. Разработать цикл занятий и бесед опытно- экспериментальной деятельности. Февраль Вводная беседа по теме проекта 2 этап- о сновной Март Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» Март. а прель Проведение опытов с детьми дома Март, апрель Рисование: « Мир воды глазами детей », «Вода в нашем доме», «Водоёмы нашего села» Чтение художественной литературы о воде, потешки, отгадывание загадок. Март, апрель Чтение художественной литературы о воде, потешки, отгадывание Оформление выставки в фойе ДОУ «Люди, давайте беречь воду» Март Круглый стол «Что мы знаем воде» Рассматривание иллюстраций «Вода в природе», «Природные явления». Обеспечение безопасности при проведении опытов Март, апрель Проведение опытов с водой. Март, апрель Цикл НОД по теме проекта Март, апрель Цикл бесед по теме проекта: «Что такое вода? », «Где живет вода? », «Морская и пресная вода», «Вода в жизни человека», «Как мы бережем воду дома» и др. Апрель Придумывание сказок о воде Подготовка памяток Апрель Размещение табличек в группах ДОУ «Внимание! ! ! Проверьте все краны» Апрель Рисование плакатов в защиту рек и воды Создавать соответсвующую предметно- развивающую среду Март, апрель Дидактические игры, игры- ситуации Март, апрель Экскурсии к водоёмам села Май Экскурсия на НФС Май Выставка рисунков 3 этап- заключительный Май Оформление фотоальбом «Наши опыты» Май Открытый показ НОД «Водица – всему миру царица» Май Выявление уровня знаний по теме проектирования. Май Экологический праздник «Волшебница вода» Май Экологическая викторина «Я, ты, он, она – экологическая семья» Оформление портфолио проекта Май Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов. Материально – техническое: мультимедийный проектор, магнитофон, м атериалы и обору дование для экспериментирования, материалы и оборудование для продуктивной деятельности, фотоаппарат, принтер, ПК. Диагностико- дидактическое: о просник для диагностирования знаний детей, анкета для родителей, примерные план- конспекты НОД, экскурсий, картотеки игр, художественной литературы. Методическое: Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возр аста» С- П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007 «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» А- сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011. Кадровые: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель, родители. Список используемых источников Авдеева Н. Н. , Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль: Академия развития, 2003. Алексеева Е. Н. Экология – здоровье/ / Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15- 20. Бобылева Л. К. Экологические знания – дошкольникам. / / Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 16- 19. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С- Пб. : " Детство- пресс" . 2001. Рыжова Н. Н. Волшебница вода. М. , 1987. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002. http: / / nattik. ru/ ? p= 273 www. maaam. ru/ blogs/ uchimsja- igraja/ opyty- i- yeksperimenty- v- detskom- sadu- vesnoi. html