a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Иконникова Е.В. Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как один из важнейших аспектов подготовки к школе

Опубликовано: 2015-11-23 13:49:40

Документы для скачивания

Выступление. «Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как один из важнейших аспектов подготовки к школе» Дети дошкольного возраста по природе своей- пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе ДОУ экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостях, закономерностях. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действия путем результата, сопоставить выводы и определить значимость физических явлений для человека и самого себя. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что- то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами( тонет – не тонет) , пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. д. Но опасность такой «самостоятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарным правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно- пространственную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении детская экспериментальная деятельность должна отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления и процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос: «Как я это делаю? », но и на вопросы: «Почему я это делаю именно так, а не иначе? », «Зачем я это делаю, что я хочу узнать, что получить в результате». Основной целью работы с детьми является формирование у них основ целостного мироведения средствами физического эксперимента. Усвоение системы научных понятий, приобретение «исследовательских, экспериментальных способов позволит ребенку научиться учиться, что является одним из важнейших аспектов подготовки к школе. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт- постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т. д. Так эксперимент складывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка. Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию: - поощряется любопытство, любознательность, представление возможности ребенку действовать с разными предметами и материалами, манипулирование с ними, если возникает необходимость что- то запретить, то обязательно объяснить, почему, помочь определить, что можно; - развивается стремление доводить начатое дело до конца, через использование положительной оценки; - проявление заинтересованности к деятельности детей, беседы с ними об их намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата, расспросить о результатах деятельности и как ребенок достиг их. Китайская пословица гласит: «Расскажи- и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрени е детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Подготовила: воспитатель Иконникова Елена Викторовна

Оставить комментарий: