Консультации логопеда
«Как предотвратить речевыерасстройства у детей»
учитель-логопед Аржитова И.М.
Вот вашим детям исполнилось шесть лет – совсем стали большими. Пройдет лето и в школу.
Важно не утратить за лето сформировавшиеся навыки и умения владеть речью.
В результате работы над развитием речи детей, бывают случаи рецидивов (возвратов) речевых расстройств. Поэтому, здесь важно понимать, что вновь воспитанный навык правильной речи является еще очень непрочным. Потому ,что для полной автоматизации звука речи необходимо определенное время по закреплению звуков в свободной речи.
Вот по этой причине и после прекращения логопедических занятий родители должны в течении лета осуществлять контроль за речью, и разучивать различные скороговорки, чистоговорки, стихи, потешки. Некоторые считают, что телевидение пополняет багаж знаний у человека. Так вот исследование показало, что только спортивная программа соответствует этой функции.
Дети, которые, проводят всё больше времени перед телевизором, хуже учатся.
Но, к сожалению, именно его, телевизор, многие родители и считают благом.
Ведь ребенок дома под присмотром такой замечательной «няньки».
Можно заняться своими делами. в результате времени на общение не остается. близкие люди, находясь рядом друг с другом, практически не разговаривают, что не может не отразится на речевом и общем развитии ребенка.
Живое общение не может заменить никакое, даже самое совершенное техническое устройство.
Ни один цветочек на телевизионном экране н
ельзя понюхать, нельзя съесть рекламируемый йогурт и выпить стакан соку.
"Научите меня правильно говорить!"
учитель-логопед: Аржитова И.М.
Многим родителям кажется, что речь ребенка развивается хаотично, но это далеко не так.
На протяжении первого года активно развивается способность малыша понимать речь окружающих. Малыши понимают гораздо больше, чем говорят. Согласно исследованиям, с начала второго года жизни ежемесячно ребенок начинает понимать около 20 новых слов, тогда как начинает произносить в среднем около девяти. Малыши начинают говорить о том, что они хотят, видят и ощущают, а не о том, что они знают или думают. Поэтому первые слова, обычно, обозначают наиболее важные объекты, предметы и действия:
· людей, окружающих ребенка (папа, мама, баба, деда, дядя, тетя);
· действия, производимые малышом или другими людьми 9тук-тук, топ-топ, ам-ам);
· животных и птиц (мяу, ки, киса, ав-ав, му, иго-го, ко-ко, кар-кар);
· части лица и тела (нос, рот, глаза);
· игрушки малыша и вещи в доме (мишка, мяч, соска, але-телефон);
· одежда и обувь (носок, штаны, шапка);
· транспорт (би-би-машина, у-у-самолет);
· слова, отражающие состояния человека (хочу, ой, ай, бо-бо).
Примерно с полутора лет начинается поступательное развитие речи малыша. От полутора до двух летактивный словарь ребенка может увеличиться до 25 слов, а у некоторых детей до 90 слов.
Что можно сделать для развития речи ребенка?
1. С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
2. Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте крохе употреблять известные ему слова. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.
3. На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них. Интонационно выделяйте голосом новое для малыша слово.
4. Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы. Не сюсюкайте, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша!
5. Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите кроху показывать вам картинки, которые вы называете и самого рассказывать о том, что на них нарисовано.
6. Сделайте фотоальбом, иллюстрирующий различные действия малыша. Разглядывая фотографии, просите малыша рассказать о том, он видит. Перелистывать такой альбом и называть фотографии можно в транспорте, в парке на пляже и т.д.
7. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.
Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка!
Литература: Журнал «Логопед в детском саду»№ 2008 год,
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ., М., 2007.
"Поговори со мной..."
учитель-логопед: Аржитова И.М.
О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.
Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много разговаривали, но результатов нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать…».
Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребёнок!
«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул разговора.
Какими упражнениями можно развивать речь?
1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К заданиям можно отнести:
· какими словами, красками можно
описать время года;
· назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только веселые слова;
· расскажи о предмете, какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;
· играйте в игру «Если бы, да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение: - «Если бы я был Улицей, то я бы …, потому что …». - «Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что …». - «Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что …». - «Если бы я был Мандарином, то я бы …, потому что …».
· Играйте в игру «Хорошо - плохо».
* Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
* Что хорошего в болезни, а что плохого?
* Что хорошего в дождике, а что плохого?
* Что хорошего в том что, сломался телевизор, а что плохого?
· Играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т.д.
· Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка…
4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
5. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут …ёлке.).
6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объяснять и конца (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).
7. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Помните! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлечённый «говорун сразу скисает»!