a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Готовим детей к школе

Опубликовано: 2015-11-25 14:09:22

Готовим детей к школе

Беседа для родителей на родительском собрании

Подготовила: Кратова И.В. –воспитатель подготовительной  к школе группы.

 

Иногда, мы педагоги, сталкиваемся с мнением, что ребенка не стоит готовить к школе. Придет время, учителя научат. Есть и другое мнение: учить с пелёнок. Такие родители гордятся, если их малыш в 4 года читает, считает, пишет слова. Хорошо, если это желание самого ребёнка, иначе такая перегрузка может серьёзно сказаться на состоянии его здоровья. Как организовать процесс подготовки ребенка к школе? Могут ли родители сами справиться с этой задачей? Школа важный этап жизни любого современного человека. Здесь маленький гражданин закладывает «фундамент» своей успешности и в карьере и в отношениях с обществом. Поэтому родителям важно обратить особое внимание на выбор образовательного  учреждения для своего будущего ученика. Познакомиться с учителем, выяснить по какой программе он работает. Какой уровень знаний даст возможность Вашему малышу легко адаптироваться в школьной жизни.

Незави­симо от того, насколько высок уровень требований в избранном вами образовательном учреждении, готовить ребенка к обучению, конечно, нужно. Вот тут-то хочется сказать главное: дорогие родители, педаго­ги, няни, не стоит, засучив рукава, бросаться в бой с малышом, его свободным временем, таким необходимым ему для игр и развития, и учить, учить, учить!..

Заниматься с ребенком нужно так, чтобы ему было интересно и комфортно. Занятие не должно длиться более 35 минут (с двумя физкультминутками), лучше, если вы будете заниматься 20-30 ми­нут (здесь важно учитывать индивидуальность ребенка). Главный показатель того, что вы все делаете правильно — ребенок не устает, и ему хочется еще и еще заниматься (пусть лучше останется чуть-чуть «голодным», чем переевшим интеллектуальной пищи).

Такие занятия нужно организовывать не реже 2 раз  в неделю, до­полняя их познавательными и интересными играми и мероприя­тиями «выходного дня» (такими как поход в музей или театр, экс­курсия по городу или совместный просмотр хорошего (!) детского фильма или мультфильма). Важно, чтобы вы проводили занятия регулярно, не делая больших перерывов, но и не компенсируя про­пущенные занятия удвоением их частотности.

Занимайтесь с ребенком сами только в том случае, если вам это действительно приятно и интересно, а главное - вы способны сохранять спокойствие и доброжелательность от начала до послед­ней минуты занятия. Если этого добиться не удается, лучше обра­титься за помощью к профессионалам. Помните: ни один ребенок на свете не может (и не должен!) абсолютно во всем соответство­вать представлениям родителей о том, каким ему быть.

Чтобы занятие было интересным и качественным, заранее подготовьте все необходимое: карандаши, бумагу, красивую тет­радь или альбом и т. д. Для дошкольника очень важен антураж: красивые и новые (а еще лучше - неожиданные!) предметы, удоб­ное и уютное рабочее место.

Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного пред­мета (у меня для тебя что-то есть интересненькое!) или загадки (угадай, что я для тебя приготовила?)... Фантазия и изобретатель­ность - ваши волшебные помощники, способные привлечь внима­ние даже самого непоседливого малыша!

В конце занятия обязательно подведите итог, спросив у ре­бенка, чем он занимался, что ему особенно понравилось, что узнал нового. Именно эти вопросы позволяют ребенку отметить свои достижения, осознать приобретение нового опыта, новых знаний.

Очень хорошо, если для закрепления изученного вы предос­тавите возможность малышу самое интересное задание предложить кому-то из родных. Побывать в роли учителя - это один из самых эффективных методов усвоения учебного материала.

Современный ребенок много времени (к сожалению!) прово­дит у телевизора. Многие родители, включая своему малышу мультики, освобождают себя от необходимости с ним разговаривать (опять же, к сожалению!). Если для вас видеомагнитофон - обяза­тельный атрибут семейной жизни, пожалуйста, внимательно отне­ситесь к тому, что смотрит ваш малыш.

Вопросы, которые можно задать ребенку после просмотра мультфильма или фильма:

1. Понравился ли тебе мультфильм (фильм)?

2. Кто из героев тебе понравился и почему?

3. Как ты  думаешь,  кто  главный  герой  этого  мультфильма (фильма)?

4. Попробуй придумать продолжение (следующую серию) это­го фильма. Что станет с его героями?

И не забывайте, пожалуйста, о ее величестве КНИГЕ! Не стоит путать чтение вслух интересных книг с обучением чтению. Тради­ция читать вслух в семейном кругу (например, вечером, перед сном) не только позволит привить ребенку любовь к книге, но и даст возможность снять напряжение и усталость, а главное - это чудесное время для эмоционального контакта с ребенком! Только читать необходимо выразительно, демонстрируя ребенку грамот­ную и красивую речь.

Беседа с ребенком после прочтения книги может стро­иться следующим образом:

1. Понравилась ли тебе книга?

2. С кем из героев сказки ты хотел бы дружить?

3. Кому хотел бы помочь и почему?

4. Запомнил ли, кто автор книги? Какие книги этого автора чи­тали раньше?

5. Попросите пересказать самый интересный и запомнившийся момент.

6. Не следует забывать об иллюстрации. Вместе с ребенком внимательно рассмотрите рисунки, спросите, так ли он представлял себе героев, как их изобразил художник.

Пусть чтение вслух станет вашей семейной традицией, со­провождаемой неким ритуалом. Сядьте вместе с ребенком поудоб­нее, может быть, ваш малыш заберется к вам на колени. Обязательно объясняйте непонят­ные слова, но только после того, как спросите ребенка: «А как ты думаешь, что это слово обозначает. Как ты его понял?».

Занятия, конечно, важны, но они - лишь незначительная часть процесса подготовки ребенка к школе. Школа потребует от малы­ша четкого следования установленным в ней правилам и расписа­нию. У многих детей, которые не привыкли жить в соответствии с определенным расписанием (режимом дня), самой главной про­блемой в период адаптации становится необходимость вставать в определенное время (довольно рано!) и вовремя ложиться спать. Родителям необходимо помнить о том, что разумный распорядок дня значительно облегчает ребенку жизнь! Соблюдение режима дня - важное условие успешной подготовки ребенка к школе. Час­то приходится слышать от родителей: «Пусть поспят подольше, пока маленькие. Ну и что, что рано не встает, вечером-то ребенка не уложить - он засыпает за полночь вместе с нами!». Следствие такого отношения к режиму дня - типичные проблемы в начальной школе: ученик пришел на урок невыспавшийся, получил плохую отметку... У первоклассника, который не привык к определенным правилам (в том числе правилам режима дня), школа вызывает страх из-за требований, которые она ему постоянно предъявляет.

И, наконец, об играх. До семи лет для ребенка ведущей являет­ся игровая (а вовсе не учебная!) деятельность. Но игра, как извест­но, позволяет ребенку очень многому научиться, многое узнать, развить мелкую моторику (что необходимо для подготовки руки к письму и очень важно для развития речи). Важность игры вовсе не оправдывает необдуманного «заваливания» ребенка и всего дома игрушками. Когда игрушек слишком много (особенно однообраз­ных, например, мягких), пропадает интерес к игре, к изобретатель­ству. Такая важная для ребенка сюжетно-ролевая игра предполага­ет  придумывание малышом нового назначения для имеющихся под рукой предметов (например, ложкой может служить палочка, ка­рандаш, салатом - трава и т. д.). Именно такая изобретательская деятельность позволяет ребенку развиваться, обогащать свой рече­вой запас и пополнять житейский опыт. Какие же игрушки необхо­димы ребенку? Вот перечень действительно нужного каждому ма­лышу:

Куклы (не Барби, которая уже выросла, — взрослая тетя, а кукла-ребенок, позволяющая малышу быть ее мамой или папой). Одежда для куклы (лучше самодельная). Мебель. Посуда. Набор врача, парикмахера. А вот для игры в магазин лучше использовать подручные средства.

Машинки, паровозики (лучше, если они будут заводными и разборными).

Конструкторы (не только «лего», но и деревянные, металли­ческие). Кубики (хорошо, если вы приобретете кубики Никитиных - «Уникуб», «Кубики для всех» — это очень интересные игры для всей семьи). Головоломки (опять же можно найти их в играх Никитиных — «Сложи квадрат» и др.). Мозаика (довольно мелкая, яркая и интересная, позволяющая делать очень красивые вещи, при этом развивая мелкую моторику — пальчики ребенка). Пазлы (сейчас есть пазлы - репродукции картин известных художников, виды города, карта мира, времена года, дикие и до­машние животные и т. д.).Игры с фишками (например, «Прогулки по Санкт-Петер­бургу» - игра, включающая игровое поле, кубики и фишки, позво­лит очень быстро и без лишних усилий познакомить ребенка с ос­новными улицами и архитектурными памятниками северной сто­лицы). Всевозможные лото («Животные», «Растения», «Школьные принадлежности» и др. сейчас есть практически в каждом хорошем игрушечном магазине).

Игра «Парные картинки» (парные карточки, например, с изо­бражениями рыб с одной стороны и одинаковой для всего набора другой стороной, выкладываются одинаковой стороной на столе в виде прямоугольника или квадрата; играющие по очереди откры­вают по две карточки, пытаясь найти одинаковые). Эта игра не только прекрасно развивает внимание и зрительную память, но и позволяет быстро запомнить названия цветов, насекомых, рыб и т. д.

А вот мягких игрушек много дарить ребенку не стоит. Пусть будет один, максимум два самых любимых мягких друга, из очень качественного, не вызывающего аллергических реакций, хорошо стирающегося (желательно, в стиральной машине) материала, с которыми приятно спать, шептаться о самом сокровенном, кото­рым иногда можно пожаловаться, когда обижен...

Играйте с ребенком и его игрушками в школу! В процессе та­кой игры вы легко и непринужденно расскажете ему о школьных правилах. Предложив «примерить» разные роли: ученика, учителя, директора, проиграйте разные ситуации общения с соблюдением норм делового этикета.

Позвольте своему ребенку играть в игрушки. Старайтесь чаще играть с ним совместно: некоторые дети даже в первом классе все еще недостаточно фантазируют, недостаточно умеют играть сами. Помогите своему ребенку научиться играть. Стимулируйте своего ребенка к занятиям через совместную с вами игру на первых порах, например, игру «в школу».

Для тренировки определенных способностей полезно упражняться с ребенком в неспецифической (т.е. не связанной непосредственно с учением) форме. Такие «неспецифические» упражнения создают базу для развития школьных навыков и могут применяться как до школы, так и во время обучения.

Педагогический опыт и исследования психологов показывает, что успешно приспосабливаются к школе те дети, которые научились хорошо играть в игры «с правилами», или ролевые игры.

Это такие игры, как «Дочки-матери», «Магазин» и т.п. Некоторые дети даже к началу школы не умеют играть в игры по правилам. Поэтому родителям следует обратить внимание на игру своего ребенка. Если ребенок не умеет или не любит играть с ребятами, или в игре всегда предпочитает более «выгодные» роли - это может свидетельствовать о возможных будущих сложностях при адаптации к школьным правилам.

В этом случае желательно, пользуясь всякой возможностью, научить играть своего ребенка: поиграйте сами со своим ребенком. Дети часто просят родителей поиграть с ними: старайтесь не отказываться, покажите своему малышу, как надо играть.  Ролевые игры не только формируют у ребенка умение управлять своим «хочу» и «надо», но и развивают способность к сочувствию, сопереживанию, умению поставить себя на место другого.

Оставить комментарий: