a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Иконникова Е.В. Влияние детского экспериментирования на развитие познавательной активности

Опубликовано: 2015-11-23 13:55:12

Документы для скачивания

Статья. Влияние д етско го экспериментировани я на развитие познавательной активности Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Поисково- исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно- исследовательской( поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает. Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике д/ с используется еще, не достаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний. Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно – исследовательской( поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего нас мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к экспериментальной деятельности в группе следует оформить «уголок экспериментирования». Материалы, находящиеся в «уголке», распределены по разделам: -   приборы – помощники:   увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты; -   разнообразные сосуды из различных материалов; -   природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил; -   утилизированный материал:   проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы; -   технический материал:   гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора; -   медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, щипцы, деревянные палочки; -   разнообразные коллекции,   карточки – схемы проведения опытов, дневники экспериментаторов; -   прочие материалы:   воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла. Для поддержания интереса рекомендуется использовать игровой сюжет, проблемные ситуации, использование сказочных героев. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями. Осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы. В ходе экспериментирования дошкольники получают самые ценные и прочные знания, так как добывают их в ходе собственных творческих изысканий. Чтобы приобрести опыт и найти что- то новое, нужно работать, искать и не бояться браться за эксперимент. Подготовила: воспитатель Иконникова Елена Викторовна

Оставить комментарий: