a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект НОД для воспитанников подготовительной группы в форме экскурсии "Экскурсия к водоему"

Автор: Захаркина Любовь Викторовна Опубликовано: 2014-08-28 13:01:34

Документы для скачивания

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с. Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области Структурное подразделение «Детский сад №2», реализующее программы дошкольного образования Экскурсия к водоему Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников подготовительной группы в форме экскурсии. Воспитатель: Л. В. Захаркина 201 4г. Задачи: 1. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы «водоем». 2. Сформировать умение правильно вести себя у водоема. 3. Сформировать представление о водоеме как о сообществе различных растений и животных. 4. Обобщи ть представления об экосистеме «водоем». Поощрять осознанное заботливое отношение к природе и соответствующее поведение у водоема. Формировать основы экологического сознания. Логика мероприятия Перед выходом на прогулку детям сообщается: мы увидим много нового и интересного, нас ожидают веселые игры и приключения. Повторить с детьми ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ У ВОДОЕМА: не шуметь, не брать в руки жуков, не рвать растения, не толкаться, не ловить стрекоз и бабочек, не оставлять после себя мусор, не разводить костры под деревьями, не разорять муравейники и гнезда птиц, не брать домой детенышей зверей, стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Знакомство со знаком «Нельзя загрязнять водоем»( изображение бутылки в реке перечеркнутое красной линией) . Почему нужно охранять водоемы? Проводится беседа о погоде, солнце, небе, ветре, признаках текущего времени года. Во время перехода используются различные виды ходьбы и построения с участка по парам, в свободном построении по частному сектору, на узкой тропинке- в колонне, с горки- легкий бег. 500 м. различные виды ходьбы, 15- 20 метров прыжки на 1 ноге на двух ногах, на месте в высоту, с места в длину. Кратковременный отдых у ветвистого дерева, в это время воспитатель обращает внимание детей на цвет травы, просит дотянуться рукой до нижних веток дерева, рассмотреть крону дерева через густую листву. Следующие 300 метров используется ходьба с подлезанием и перепрыгиванием «препятствий»( корни, канавки, камни) . Воспитатель обращает внимание детей на природу, лесную тишину, призывает детей послушать ее с закрытыми глазами. Возле наиболее примечательных экологических объектов делаются небольшие стоянки. Первым на пути встречается муравейник. МУРАВЕЙНИК Всем известно, что муравей- санитар леса. Если много муравейников в лесу, значит лес- здоровый. Посмотрите, как трудятся муравьи: каждый занят своим делом- кто соломинку тащит, которая больше самого муравья в несколько раз, а кто и с жуком дерется, гонит непрошенного гостя из муравейника. Муравей- труженик, муравей- защитник леса. Вот почему муравьев следует охранять. Погляди на молодцов- Веселы и бойки, Волокут со всех сторон Материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг Под тяжелой ношей, И спешит на помощь друг, Тут народ хороший! Без работы, хоть убей, Жить не сможет… муравей АПТЕКА АЙБОЛИТА На лужайке вдоль тропинки можно найти лекарственные растения. По краям много подорожников. На незаросших высокой травой местах можно найти мать- и- мачеху. На лужайке можно найти пастушью сумку. А уж крапиву и лопух искать не надо. ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА Здесь можно остановиться и услышать щебет лесных птиц. Доставит удовольствие наблюдение за поведением сороки. Это очень чуткая и осторожная птица. При малейшей опасности своим трескучим криком предупреждает всех в лесу. II. НА МЕСТЕ На месте стоянки натягивается тент. Воспитатель просит детей подойти к водоему и понаблюдать самостоятельно за растениями и его обитателями. Затем проводится беседа. ВОПРОСЫ О ВОДОЕМЕ: Название водоема, где находится исток, устье, куда впадает, по какой местности течет( холмистой, плоской, лесистой, заболоченной) , какие берега( высокие, низкие, песчаные, глинистые) , какое течение- быстрое, медленное, как используется? Обращается внимание на представителей флоры-  кувшинка, кубышка, аир, ряска, осока, камыш, рогоз, элодея( водяная зараза) , роголистник, валлиснерия, энотера, рдесты, стрелолист; фауны водоема водомерка, жук- плавунец, пиявки, улитки( катушка, прудовик) , личинки стрекоз, рыбы: окуни, караси, плотва, пескари; двустворчатые моллюски. Вода необходима для размножения и развития многим животным и растениям. Условия среды изменяют строение и форму тела животных, живущих в воде( у рыб продолговатое тело, есть хвост, плавники, с помощью которых они плавают; у лягушек- задние ноги длинные с перепонками, с их помощью они «отталкиваясь», перемещаются по воде; у водомерки- специальное строение лапок, позволяющее быстро «бегать» по поверхности воды) . Решение познавательной задачи: нужны ли водоему насекомые? Рассматривание песка на берегу через лупу. Какой он? Предложить детям собрать немного песка, камней, чтобы взять с собой( в аквариум, для птиц) ; измерить скорость течения воды в реке- пустить соломинку и понаблюдать, как быстро она станет удаляться; с помощью термометра измерить температуру воды у берега и на глубине, показания сравнить; бросить в воду тяжелый камень и легкий, сравнить звук всплеска. Дети садятся на берегу и слушают голоса водоема с закрытыми глазами. В это время ведется аудиозапись звуков природы. Чем отличается река летом от реки весной? Летом река красивая- вода голубая, прозрачная, теплая, блестит на солнце, в воде много рыбы, мальков- они плещутся в воде, по поверхности воды передвигаются водомерки, будто хотят измерить ее. Цветет кубышка желтая, над ней летают стрекозы, бабочки, берега пестреют цветами. Чем вам нравится река летом? В чем сходство и отличие реки от пруда? Какие насекомые, рыбы, растения, которых мы видели, приспособились к жизни в воде и около нее? У рыб обтекаемая форма тела, плавники; лягушки- живут и в воде и на суше, но потомство выращивают в воде. Как будут себя чувствовать обитатели водоема, если он загрязнен? Внимание детей привлекают яркие зеленые лягушки и черные, быстрые головастики. С помощью сачка ловится по одному из названных представителей. Дети рассматривают их, а воспитатель сообщает. ЛЯГУШКИ Лягушки- это корм для других животных. Ими питаются такие рыбы, как сом, щука. Не будь лягушек, нечем было бы питаться этим рыбам. Что есть у лягушки? Какая у нее кожа? Какой длины задние и передние ноги? Чем интересен язык лягушки( липкий, длинный) . Какие у лягушки глаза? Рот? Какого цвета кожа? Лягушки откладывают весной яйца в воду. Они похожи ан маленькие шарики, их называют «лягушачьей икрой». Через две недели из икры появляются головастики и дышат жабрами, как рыбы. Головастики питаются подводными растениями, которые болеют, и этим очищают воду в водоеме.  Через некоторое время у хвоста появляются два бугорка, которые затем превращаются в задние лапки, потом отрастают передние ноги, а хвост укорачивается, потом исчезает. Маленькие лягушата могут выпрыгивать из воды и уже сами охотятся за насекомыми. Почему лягушки могут жить  только вблизи водоемов? Могут ли страдать лягушки от загрязнения воды? Чем питаются головастики? Почему они так называются? Кто питается головастиками? Кто питается лягушками? После наблюдения лягушка и головастик отпускаются, воспитатель организует игры различной физической активности. Предлагаемые воспитанникам игры и игровые упражнения   «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ»: д ети метают гладыши( маленькие плоские камни) в обозначенную цель в водоеме. «НАЗОВИ 3 ПРЕДМЕТА»: п редлагается придумать 3 названия ягод, хвойных и лиственных деревьев, насекомых, птиц, животных и т. д. , кто больше назовет, тот выиграл. «К НАЗВАННОМУ ДЕРЕВУ БЕГИ»: и гра проводится на полянке возле деревьев. «Раз, два три, к названному дереву беги! » «УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»: в оспитатель или ребенок- ведущий описывает задуманное растение, играющие отгадывают, задавая наводящие вопросы. «ПУТАНИЦА»: н айти вершки и корешки растений. «КАКОЙ ЛИСТОК? »: о бразование имен прилагательных от существительных. Лист березы- березовый. «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»: в оспитатель помещает в мешочек различные предметы( овощи, фрукты, игрушки) . Ребенок на ощупь отгадывает, что находится у него в руке. «НЕ ЗАМОЧИ НОГИ»: Детям предлагается пройти по коряге, при этом дается указание идти, не соступая с нее на землю. «РЕЧНАЯ ФИГУРА»: п роводится по типу «Морской фигуры» «АИСТЫ И ЛЯГУШКИ»: д ети делятся на две команды. Аисты прыгают на одной ноге, пытаясь запятнать лягушек. Если лягушка встала на одну ногу- ее пятнать нельзя. Запятнанный ребенок становится аистом. Детям предлагается побегать по берегу, походить по воде.     Читается стихотворение  Г. Ладонщикова «КТО БЫСТРЕЕ» Видишь- семеро ребят На лужайке встали в ряд. Все готовы вдоль реки Побежать вперегонки. Если быстро бегать можешь, Становись к ребятам тоже, А не можешь- посмотри… Кто быстрее? Раз, два, три! Никуда не побегу- Отдохну на берегу. Тут тростник стоит высокий, Рыба плещется в осоке, Мотыльков веселый рой Звонко вьется над травой, И кузнечик маленький Бьет по наковаленке. Хорошо на берегу- Никуда не побегу! Воспитатель: п олюбуйтесь еще разок как красива река летом. Посмотрите внимательно и запомните, а когда придете в детский сад, нарисуйте реку. Покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного и необычного вы видели сегодня на реке. III. ОБРАТНЫЙ ПУТЬ Обратный путь преодолевается короткой дорогой. Предлагаются проблемные ситуации, задачи- шутки, загадки: - что было бы если бы было жаркое и сухое лето и водоем высох? - что было бы если бы на муравейник упало большое дерево? - чем отличается вода в морях, океанах, озерах и реках? - зачем человеку нужна вода? - придумать рифму к слову «лягушка»( квакушка, попрыгушка, поскакушка, мухоловушка, зеленушка) - что было бы если бы все время шел дождь? - что было бы если бы лягушки были размером с кошку? - что между берегом И  рекой? - в воде родится, а воды боится( соль) Последующая работа: Чтение сказок, рассказов, стихов на данную тему-  Н. Сладкова « Жалейкин и лягушонок», «В подводном лесу»; Осипов К. «В воде и у воды»; Дмитриев Ю. «Почему утонул плавунец? »; сказка шорцев «Два ручья». Составление картотеки загадок и поговорок о реке, водоеме. Коллективное рисование «Наш водоем». Придумывание экологических сказок о водоеме. Создание макета «водоем». Обобщающая беседа «Как живет водоем? » Знакомство с произведениями живописи( в подлиннике либо в репродукциях)  и внимательное их рассматривание, прослушивание музыкальных пьес, песен и т. д.

Оставить комментарий: